Лекция "Пять веков московской жилой архитектуры" (Денис Ромодин)

Ну, что сказать. Эффект утёнка в действии: первые минут двадцать-тридцать непросто было привыкнуть к тому, что съемка ведется по-другому, лектор другой и стилистика его тоже отличается, но поскольку Денис Ромодин о жилой архитектуре говорил больше двух с половиной часов, в конце концов я к подаче привыкла. Ещё в начале мне было сложно, потому что ранняя история навевает на меня тоску, и на первые иллюстрации с изображением одиночных
Главное, что я уяснила для себя по итогам, так это то, что жилая архитектура, как и почти все остальные явления жизни, развивается по маятнику (или по спирали), и одни и те же тенденции то возвращаются, каждый раз будучи немного видоизменёнными, то объявляются
Внутри темы жилья особенный интерес у меня вызывает типовая застройка, и для меня было открытием, что она вошла в жизнь не в советские годы (хотя они, конечно, отличаются максимальной массовостью в этом плане) и что первые типовые проекты стали частью московской архитектуры по инициативе Петра Первого, а то, что можно назвать такой более масштабной застройкой, даже тогда делающей, к слову, город более однообразным, появилось в Москве после пожара 1812 года, когда надо было срочно восстанавливать жилой фонд (хотя выражение про фонд явно откуда-то из более поздних времён), и массовый типовой декор появился в то же время. История доходных домов тоже меня сильно привлекает как горожанку до мозга костей, потому что это про квартиры, и в лекции об этих домах было, конечно. А ещё ужасно интересно было узнать, что все эти типовые застройки что пятидесятых годов двадцатого века, что двадцатых двадцать первого тем или иным способом цитируют что-нибудь историческое – то те же доходные дома, то нарышкинское барокко, то кафельные фасады начала двадцатого века и так далее. Узнать что-то подобное про взаимосвязь всего сущего было моим скрытым запросом к лекции; узнать и вписать это в концепцию, а то мне новострой (и условный новострой семидесятых-восьмидесятых, и реальный нынешний) казался чем-то выдернутым из контекста и словно стоящим в чистом поле
А ещё после лекции, но без связи с ней я перечитала Чехова, и пропускаемые обычно мимо ушей описания того, как герои снимают флигель в какой-нибудь усадьбе, начали звучать для меня как цитата из лекции "аренда жилья стала популярной после отмены крепостного права, и семьи часто сдавали свои дома, а сами жили во флигеле (или наоборот), а некоторые усадебные дома и вовсе частично перестраивались под съем (шинковались на большее количество жилых помещений)". Вот, кстати, если плясать от Чехова, то в лекции не был освещен интересующий меня вопрос жизни в номерах, я бы послушала об этом побольше – как всё это строилось, как обслуживалось, чем отличалось от гостиницы, будучи по сути подвидом гостиницы... кто и почему там жил, в целом понятно и по Чехову, но и это я бы тоже ещё послушала в более обобщённом ключе. Короче, интересно.
И да, мой ЖЖ презентует два новых тэга: "лекции" и "градостроительное"
|
</> |