Лекция "Которой не было. Проекты для межвоенной Москвы"

топ 100 блогов ks-wintersports30.03.2024 Мой первый опыт платной лекции, которую к тому же можно было слушать на месте, то есть в Гиперионе, а можно было, заплатив на сто рублей меньше, присоединиться к онлайн-трансляции. Я выбрала второй вариант, но не из-за ста рублей, а потому что не хотелось никуда ехать, и осталась довольна тем, что сразу по завершении лекции (точнее, трансляции, потому что неформальный разговор со слушателями продолжался, являясь бонусом для присутствовавших очно, но онлайн-участников от источника отключили), уже изрядно утомившись от обилия информации, можно было выключить комп и лечь спать. Наверно, прогулка до метро по вечернему городу тоже помогла бы перезагрузиться, но отход ко сну раньше как минимум на час – это прекрасно. Минутка занудства: формат онлайн-лекции в моем посте передан сочетанием тэгов "выходы куда-то" и "интернеты".

Экскурсионное бюро "Москва, которой нет" продолжает придерживаться своей концепции, рассказывая о Москве, которой уже нет или которой никогда не было (за исключением формата проектов и прожектов, я бы сказала), и мне такие последовательность и концептуальность страшно нравятся. Лекцию о межвоенных градостроительных проектах читал совершенно неизвестный мне историк архитектуры Николай Васильев (да и откуда бы мне знать кого-либо или что-либо из этой сферы), и мне сложно что-то сказать о нем как о лекторе из-за моего полного не-знакомства с темой. Ну то есть он сыпал именами архитекторов двадцатых-тридцатых годов, которые к третьей итерации я научилась узнавать в потоке речи, и мимоходом высказывался в духе "ну ведь все помнят дом на углу Арбата и Денежного переулка" или "вот там у нас справа эстакада, потом вокзал, а слева церковь семнадцатого века", а я офигевала и лихорадочно пыталась восстановить в памяти хотя бы примерную карту города.

Не знаю, совершу ли я акт хищения результатов интеллектуального труда, если приведу тут список тех проектов, о которых шла речь, и запишу наиболее запомнившиеся отрывочные сведения, но все равно сделаю это независимо от своих моральных терзаний для того, чтобы потом с удовольствием перечитывать собственный пост. Итак, лекция была о следующих нереализованных проектах:
- небоскреб ВСНХ, который напоминает башню Меркурий Москвы-Сити;
- дворец труда;
- горизонтальные небоскребы в количестве восьми штук, которые должны были располагаться на Бульварном кольце, и у опоры некоторых (или какого-то) из них предполагалась станция метро; трамвайная остановка тоже предполагалась, но не существующее на тот момент даже в планах метро всяко эффектней;
- дом текстилей;
- центральный рынок, который должен был привести в цивилизованный вид существовавший стихийный рынок на Болотной площади;
- МКС, но это не про космос, а про Международный Красный стадион, с помощью которого предполагалось импортозамещать Олимпиады Спартакиадами с участием дружественных государств, и он из тех немногих проектов, которые даже перешли к стадии реализации, и на фотки трибун или каких-то кабинок, чье назначение сейчас вспомнить не могу, посмотреть было интересно;
- Электробанк (название отличное, но ничё о проекте не помню, а гуглить неспортивно, по крайней мере пока пост пишу);
- институт библиотековедения им. Ленина (предполагалось собственно здоровое книгохранилище обычного вида и зал для всяких мероприятий в форме воздушного шара);
- институт статистики (знатокам должен напоминать какое-то вытянутое яйцо в Барселоне... а, вот, погуглила, башня Абгар имеется в виду);
- дом книги, в который планировалось свезти все издательства; запомнился предполагаемым большим внутренним двором для того, чтобы книшшшки разгружать, мимими;
- дворец Советов, которому была посвящена наибольшая в процентном соотношении часть лекции и который является единственным неосуществленным проектом, о котором я знала; запомнился яркий образ дворца-призрака, потому что ему были посвящены и пропагандистские киноролики, и детальные брошюры, распространяемые среди населения и содержащие инфу вплоть до вместимости отдельных помещений, и какая-то мастерская, не поняла какая, но та, которая делала тогда или делает сейчас (?) мебель для метро (гугл в ответ на запрос выдает только "мебель METRO купить с доставкой на дом", ха-ха), была создана для того, чтобы обслуживать этот дворец, но вот сюрприз, он существовал только на уровне многоступенчатых конкурсов, в которых участвовали все крупнейшие архитекторы страны (и именитые зарубежные тоже), так что текущие менее пафосные проекты делались руками недавних выпускников, что, конечно, хорошо для входа в профессию; еще как яркий пример призрачной конструкции запомнился символ? гифка логотипа? Мосфильма с рабочим и колхозницей на фоне Красной площади, отчего туристы, не обнаружив этот памятник у стен Кремля, бывали разочарованы;
- театр МОСПС, то есть театр имени Московского областного совета профессиональных союзов; жаль, но тоже ничего не помню кроме того, что там было что-то про форму локомотива;
- театр Немировича-Данченко, проект которого запомнился тем, что в отличие от Новосибирского театра, выезд конницы и танков на сцену не предполагался; скромный такой неэкспериментальный проект, похожий на те театры, что строились по всей стране в пятидесятые;
- что-то и про театр Мейерхольда было, но кроме эпитета "изощренный", ничего не помню;
- дом радио (белый шум в голове); что-то там про самый трушный московский дом пионеров было в связи с ним, но см. пункт про белый шум;
- дворец техники, вдохновленный берлинским Техническим музеем;
- звуковой кинотеатр межрабпромфильма (ничего, кроме названия...);
- центральный дом аэрофлота, который спустя десятилетия пришел в Москву в облике Белого дома; тут запомнилось про авиационную часть Москвы на северо-северо-западе;
- гостиница общества пролетарского туризма и экскурсий, где предполагался прокат велосипедов;
- наркомат тяжелой промышленности, предполагавшийся сначала прямо на Красной площади, а потом в планах же переехавший в Зарядье; проектов была масса, и визуализация этих проектов мне показалась особенно эффектной (может, потому что очень легко представить, что это должно было быть на месте ГУМа); один из проектов запомнился тем, что в бюро пропусков можно было (бы) попасть, только преодолев пешком лестницу на 14 этажей; а у некоторых проектов еще и подземная часть предполагалась; короче, реально одна из самых запоминающихся штук во всем списке;
- институт Маркса-Энгельса-Ленина (белый шум);
- ТАСС (на месте галереи Актер); с учетом того, что и Пушкин тогда с другой стороны стоял, и Страстной монастырь еще существовал, даже мысленные визуализации очень эффектны;
- жилой дом издательства газеты Известия (красивое с лепестками, а так в общем-то на панельку семидесятых смахивает);
- академия наук (на месте ЦДХ, и там типа в то время были огромные площади для освоения);
- Комвуз, то есть международная ленинская школа, эдакий интернат для взрослых иностранных коммунистов, которые должны были там жить и просвещаться; затруднилась я с местом его предполагаемого местоположения, Воробьевы горы это или Ленинские, а потом поняла, что это одно и то же, хех;
- комбинат Известия (белый шум);
- музей мировой революции, должен был располагаться на месте Красного октября и являлся чьим-то дипломным проектом (потому что профи проектировали дворец Советов);
- всесоюзный институт экспериментальной медицины (ВИЭМ), который должен был располагаться на огромной и тогда еще особо не освоенной территории в районе Щукинской, а с содержательной точки зрения быть центром вот прямо всей науки с самыми фантастическими идеями;
- большой академический кинотеатр, который должен был быть ровно напротив Большого театра; один из проектов лектор назвал "кинотеатр с точки зрения Аполлона";
- второй дом Совнаркома (запомнился конкуренцией ведомств, каждое из которых старалось выстроить свой дом больше, ширше и выше, а еще один из проектов имитировал адмиралтейский шпиль);
- не постройка, но генеральный план реконструкции Москвы 1935 года, предусматривавший много новых проспектов, спрямление улиц и дубль Бульварного кольца, а еще ему посвящена книжка, то есть альбом Родченко и Степановой (кто это?) с текстом Шкловского (тоже не знаю, кто это, но по инерции после Родченко сфамильярничала).

Ну и две запомнившиеся более абстрактные штуки:
- многие проекты были рассчитаны на воображаемого летающего путешественника, типа в глазах именно такого путешественника замысел раскрывался максимально;
- эти проекты (или прожекты) реализованы не были, но их идеи были использованы спустя двадцать-тридцать лет в мирной стройке (те же театры) или же в других городах при послевоенном восстановлении всего.

Единственным недостатком онлайн-формата является то, что на экран выводится презентация с чертежами и картами, и если в зале лектор светит в разные точки лазерной указкой, то у своего компа ты можешь только догадываться, где же там пляшут цветные огонечки. А самый большой эффект лекции – желание гулять и по Москве вообще, и по упомянутым в ней адресам в частности, чтобы увидеть кусочек единственного построенного корпуса из очередного проекта и рассмотреть там те самые рисунки про прокат велосипедов. И еще мне понравилось соприкосновение с реальностью, которая находится вне рамок моей жизни. Где я и где строительство, спрашивается, все эти – цитаты не всегда дословные – "оба зала обслуживаются одной коробкой", "гигантизм в архитектуре как символ мифологического эпоса", "архитектурная публицистика тридцатых", "эффектные проекты без детализации", "такое-то строение рифмуется с таким-то", "залихватский замысел, но никакой реализации", "на чертеже виден рельеф <местности – Кс.>, но всё равно нельзя понять, где всё это должно было располагаться" (ну то есть в других случаях по плану можно понять, где всё это располагается)... И имена коллег Васильева я тоже записала, сомневаясь, правда, что буду читать их публикации, но как окно в новый (или другой) мир мне этот список точно нужен.

В общем, мероприятием более чем довольна.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
«Я сбежала, потому что в США невозможно добиться правосудия»: Богдана Осипова — о возвращении из американской тюрьмы. Богдана Осипова на свободе. Три с лишним года уроженка Калининграда провела в американской тюрьме по обвинению в похищении собственных детей. В 2014 году женщина ...
Доброе утро! Ну что, сегодня у нас очередная серия суда над Алексеем Навальным, понаблюдаем, часть наблюдателей уже у здания суда. Сегодня расскажу вам отличную историю об одном нацисте, поговорим о блестящей операции украинской полиции, ну и будем следить за новостями, как же без ...
            Сейчас выяснилось,что всего один непринятый вчерашний звонок спас меня от недельной пьянки во Владике- у принимавшей стороны свадьба у какого-то родственника и я был в конце списка приглашенных,как неожиданно понаприехавший ...
О Брэме Стокере, Маргарет Митчелл, Теодоре Драйзере – а также их бестселлерах Как говорят, книги в наши дни продаются неважно – то ли потому, что почти всё можно скачать бесплатно; то ли – из-за того, что аудитория не способна воспринимать тексты объёмом более ста сорока знаков… ...
В ОПУ заявили, что Байден «восхищается лидерством Зеленского». На сайте Белого дома об этом ни слова. Но то такое. Главное, своим сообщить: "о, это признал и Байден - что Владимир Александрович - величайший лидер современности". Кароче, как - то так получилось, что Арахамия и Байден-в ...