Ледокол "Красин"

По возвращении с полюса дирижабль обледенел и упал на лёд примерно в сотне километров от Шпицбергена.
Несмотря на то, что событие это произошло задолго до моего рождения, в 1969 году вышел совместный советско-британско-итальянский художественный фильм под названием "Красная палатка", повествующий о трагической судьбе дирижабля "Италия" и 48-дневном ледяном дрейфе оставшейся в живых части его экипажа.
Разумеется, фильм этот в детстве я посмотрел, и с тех пор слова "Красная палатка" прочно ассоциируются у меня с Умберто Нобиле, его дирижаблем "Италия" и советским ледоколом "Красин".
Запомнился мне и облик "Красина" из фильма - приземистый пузатый корпус, две высоченные дымовые трубы, невысокая надстройка...

Собственно, таким я и ожидал увидеть легендарный "Красин", и был несколько удивлён, увидев на набережной Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге хоть и узнаваемый, но несколько иной корабль с надписью "Красин":
У современного "Красина" надстройка иной, более привычной для
ледоколов, формы, и одна приземистая дымовая труба вытянутой формы
вместо двух высоких цилиндрических:
Впрочем, недоразумение быстро разрешилось - ведь еще в 1950-х
"Красин" прошел капитальный ремонт и модернизацию, во время которых
ему заменили силовую установку - вместо угольного котла был
установлены автоматические водотрубные котлы типа «Вагнер»
конструкции «ФЕБ Дампфкессельбау Хоэнтурм» (1958 г. ) на
мазуте, а вместо старой паровой машины открытого типа установили
картерную поршневую паровую машину тройного расширения «Стефенсон»
производства Оттензенер Ейзенверк Вилли Х. Шликер (г.
Гамбург-Альтона, ФРГ) 1957 года выпуска.
Модернизировали и надстройки, и систему выпуска дыма, поэтому с
1960-го года "Красин" стал выглядеть вот так:
Почему же в фильме 1969 года мы видим "правильный" "Красин", хотя к
моменту выхода фильма в прокат ледокол уже более 9 лет выглядел
иначе?
Всё просто - «роль» ледокола "Красин" поручили исполнять очень
похожему на «Красин» в 1928 году ледоколу «Сибиряков», просто
заменив на нем название - вот он на скриншоте из фильма "Красная
палатка":
История ледокола "Красин" началась незадолго до революции - , 21
января1916 г. в Англии, в Ньюкасле, по заказу Главного управления
кораблестроения началось строительство нового линейного ледокола —
«Святогор».
Выход в море ледокола «Святогор» из Уолкера (район Ньюкасла, Великобритания):
19 ноября 1927 г. ледокол получает новое имя - «Красин».

На судне есть несколько макетов различных ледоколов, среди
которых - и сам "Красин" в том виде, в каком он существовал с
момента постройки и до модернизации:
Есть тут и макет уже после модернизации - именно так сейчас
выглядит наш "Красин":
И, наконец, самый известный эпизод из жизни "Красина" - 12
июля 1928 года "Красин" участвует в спасении экспедиции
Умберто Нобиле на дирижабле "Италия" - в экспозиции музея этот
эпизод представлен несколькими макетами, в том числе - дирижабля
"Италия"
Сохранившиеся архивные снимки дирижабля "Италия" позволяют
представить себе размах мероприятия.
Дирижабль «Италия» отправился в полет к острову Шпицберген из
Милана 15 апреля 1928 года. Подготовка экспедиции и ее отбытие
находилось под пристальным вниманием итальянской и международной
прессы. Старалась и официальная пропаганда. 31 марта, когда работы
по подготовке к отлету близились к завершению, Нобиле имел
аудиенцию у Папы Римского Пия XI, вручившего генералу лично им
освященный деревянный крест, который предполагалось установить на
полюсе.

В свой третий и, как оказалось, последний полет «Италия» отправилась 23 мая 1928 года.
Сделав большой круг над полюсом и осуществив ряд метеорологических наблюдений, «Италия» взяла курс на базу.
В 10 часов 33 минуты «Италия» ударилась о лед кормовой мотогондолой, а после того как она отломилась и корма дирижабля приподнялась вверх, и носовой гондолой. Несколько десятков метров носовую гондолу волокло по льду, после чего она оторвалась от корпуса.
Нобиле и 8 человек, находившихся с ним в рубке управления, оказались выброшенными на лед. Потерявший в массе и уже не управляемый дирижабль подбросило вверх и унесло на восток.
Через некоторое время в том направлении, куда унесло искореженную «Италию», был замечен столб дыма, однако что это было – пожар на борту неуправляемого воздушного корабля или, как полагают некоторые исследователи, попытка подать сигнал оставшимся на льдине товарищам – осталось неизвестным. Так же как и участь самого дирижабля и оставшихся на его борту 6 человек, так называемой группы Алессандрини, – их судьба осталась невыясненной.
Отыскалась четырехместная палатка, спальный мешок и навигационное оборудование, которое предназначалось для группы исследователей в случае посадки на полюсе. Но самой главной и значительной находкой стала коротковолновая рация. Радисту Джузеппе Бьяджи удалось наладить ее работу сначала только на прием, а потом и выйти в эфир и послать сигнал SOS.

Однако после того как стало очевидно, что с дирижаблем что-то случилось, итальянцам явно стало не до наследства.
Немедленно при Осоавиахиме был создан Комитет помощи дирижаблю «Италия». Его руководителями стали два заместителя наркома по военным и морским делам Сергей Каменев и Иосиф Уншлихт.
5 июня Комитет принял решение направить спасательную экспедицию на стоявшем тогда в Ленинграде ледоколе «Красин». Предполагалось, что ему вполне по силам справиться с полярными льдами в районе между Шпицбергеном и Землей Франца-Иосифа.
Руководство возлагалось на директора института по изучению Севера Рудольфа Самойловича.

На корабль в спешном порядке грузилось продовольствие и снаряжение, личному составу пришлось уплотниться, поскольку на борт были приняты спасатели. На корме был смонтирован специальный деревянный помост, где поместили самолет «Юнкерс» ЮГ-1 (командир экипажа Борис Чухновский). Его планировали спускать на лед по дощатым помостам и приводить в полетнопригодное состояние.

23 июня лейтенант Эйнар Лундборг совершил посадку на льдину, доставив новый груз продовольствия. Обратным рейсом после непродолжительных препирательств был вывезен Нобиле – Лундборг отверг предложение забрать более серьезно пострадавшего механика Чечоне, ссылаясь на полученный приказ от итальянских властей и то, что механик имел больший вес, чем генерал.
Нобиле вместе со своей собакой был доставлен сначала на шведский аэродром подскока, а потом и в Кингс Бей, где взял на себя руководство спасательными работами.

При повторной попытке совершить посадку на льдину с лагерем самолет Лундборга скапотировал и перевернулся. Шведский летчик пополнил ряды обитателей Красной палатки.
Тем временем идущий на всех парах «Красин» прибыл в Берген, где простоял два дня, принимая на борт уголь, и отправился к Шпицбергену.
12 июля «Красин» снял с льдины Цаппи и Мариано.
Вечером 12 июля «Красин» достиг льдины с потерпевшими крушение. К этому времени их положение очень осложнилось, поскольку лед начал интенсивно таять. Пять человек – четыре итальянца и чех Бегоунек – были взяты на борт, им была оказана необходимая медицинская помощь.

Самарская газета "Коммуна", как и все советские газеты того
времени, в номере за 15.07.1928 с восторгом пишет:
После ремонта в Норвегии 5 октября 1928 года «Красин» триумфально
вернулся в Ленинград, где его восторженно встречали 200 тысяч
горожан.
За этот поход ледокол «Красин» и весь экипаж были награждены
орденом Трудового Красного Знамени за особые заслуги перед
Отечеством.

Орден Трудового Красного Знамени (правда, в его более поздней
модификации) до сих пор украшает рубку ледокола:
Вид из капитанской каюты ледокола (на фото выше - это окна под
орденом) - примерно так выглядел, видимо, нос ледокола из ходовой
рубки в 1928 году (сейчас ходовая рубка находится выше, окна над
орденом):
Машинный телеграф ледокола в ходовой рубке:
Кресло капитана ледокола - из всей ходовой вахты сидеть имел право
только сам капитан, все остальные несли вахту стоя:
Иллюминатор капитанского мостика:
Репитер гирокомпаса (такие же репитеры находятся и в штурманской
рубке, и в капитанской каюте):
А вот и штурвал, у которого стоял вахты рулевой:
Из надстройки выйдем на палубу и мимо спасательных шлюпок, висящих
на кран-балках, проходим в корму:
Кормовое буксирное устройство состоит из массивной буксирной
арки...
и огромной буксирной лебедки, на которую наматывался толстенный
буксирный трос для ледовой проводки буксируемых судов:
Форма корпуса типична для ледоколов - она должна противостоять
сжатию льдами и призвана "выталкивать" корпус изо льдов при их
сжатии:
Если все надстройки старого "Красина" не сохранились, то его
клепаные из стальных листов английской стали борта корпуса
сохранились практически в первозданном виде:
Листы стальной обшивки несут на себе шрамы и отметины, сделанные
льдами за многие десятилетия службы во льдах:
Трехрядная клёпка борта - судя по всему, стальные листы
герметизировались между собой листами латуни:
На этом наш краткий экскурс в прошлое российского и советского
ледокола "Красин" окончен...
Источники:
- сайт музея "Ледокол Красин"
- Легендарный «Красин»: спасение Красной палатки. Что произошло 12 июля? В 1928 году советский ледокол «Красин» спас итальянскую экспедицию на Северном полюсе
- Триумф и трагедия дирижабля «Италия»
- Самойлович Р. Л. S.O.S. в Арктике. Экспедиция «Красина». — Берлин: Петрополис, 1930
- Самойлович Рудольф Лазаревич НА СПАСЕНИЕ ЭКСПЕДИЦИИ НОБИЛЕ Поход «Красина» летом 1928 года. Гидрометеоиздат, Ленинград, 1967
|
</> |