­
­

Ледокол "Красин"

топ 100 блогов honzales13.02.2023 Мои ровесники практически наверняка слышали о ледоколе "Красин", летом 1928 года спасшем часть экипажа потерпевшего аварию дирижабля "Италия" генерала Умберто Нобиле, возглавлявшего итальянскую экспедицию, долетевшую на дирижабле до Северного Полюса.
По возвращении с полюса дирижабль обледенел и упал на лёд примерно в сотне километров от Шпицбергена.

Несмотря на то, что событие это произошло задолго до моего рождения, в 1969 году вышел совместный советско-британско-итальянский художественный фильм под названием "Красная палатка", повествующий о трагической судьбе дирижабля "Италия" и 48-дневном ледяном дрейфе оставшейся в живых части его экипажа.
Разумеется, фильм этот в детстве я посмотрел, и с тех пор слова "Красная палатка" прочно ассоциируются у меня с Умберто Нобиле, его дирижаблем "Италия" и советским ледоколом "Красин".

Запомнился мне и облик "Красина" из фильма - приземистый пузатый корпус, две высоченные дымовые трубы, невысокая надстройка...

Ледокол Красин
Собственно, таким я и ожидал увидеть легендарный "Красин", и был несколько удивлён, увидев на набережной Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге хоть и узнаваемый, но несколько иной корабль с надписью "Красин":

Ледокол Красин

У современного "Красина" надстройка иной, более привычной для ледоколов, формы, и одна приземистая дымовая труба вытянутой формы вместо двух высоких цилиндрических:

Ледокол Красин

Впрочем, недоразумение быстро разрешилось - ведь еще в 1950-х "Красин" прошел капитальный ремонт и модернизацию, во время которых ему заменили силовую установку - вместо угольного котла был установлены автоматические водотрубные котлы типа «Вагнер» конструкции «ФЕБ Дампфкессельбау Хоэнтурм» (1958 г. ) на мазуте, а вместо старой паровой машины открытого типа установили картерную поршневую паровую машину тройного расширения «Стефенсон» производства Оттензенер Ейзенверк Вилли Х. Шликер (г. Гамбург-Альтона, ФРГ) 1957 года выпуска.
Модернизировали и надстройки, и систему выпуска дыма, поэтому с 1960-го года "Красин" стал выглядеть вот так:

Ледокол Красин

Почему же в фильме 1969 года мы видим "правильный" "Красин", хотя к моменту выхода фильма в прокат ледокол уже более 9 лет выглядел иначе?

Всё просто - «роль» ледокола "Красин" поручили исполнять очень похожему на «Красин» в 1928 году ледоколу «Сибиряков», просто заменив на нем название - вот он на скриншоте из фильма "Красная палатка":

Ледокол Красин

История ледокола "Красин" началась незадолго до революции - , 21 января1916 г. в Англии, в Ньюкасле, по заказу Главного управления кораблестроения началось строительство нового линейного ледокола — «Святогор».

24 сентября 1916 года был издан приказ «о зачислении в списки судов флота в класс морских ледоколов с присвоением имени «Святогор».
31 марта 1917 года на «Святогоре» был поднят флаг вспомогательных судов Российского Императорского флота (этот день отмечается как день рождения ледокола).

Выход в море ледокола «Святогор» из Уолкера (район Ньюкасла, Великобритания):

Ледокол Красин

В 1918 наш ледокол с именем "Святогор" был затоплен красными в устье реки Северная Двина, дабы перекрыть судам английских интервентов доступ в порт Архангельск, но затем был поднят англичанами, и в 1918-1921 годах находился в распоряжении Великобритании.
В 1921 году "Святогор" был выкуплен у правительства Великобритании при активном участии дипломата Л.Б. Красина и академика А.Н. Крылова, с тех пор, в 1922-1928 г.г. ледокол работал на Балтике, имея порт приписки  Ленинград.
19 ноября 1927 г. ледокол получает новое имя - «Красин».

Ледокол Красин

На судне есть несколько макетов различных ледоколов, среди которых - и сам "Красин" в том виде, в каком он существовал с момента постройки и до модернизации:

Ледокол Красин

Есть тут и макет уже после модернизации - именно так сейчас выглядит наш "Красин":

Ледокол Красин

И, наконец, самый известный эпизод из жизни "Красина" - 12 июля 1928 года "Красин" участвует в спасении экспедиции Умберто Нобиле на дирижабле "Италия" - в экспозиции музея этот эпизод представлен несколькими макетами, в том числе - дирижабля "Италия"

Ледокол Красин

Сохранившиеся архивные снимки дирижабля "Италия" позволяют представить себе размах мероприятия.

Дирижабль «Италия» отправился в полет к острову Шпицберген из Милана 15 апреля 1928 года. Подготовка экспедиции и ее отбытие находилось под пристальным вниманием итальянской и международной прессы. Старалась и официальная пропаганда. 31 марта, когда работы по подготовке к отлету близились к завершению, Нобиле имел аудиенцию у Папы Римского Пия XI, вручившего генералу лично им освященный деревянный крест, который предполагалось установить на полюсе.

8 мая 1928 г. «Италия» прибыла в Кингс Бей, где встала на стоянку в ангар, специально построенный еще для экспедиции на «Норвегии»:

Ледокол Красин

Длина "Италии" достигала 105,4 м, максимальный диаметр в миделевом сечении 19,4 м.
Объем 18500 куб. м. Максимальная скорость равнялась 112,3 км/ч., крейсерская – 70,2 км/ч обеспечивалась установкой трех моторов «Майбах» по 250 л. с. каждый.

Ледокол Красин

Экипаж дирижабля насчитывал 13 человек.
Были приглашены и иностранцы. Изучение вопросов атмосферного электричества взял на себя чешский ученый Франтишек Бегоунек.
Метеорологические и океанографические исследования и измерения были возложены на шведа Финна Мальмгрена.
Итальянский профессор Альдо Понтремолли должен был заниматься проблемами земного магнетизма.

Ледокол Красин

Деятельность полярной экспедиции предполагалось широко освещать в прессе. Для облегчения этой задачи в ее состав был включены итальянские журналисты Уго Лаго и Франческо Томазелли.
Был и еще один пассажир «Италии» – неофициальный – маленький фокстерьер Титина, принадлежавший генералу Нобиле и являвшийся участником всех его путешествий:
Ледокол Красин

Первый полет «Италия» совершила уже 11 мая. Планировалось исследовать район между Шпицбергеном и Землей Франца-Иосифа, где, как предполагалось, могла существовать так называемая Земля Джиллеса. Однако сильный ветер и сплошной туман оказались помехой и по совету Мальмгрена, опытного полярника, Нобиле приказал вернуться. Полет длился 7 часов. Никакой «Земли Джиллеса» обнаружить, естественно, не удалось.
Второй раз «Италия» поднялась в воздух 15 мая с задачей достигнуть Северной Земли. На этот раз полетное время составило 69 часов, однако сильный встречный ветер и недостаток горючего вновь заставили аэронавтов вернуться.
В свой третий и, как оказалось, последний полет «Италия» отправилась 23 мая 1928 года.

Ледокол Красин

23 мая в 4 часа 28 минут итальянский дирижабль вылетел из Кингс Бей. До северных районов Гренландии полет протекал в нормальных условиях, при попутном ветре, однако ближе к полюсу погода начала портиться. Появилась облачность, задул сильный ветер. Тем не менее, несмотря на препятствия, в 00 часов 20 минут 24 мая 1928 г. «Италия» достигла Северного полюса.
«Италия» начала снижаться, пытаясь пробить покров облачности. Это удалось сделать на высоте около 200 метров. Осмотр поверхности льда показал, что весь он пронизан трещинами и каналами, заполненными водой. От запланированной высадки на полюс пришлось отказаться. В торжественной обстановке крест, врученный Папой Римским, и итальянский флаг были сброшены с пассажирской гондолы в самую северную точку планеты.

Сделав большой круг над полюсом и осуществив ряд метеорологических наблюдений, «Италия» взяла курс на базу.
Чтобы более точно измерить скорость дирижабля и направление ветра, «Италия» снизилась до 300 метров. И тут выяснились малоприятные подробности: во-первых, истинная скорость воздушного корабля не превышала 30 км/час, а ветер изменил направление с южного на юго-восточное. Таким образом, дирижабль оказался гораздо восточнее заданной точки. Мальмгрен настоятельно советовал Нобиле быстрее покинуть район с неблагоприятной погодой – для этого был запущен третий двигатель. Однако из-за сильного встречного ветра скорость дирижабля увеличилась незначительно. Вдобавок ко всему, началось оледенение – куски льда срывались с винтов и производили мелкие пробоины в обшивке, которые, впрочем, удавалось быстро заделывать.
Еще через два часа полета заклинило руль высоты, и дирижабль быстро провалился на высоту 60 м. Экстренной остановкой всех работающих двигателей удалось предотвратить дальнейшее падение. Вскоре «Италия» поднялась на высоту 800 м, чтобы произвести необходимые измерения. Причиной отказа руля было оледенение, и вскоре он опять заработал. «Италия» снова нырнула в туман – на ней были запущены два двигателя из трех. Высота полета составляла около 200 метров – для более точных замеров высоты с борта сбрасывались специальные стеклянные шары, наполненные анилином, выкрашенным в красный цвет.
В 10 часов 30 минуту 25 мая Нобиле доложили, что дирижабль отяжелел и начинает оседать кормой. Была отдана команда запустить третий двигатель и увеличить обороты остальных, однако это ничего не дало. Падение продолжалось. Генерал в последнем отчаянном усилии приказал остановить все моторы и сбросить балласт. Но предотвратить катастрофу не удалось.

В 10 часов 33 минуты «Италия» ударилась о лед кормовой мотогондолой, а после того как она отломилась и корма дирижабля приподнялась вверх, и носовой гондолой. Несколько десятков метров носовую гондолу волокло по льду, после чего она оторвалась от корпуса.

Нобиле и 8 человек, находившихся с ним в рубке управления, оказались выброшенными на лед. Потерявший в массе и уже не управляемый дирижабль подбросило вверх и унесло на восток.

Ледокол Красин

На льдине среди обломков оказалось 9 членов экипажа «Италии», включая самого Нобиле. Некоторых из них изрядно потрепало во время крушения: Мальмгрен получил перелом правой руки, механик Чечоне – ноги. У генерала были сломаны голень и кисть руки. Еще один участник экспедиции, механик Помелла был обнаружен на льду мертвым. Он погиб во время удара дирижабля об лед.

Через некоторое время в том направлении, куда унесло искореженную «Италию», был замечен столб дыма, однако что это было – пожар на борту неуправляемого воздушного корабля или, как полагают некоторые исследователи, попытка подать сигнал оставшимся на льдине товарищам – осталось неизвестным. Так же как и участь самого дирижабля и оставшихся на его борту 6 человек, так называемой группы Алессандрини, – их судьба осталась невыясненной.
Когда первое потрясение прошло, потерпевшие крушение начали поиски хоть какого-то полезного имущества. Среди разбросанных обломков удалось найти запаянные жестяные коробки с продовольствием. Его оказалось довольно много: 71 кг пеммикана, 45 кг шоколада, сухое молоко и галеты.

Отыскалась четырехместная палатка, спальный мешок и навигационное оборудование, которое предназначалось для группы исследователей в случае посадки на полюсе. Но самой главной и значительной находкой стала коротковолновая рация. Радисту Джузеппе Бьяджи удалось наладить ее работу сначала только на прием, а потом и выйти в эфир и послать сигнал SOS.

Ледокол Красин

За активностью итальянцев в Арктике наблюдали и в СССР. Первоначально экспедиция Нобиле вызывала настороженную реакцию. Дело в том, что темпераментная и многословная пресса Апеннинского полуострова незадолго до этого обмолвилась, что Рим имеет права на Землю Франца-Иосифа. Аргументировалось это очень просто: эту территорию открыла австро-венгерская экспедиция 1873 года, вышедшая из Триеста. После окончания Первой мировой войны этот город достался Италии и следовательно, по мнению ряда политиков из окружения дуче, теперь она имеет права на Землю Франца-Иосифа.

Однако после того как стало очевидно, что с дирижаблем что-то случилось, итальянцам явно стало не до наследства.
Несмотря на непростые отношения с Италией, Институт по изучению Севера предложил снарядить на поиски экспедиции Нобиле два мощных ледокола и гидросамолеты. Идея была поддержана советским правительством. Дело было не только в благородстве и человеколюбии – требовалось показать возможности Советского Союза в Арктике на международном уровне. Пока шло обсуждение организационных вопросов, появилось неожиданное известие, что сигналы радиостанции лагеря выживших членов экипажа «Италии» были получены радиолюбителем в поселке Вознесенье-Вохма. Там же были указаны точные координаты.
Немедленно при Осоавиахиме был создан Комитет помощи дирижаблю «Италия». Его руководителями стали два заместителя наркома по военным и морским делам Сергей Каменев и Иосиф Уншлихт.

5 июня Комитет принял решение направить спасательную экспедицию на стоявшем тогда в Ленинграде ледоколе «Красин». Предполагалось, что ему вполне по силам справиться с полярными льдами в районе между Шпицбергеном и Землей Франца-Иосифа.
Руководство возлагалось на директора института по изучению Севера Рудольфа Самойловича.

Стоявший на ремонте «Красин» готовили к походу в Арктику штурмовыми методами – на нем еще не закончился плановый ремонт.

Ледокол Красин

На корабль в спешном порядке грузилось продовольствие и снаряжение, личному составу пришлось уплотниться, поскольку на борт были приняты спасатели. На корме был смонтирован специальный деревянный помост, где поместили самолет «Юнкерс» ЮГ-1 (командир экипажа Борис Чухновский). Его планировали спускать на лед по дощатым помостам и приводить в полетнопригодное состояние.

Ледокол Красин
«Красин» покинул Ленинград 16 июня.

23 июня лейтенант Эйнар Лундборг совершил посадку на льдину, доставив новый груз продовольствия. Обратным рейсом после непродолжительных препирательств был вывезен Нобиле – Лундборг отверг предложение забрать более серьезно пострадавшего механика Чечоне, ссылаясь на полученный приказ от итальянских властей и то, что механик имел больший вес, чем генерал.

Нобиле вместе со своей собакой был доставлен сначала на шведский аэродром подскока, а потом и в Кингс Бей, где взял на себя руководство спасательными работами.

Ледокол Красин

При повторной попытке совершить посадку на льдину с лагерем самолет Лундборга скапотировал и перевернулся. Шведский летчик пополнил ряды обитателей Красной палатки.

Тем временем идущий на всех парах «Красин» прибыл в Берген, где простоял два дня, принимая на борт уголь, и отправился к Шпицбергену.

12 июля «Красин» снял с льдины Цаппи и Мариано.

Вечером 12 июля «Красин» достиг льдины с потерпевшими крушение. К этому времени их положение очень осложнилось, поскольку лед начал интенсивно таять. Пять человек – четыре итальянца и чех Бегоунек – были взяты на борт, им была оказана необходимая медицинская помощь.

Ледокол Красин


Самарская газета "Коммуна", как и все советские газеты того времени, в номере за 15.07.1928 с восторгом пишет:

Ледокол Красин

После ремонта в Норвегии 5 октября 1928 года «Красин» триумфально вернулся в Ленинград, где его восторженно встречали 200 тысяч горожан.
За этот поход ледокол «Красин» и весь экипаж были награждены орденом Трудового Красного Знамени за особые заслуги перед Отечеством.

Ледокол Красин

Орден Трудового Красного Знамени (правда, в его более поздней модификации) до сих пор украшает рубку ледокола:

Ледокол Красин

Вид из капитанской каюты ледокола (на фото выше - это окна под орденом) - примерно так выглядел, видимо, нос ледокола из ходовой рубки в 1928 году (сейчас ходовая рубка находится выше, окна над орденом):

Ледокол Красин

Машинный телеграф ледокола в ходовой рубке:

Ледокол Красин

Кресло капитана ледокола - из всей ходовой вахты сидеть имел право только сам капитан, все остальные несли вахту стоя:

Ледокол Красин

Иллюминатор капитанского мостика:

Ледокол Красин

Репитер гирокомпаса (такие же репитеры находятся и в штурманской рубке, и в капитанской каюте):

Ледокол Красин

А вот и штурвал, у которого стоял вахты рулевой:

Ледокол Красин

Из надстройки выйдем на палубу и мимо спасательных шлюпок, висящих на кран-балках, проходим в корму:

Ледокол Красин

Кормовое буксирное устройство состоит из массивной буксирной арки...

Ледокол Красин

и огромной буксирной лебедки, на которую наматывался толстенный буксирный трос для ледовой проводки буксируемых судов:

Ледокол Красин

Форма корпуса типична для ледоколов - она должна противостоять сжатию льдами и призвана "выталкивать" корпус изо льдов при их сжатии:

Ледокол Красин

Если все надстройки старого "Красина" не сохранились, то его клепаные из стальных листов английской стали борта корпуса сохранились практически в первозданном виде:

Ледокол Красин

Листы стальной обшивки несут на себе шрамы и отметины, сделанные льдами за многие десятилетия службы во льдах:

Ледокол Красин

Трехрядная клёпка борта - судя по всему, стальные листы герметизировались между собой листами латуни:

Ледокол Красин

На этом наш краткий экскурс в прошлое российского и советского ледокола "Красин" окончен...

Источники:

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вот здесь идёт голосование , победитель которого выиграет 1 миллион рублей. Олег Бармин предлагает выиграть его всем вместе и поделить. Половину приза он хочет потратить на новый сайт для его компании FunFun.me , участвующей в этом конкурсе. А вторую половину (500 тысяч) он ...
не хотела писать, поскольку давно об этом пишу, и многие не соглашаются. но на этот раз многих задело, хотя непонятно, почему: ведь все произошло по правилам. событие полностью описывается цитатой одного из модераторов одного из либеральнейших ...
Вторжения российской военщины на территорию чужих государств взорвали терпение цивилизованных стран. Своими выходками Кремль спровоцировал увеличение рядов международной коалиции против себя. Если рассматривать инцидент в Турции, то сегодня Россия не имеет союзников в Черноморском бассейн ...
Добрый день! У меня близится череда праздников с подарками для девочек, а сидя во втором декрете, я слегка отстала от жизни :) Помогите, пожалуйста, личными впечатлениями от следующих устройств, если у вас они есть: 1. Щеточка для умывания, типа Кларисоника 2. Триммер для бикини 3. Уст ...
...среди поставивших прививку разыгрывают какие-то призы? вдруг актуально кому. вот тут , нужно ввести номер сертификата и... вуаля! не с нашим счастьем ))) ну и ладно! сами ...