Le roi! или Немного о Людовике XIV
agritura — 25.03.2023 Посмотрела фильм "Захват власти королем Людовиком 14" ("Приход к власти...", скорее, традиционный перевод слишком радикален). Фильм снят в 1966 году итальянским режиссером Роберто Росселини для телевидения. В свое время отзывы о фильме были противоречивы. Кто-то ругал его за некоторую "ходульность" персонажей (что, несомненно, имеет место) и сравнивал происходящее с ожившим "музеем восковых фигур". Кто-то фильм, наоборот, хвалил за внимание к историческим деталям.На самом деле, Росселини и не скрывал, что не ставил себе целью снять захватывающее действо с закрученным сюжетом. Он, действительно, попытался максимально точно реконструировать детали интерьеров, одеяний и ритуалов ежедневного королевского церемониала - длительного и подчас мучительного.
Мне, скорее, понравилось. Если относиться к фильму, как к своего рода документу, позволяющему нам погрузиться в придворную жизнь при дворе короля, то очень неплохо.
Луи с матерью
Людовика сыграл непрофессиональный актер Жан-Мари Патт, который на момент кастинга служил в конторе. Совершенно очевидна его скованность и неумение держаться перед камерой, мимика отсутствует, жесты машинальны. Однако, в контексте повествования это смотрится вполне приемлемо: в начале истории король окружен рвущимися к власти лицемерами, которые не верят в возможность его возвышения, не мудрено, что Луи скован и неловок. Известно также, что при всем своем высоком самомнении, ярко проявившем себя в зрелые годы, в молодости Луи был очень застенчив, так что актер вполне попадает в образ, хоть и не сознательно. Далее, по ходу действия король все больше отгораживает себя от реальности сложными ритуалами и пышными декорациями, он выглядит отстраненным и формальным, постоянно играя роль полубога. При всей своей более чем сдержанной игре, после этой роли Патт не ушел из кино, он занялся режиссурой.
На экране мать короля, Анна-Австрийская выглядит суше и современней, что ли, чем должна бы, но некоторое портретное сходство все же есть. Напомню, что в молодости королева слыла первой красавицей Европы и буквально с ума свела герцога Бэкингема, эта история вполне правдива. Свидетели писали, что англичанин во время одного своего визита во Францию застал королеву дремлющей в саду и попытался ею овладеть, чем напугал ее величество. Анна вырвалась и убежала, и при этом, как пишут современники, "туалет ее был в некотором беспорядке".
Мне вспомнился другой фильм, в котором показан сложный конфликт между властолюбивой дамой и ее сыном - "Король танцует". Там показано, как Анна умирала от рака (артистка там больше походила на оригинал). "Захват власти..." Показывает те времена, когда жизнь королевы уже клонится к закату. Фильм начинается с предсмертных сцен кардинала Мазарини, он умер в 1661. Анна пережила его на 5 лет, теоретически на момент его смерти она уже вполне могла быть нездорова и худа.
Людовик у одра Мазарини.
Благодаря Дюма мы все привыкли считать, что Мазарини был жалкой ничтожной личностью, тенью кардинала Ришелье, но это неправда - это был умный, хитрый и решительный человек, реальный правитель огромной страны, хоть и не очень популярный. У Людовика не было причин особенно нежно любить того, кто держал власть в своих руках, не подпуская к ней молодого короля, даже королеву-регентшу (и, по всей видимости, тайную жену кардинала) удалили из королевского совета, как только Луи достиг совершеннолетия, однако Людовик очень почитал кардинала и слушался его советов. Это и показано в фильме.
Я примирилась с "картонностью" игры Жана-Мари Патта из-за его сильного портретного сходства с Людовиком (кстати, Кольбер тоже очень похож). Конечно, нам хочется представлять короля таким, каким его показал шикарный Бенуа Мажимель в "Король Танцует", или Джулиан Сэндз в "Вателе, или как бесконечно элегантный Жак Тоже в "Анжелике". Однако надо признать -
Изображение молодого Людовика в коротком парике.
Здесь скульптор придал своему творению сходство с античными бюстами, Людовик смахивает на Александра Македонского, которым он, кстати, восхищался и вдохновлялся. Раз уж зашла речь о знании истории, добавлю, что король не особо много читал в среднем по сравнению со своим окружением, зато очень любил, когда кто-то читал ему. И ещё он при всей своей застенчивости, выражавшееся в зрелости в строгом ограничении близкого круга придворных, очень любил поболтать с теми, кто был приближен - долгие философские беседы по душам. Везёт тем, кто может выбирать собеседников!
Король был довольно крепкого сложения, коренаст, хоть ноги у него были стройные, сам он ими очень гордился и охотно выставлял, обтягивая тугими лосинами во время театрализованных представлений.
Кстати, из-за ног он и умер, вернее - из-за одной ноги: в старости у него развилась гангрена из-за глубокого тромбоза или эндартериита.
Насчет роста ведется много споров - многие сейчас ссылаются на воспоминания придворных современников, которые писали, что король был велик и духом, и ростом, однако большинство мемуаров пестрят такими примерами лести и возвеличивания, что верить в 100% их достоверность, наверное, не стоит. К тому же, всем известно, что король носил высокие парики, шляпы с плюмажем и туфли на довольно высоком каблуке - это и породило слухи о его исключительной низкорослости, и этой теории явно следует Росселини - его Людовик очевидно маленького роста. Истина, как обычно, где-то посередине: король, судя по сохранившимся его доспехам, был среднего роста - что-то около 170 см.
Здесь видно, что актер, играющий Людовика, совсем не высок, не смотря на каблуки. Показан эпизод строительства Версаля, практически в ноль разорившего страну. На смертном одре Людовик призвал к себе пятилетнего дофина-наследника, чтобы дать ему напутствия, и среди прочих советов он ему сказал: "Не увлекайтесь архитектурой так сильно, как я!". Я вообще, судя по этим советам, король прекрасно осознавал все косяки, сделанные за жизнь. Старость его была полна разочарований.
Примерно вот так выглядел Луи в среднем возрасте (современная компиляция на основе живописных прижизненных портретов). Отец его был наполовину итальянец, и мы бы сказали, что это отразилось и во внешности Людовика 14, однако его бабка-итальянка, Мария Медичи, была светловолоса и очень светлокожа. Мать была Габсбург, они все были светлые. Женщины, на которых женились Бурбоны, принесли по частичке испанской и португальской крови, откуда вылез ген темных волос и глаз Луи 13 и Луи 14 - точно не ясно. Мне кажется, эта компиляция не особо точна, так как судя по портретам, король тоже был светлокожий, в молодости - с нежным румянцем - "кровь с молоком". Известно, что в 19 лет во время одного из военных походов Луи сильно переболел кишечной инфекцией и чуть не умер, после чего (вероятно, в результате лечения солями тяжелых металлов) он практически облысел. После этого он всю жизнь пользовался париками, при нем в моду вошли огромные курчавые парики-каскады. При этом, даже когда Луи был без парика, в домашней обстановке, на нем был надет "спальный парик" из чужих волос, с отверстиями, в которые продевали оставшиеся собственные пряди. Также у короля были ужасные зубы с молодости - он объедался сладостями и вообще любил поесть. Во время удаления очередного зуба, неумелый врач пробил ему небо, после чего жидкость, которую пил король, попадала в нос.
Здесь видно, как "закучерявился" двор при Людовике 14. В сцене он как раз троллит дворянина, который долго не был при дворе, за его простецкий наряд. Считается, Людовик нередко сам принимал участие в создании своих пышных нарядов - мы это видим в фильме. Считается, что король изобрел туфли на высоком каблуке красного цвета - такие иногда мелькают в кадре.
На этом портрете-барельефе видно, что Луи невысок и носат. Дворецкий принцессы Палантин приводит цифру роста короля - пять футов восемь дюймов - 173 см, вполне себе средний рост, особенно для того времени. Кстати, у казненного Людовика 16 рост был больше 192 см.
Еще один портрет молодого Людовика. Артист, и правда, на него очень похож. Мне кажется, застенчивость молодого короля проявляется даже в его портрете. Луи был очень любезен со своими подданными, терпеть не мог скандалы, сцены и эпатаж. Чересчур эксцентричных и экзальтированных придворных он старался вокруг себя не держать.
Медальон из мрамора работы Пьера Пюже.
Людовик очень стеснялся своего носа, такие изображения - редкость, не исключено, что портрет посмертный. Существует байка, что он однажды приказал скульптору переделать свой бюст, так как тот изобразил его с "неправильным" носом реального размера.
Одно время Луи носил усики, которые называли "усы а ла рояль", в фильме показан этот момент.
Еще один портрет Луи. Мне он здесь кажется похожим на советского актера Виктора Павлова.
Это один из самых известных парадных портретов Людовика кисти Гиацинта Риго. Здесь королю 62-63 года. Картину тщательно изучили исследователи и обнаружили, что над ней работали сразу несколько художников - сам мастер и его ученики. Риго наверняка писал лицо и какие-то тонкие детали, остальное написали живописные "рабы". Кроме того, наверняка, ноги на картине не принадлежат королю - уж очень они молоды, с красивенькими ровненькими суставами - на самом деле Людовик страдал подагрой.
Людовик сделал большой вклад в развитие Марселя. По его приказу был создан арсенал (верфь) гелер. На картине изображен приезд Кольбера и других чиновников в Марсель, они наблюдают за строительством королевской галеры.
Если вы хотите сюжета и невероятных событий (настолько невероятных, что они ничего не имеют общего с историческими), посмотрите сериал "Версаль". Там Людовика играет симпатичный Джордж Благден, а его брата Филиппа - красивенный грек Александр Влахос. В сериала очень привлекательные мужчины, и за редким исключением непривлекательные женщины.
|
</> |