Lübeck: Marienkirche. I.

топ 100 блогов petrark05.02.2017 Lübeck: Marienkirche. I.

Прогулка по Любеку продолжается посещением Мариенкирхе - главной церкви города и одного из выдающихся шедевров немецкой готической архитектуры. Ввиду того, что я намерен показать почти полторы сотни снимков, визит будет разделён на два поста.
Прогуливаться по Мариенкирхе я приглашаю под музыку Дитриха Букстехуде, который служил её органистом c 1668 по 1707 г. Прелюдии и хоралы Букстехуде исполняет Харальд Фогель; кстати, первые восемь произведений исполняются на историческом органе любекской церкви Св. Иакова, которую мы также в своё время посетим.




Мариенкирхе была построена между 1250 и 1350 гг. по образцу французских готических соборов и стала первым кирпичным готическим храмом таких размеров и значения в Северной Европе, послужив затем, в свою очередь, образцом готического кирпичного зодчества во всём балтийском регионе. По размерам (сто с лишним метров в длину) трёхнефная базилика не уступает крупным соборам, а центральный неф достигает рекордной для кирпичной постройки высоты 38,5 метров (выше, чем соборы в Реймсе, Шартре и Париже).
Во время авианалёта британской королевской авиации в ночь на Вербное воскресенье 28-29 марта 1942 г. церковь была сильно разрушена, а её внутреннее убранство, включая исторический орган, на котором играл Букстехуде, множество скульптур и картин, практически полностью выгорело. После войны церковь тщательно восстановили и заново декорировали. Благодаря пожару (если так можно выразиться) оказались обнажены замазанные ранее средневековые росписи в нефе, которые также реставрировали и сохранили, - правда, не обошлось без скандала, поскольку один из реставраторов нарисовал в тех местах, где средневековых росписей не было, свои собственные фрески в стиле XIV в. После разоблачения ему даже пришлось посидеть в тюрьме (об этом можно подробнее прочесть в википедии).

Для начала несколько кадров снаружи. Сегодня и в следующий раз их будет немного, т.к. в первой половине дня было не самое удачное освещение для съёмок, кроме того, фасад был в лесах. В любом случае, изнутри церковь интереснее, чем снаружи, а лучший вид на неё - с колокольни Св. Петра - я уже показывал в предыдущем посте.
Апсида с пристроенной в середине XV в. капеллой Девы Марии. Окна такие же безыскусные, как и в Петрикирхе.

Lübeck: Marienkirche. I.


Вид снизу на 125-метровые башни.

Lübeck: Marienkirche. I.


Скромный боковой портал.

Lübeck: Marienkirche. I.


Входим в вестибюль. Барочные эпитафии на выбеленных стенах, и уже видны разноцветные колонны и узорные росписи сводов.

Lübeck: Marienkirche. I.

Расписанные тонким узором своды.

Lübeck: Marienkirche. I.


То же в боковом нефе. Колонны и нервюры все цветные.

Lübeck: Marienkirche. I.


Lübeck: Marienkirche. I.


Явственно чувствуются высота и лёгкость, действительно, по французскому образцу.

Lübeck: Marienkirche. I.


Южный боковой неф в сторону фасада.

Lübeck: Marienkirche. I.


Он же в сторону апсиды.

Lübeck: Marienkirche. I.


Витраж с изображением Пляски смерти - в качестве воспоминания об утраченной в пожаре 1942 г. монументальной Пляске смерти Бернта Нотке (1463) - точнее, её копии начала XVIII в. Представление об этом произведении даёт аналогичная работа того же мастера, хранящаяся в церкви Св. Николая в Таллине.

Lübeck: Marienkirche. I.


Одна из немногих сохранившихся средневековых статуй - Св. Иоанн Евангелист.

Lübeck: Marienkirche. I.


Знак евангелиста Луки на стене.

Lübeck: Marienkirche. I.


Ещё одна статуя. Видимо, Св. Антоний, попирающий чёрта.

Lübeck: Marienkirche. I.


Росписи сводов деамбулатория.

Lübeck: Marienkirche. I.


Выглянув в центральный неф, можно увидеть плохо сохранившиеся росписи над арками и под окнами северной стены. Росписи на южной стене сохранились лучше.

Lübeck: Marienkirche. I.


Снова свод бокового нефа.

Lübeck: Marienkirche. I.


Lübeck: Marienkirche. I.


Lübeck: Marienkirche. I.


Апсида центрального нефа из-под арки бокового.

Lübeck: Marienkirche. I.


Свод.

Lübeck: Marienkirche. I.


Решётка, отделяющая алтарную часть от боковых нефов.

Lübeck: Marienkirche. I.


Под нею сохранились рельефы начала XVI в., изображающие сцены Страстей. Справа Христос с апостолами в Гефсиманском саду и моление о чаше, слева поцелуй Иуды и арест Христа.

Lübeck: Marienkirche. I.


Снова посмотрим в центральный неф.

Lübeck: Marienkirche. I.


Свод бокового нефа за центральной аркой апсиды.

Lübeck: Marienkirche. I.


Капелла Девы Марии.

Lübeck: Marienkirche. I.


Её свод также расписан.

Lübeck: Marienkirche. I.


В капелле находится великолепный алтарь работы антверпенских мастеров первой четверти XVI в. Здесь можно посмотреть на картины, которые видно в закрытом состоянии, а я покажу позолоченные резные сцены из жизни Девы Марии.


Lübeck: Marienkirche. I.


Центральная панель со сценой Успения Богоматери. Обратите внимание на апостола в тёмных очках.

Lübeck: Marienkirche. I.


Выше Успения, как пишут, была небольшая сцена Вознесения, украденная в 1945 г.

Lübeck: Marienkirche. I.


Группа апостолов.

Lübeck: Marienkirche. I.


Правая боковая панель. Мальчик Иисус в Храме.

Lübeck: Marienkirche. I.


Сокращённый вариант древа Иессея (родословия Девы Марии).

Lübeck: Marienkirche. I.


Левая панель. Сретение. Видите алтарь в алтаре?

Lübeck: Marienkirche. I.


Рождество Богоматери. Очень трогательно изображены очаг с пламенем и котелок.

Lübeck: Marienkirche. I.


Разноцветный камень между окон.

Lübeck: Marienkirche. I.


В капелле сохранилось несколько старинных деревянных скамей с интересными резными изображениями. Насколько я помню, капелла закрыта для посещения, так что сфотографировать что бы то ни было можно было лишь через решётку.

Lübeck: Marienkirche. I.


Lübeck: Marienkirche. I.


Обернёмся. В центральной арке висит большое распятие.

Lübeck: Marienkirche. I.


Начнём обходить церковь с северной стороны.

Lübeck: Marienkirche. I.


Фрагмент алтарной преграды - сатир с занятным гербом справа от Тайной Вечери. Над ним можно прочитать дату - 1498.

Lübeck: Marienkirche. I.


Орган в боковом нефе - копия знаменитого Totentanzorgel (органа Пляски смерти, названного так потому, что он расположен рядом с капеллой с одноимённым произведением Нотке), на котором играл Букстехуде. Ещё есть главный орган на контрфасаде.

Lübeck: Marienkirche. I.


Фрагменты росписей в хоре.

Lübeck: Marienkirche. I.


Lübeck: Marienkirche. I.


Капелла Пляски смерти. Витраж, изображающий представителей всех слоёв средневекового общества пляшущими под дудку Смерти. Справа реконструкция астрономических часов.

Lübeck: Marienkirche. I.


Чёрно-белые репродукции Пляски смерти Нотке. Если бы это были фрески, возможно, от них бы что-нибудь осталось, однако мастер написал картину на тридцатиметровом куске холста, который, как пишут, пришёл в негодность уже к началу XVIII в. и был заменён копией, погибшей в пожаре 1942 г.

Lübeck: Marienkirche. I.


Любек был первым городом Третьего Рейха, подвергшимся массированным бомбардировкам, так что сокровища из церквей и исторических зданий ещё не догадались убрать (как сделали потом, например, в Нюрнберге, где, несмотря на чудовищные разрушения, ценнейшие элементы внутреннего убранства церквей сохранились нетронутыми). В ответ на бомбардировку Любека британцами в апреле того же 1942 г. люфтваффе уничтожило исторический центр Экстера (я там тоже был, и кроме великолепнейшего собора там практически ничего не осталось).
Второй витраж на ту же тему, который мы уже видели раньше издалека.

Lübeck: Marienkirche. I.


Фрески XIV в. под большим окнами центрального нефа. Дальше их будет ещё довольно много, потому что я постарался снять все.

Lübeck: Marienkirche. I.


Росписи того же времени на одной из колонн.

Lübeck: Marienkirche. I.


Lübeck: Marienkirche. I.


Барочная эпитафия.

Lübeck: Marienkirche. I.


Общий вид хора.

Lübeck: Marienkirche. I.


Своды.

Lübeck: Marienkirche. I.


Lübeck: Marienkirche. I.


Стены.

Lübeck: Marienkirche. I.


Lübeck: Marienkirche. I.


Колонны.

Lübeck: Marienkirche. I.


Фрагмент разрушенного в 1942 г. летнера (ограды хора) со статуей Св. Елизаветы с младенцем - будущим Иоанном Крестителем.

Lübeck: Marienkirche. I.


Фрагмент декора окон центрального нефа.

Lübeck: Marienkirche. I.


Святой рыцарь с двумя святыми дамами.

Lübeck: Marienkirche. I.


Изображение Св. Христофора на колонне, неясно, какого времени.

Lübeck: Marienkirche. I.


Росписи под окнами нефа. Все они трёхчастные и изображают Христа, Марию и разных святых.

Lübeck: Marienkirche. I.


Lübeck: Marienkirche. I.


Вид из бокового нефа.

Lübeck: Marienkirche. I.


Снова южный неф в сторону апсиды.

Lübeck: Marienkirche. I.


Своды, на которые, по-моему, можно любоваться бесконечно. Что-то подобное я видел ещё в базилике Св. Анастасии в Вероне.

Lübeck: Marienkirche. I.


Своды в капелле под самой башней.

Lübeck: Marienkirche. I.


На полу лежит разбитый старинный колокол - символ разрушения храма во время войны.

Lübeck: Marienkirche. I.


Роспись с неясным сюжетом. Я вижу там, например, шахматную доску, каких-то зверей и птиц и людей, занятых непонятно чем.

Lübeck: Marienkirche. I.


На сегодня экскурсия прерывается. Спасибо за внимание, продолжение следует.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Кстати, у Лады есть канал в телеге , и она собирается продолжить блоггинг, поэтому кто хочет подписаться, дам ссылку https://t.me/salmonwh Интересное про праздничное раздражение: - вот выкладываешь фото ребенки, такая моя милая, красивая, чудесная - хочется внимания ей, ...
Сегодня за окном типичная батумская зима - должно быть, мой город таскается всюду ...
Эта тема скоро станет актуальной, т.к. при всех трудностях дело движется к переговорам и миру. Но, что будет когда этот самый мир будет заключен. Вопрос не простой, главным образом ...
Утром, идя на работу, подойдя к турникету входа к эскалаторам метро Старая Деревня, Автор увидел следующую сцену: стоит гражданин …   Первое отступление Нет, многим будет не понятно чего этот гражданин стоит и никак не может просто пройти ...
Максим Калашников Масса новых тонтон-макутов попросту парализует всякую возможность развития несчастной страны. Особенно в ходе развертывания кампании по «борьбе с коррупцией» Четко вырисовалась перспектива Пятого срока ВВП: обрушение экономики РФ под гнетом сотен тысяч вымогателей в ...