Лада Хренова

Очевидцы говорят, что машина получилась хорошая, современная, по внешнему виду и ощущениям в салоне - не уступает иномаркам своего класса. Правда и цена у нее ненамного меньше своих иностранных одноклассников, особенно тех, что собираются в России.
Собственно и Ладу Xray называть отечественным автомобилем можно с большой натяжкой. Около половины комплектующих по словам представителей АвтоВАЗа - либо импортные, либо производятся на расположенных в России заводах-иностранцах.
При этом нетрудно догадаться, что "чужие" комплектующие - это в основном технически сложные детали и устройства. Подозреваю, что это трансмиссия и приборная панель, хотя точных данных пока нет.
Насчет двигателя указано, что есть три варианта - собственные ВАЗ-21129 и 21179 (хотя насколько они собственные - тоже большой вопрос) и HR16DE (Renault-Nissan). Попробуем угадать, какой двигатель будет пользоваться большей популярностью или останемся патриотами?
Не вдаваясь в технические подробности, скажу так:
Если бы Лада Xray была хотя бы наполовину отечественным автомобилем, то ее цена должна была очень сильно удивить своей доступностью. А этого не произошло.
Учитывая курс рубля, который за последние полтора года снизился ни много ни мало в три раза, цена на отечественный автомобиль должна быть... ну не втрое ниже, конечно, но процентов на сорок наверняка. Потому что значительная часть себестоимости по-настоящему отечественного автомобиля - это труд рабочих и конструкторов.
Вы, конечно, скажете, что себестоимость автомобиля состоит также из стоимости оборудования, которое используется при производстве и кредитов, которые брал АвтоВАЗ.
Это верно. Но можно ли тогда называть автомобиль отечественным, если он производится на иностранном оборудовании, да еще и с привлечением иностранного капитала?
Чтобы автомобиль можно было называть отечественным - его должны не только собирать российские рабочие на российской территории, но и на российском оборудовании. И кредиты отечественный производитель должен брать в рублях.
Собственно гражданство рабочих, собирающих автомобиль и территория, на которой расположен завод - это самый последний фактор в вопросе, можно ли считать автомобиль отечественным или нет.
Если автомобиль BMW будет собирать болгарин на территории Румынии, то он не станет ни болгарским, ни румынским, он останется немецким автомобилем.
Точно так же, если россиянин Вася Пупкин соберет у себя дома компьютер из комплектующих - этот компьютер не будет российским. Его можно будет назвать либо китайским по месту выпуска комплектующих, либо американским по месту проектирования процессора и материнки, которые являются основной компьютера, подобно двигателю и трансмиссии в автомобиле.
Так чей автомобиль Лада Xray - российский или нет?
Ответ в цене.
Чем больше в себестоимости автомобиля труда российских рабочих и специалистов - тем сильнее цена Лады Xray отличалась бы от импортных одноклассников.
В конце-концов, весь автомобиль состоит из труда людей. Станок, на котором вытачивается деталь - он тоже не сам собой в природе возник, его тоже сделали люди. Кредит, который банк выдал заводу на проектирование и освоение нового производства - тоже труд людей, только выраженный в той или иной валюте.
Если бы оборудование, на котором производится Лада Xray было полностью отечественным, если бы его проектировали в России на российских компьютерах, если бы все кредиты АвтоВАЗ получал в рублях и так далее - тогда... правильно, цена Лады Xray могла бы быть в разы меньше, чем у импортных одноклассников. Даже не на десятки процентов, а в разы. Потому что рабочие АвтоВАЗа получают зарплату примерно в 5 раз ниже, чем немцы и французы, учитывая текущий курс рубля. Да и другие специалисты в России после обвала рубля тоже стали получать в 3-4 раза меньше своих европейских коллег.
Но создать полностью отечественный автомобиль сегодня - утопия, об этом и речи не идет. Наполовину отечественный - уже было бы неплохо.
Вот только Лада Xray даже на половину не тянет.
Если бы Лада Xray реально была наполовину отечественным автомобилем - ее цена оказалась бы где-то между импортными одноклассниками и потенциальной ценой полностью отечественного автомобиля, себестоимость которого после трехкратного обвала рубля стала бы примерно втрое ниже "иностранцев". То есть наполовину отечественный автомобиль должен быть примерно в полтора раза дешевле импортного - на 40% то есть.
А этого не наблюдается. Не наблюдается потому, что половина комплектующих - импортные, производственная линия - импортная, многие материалы - импортные, проектировался автомобиль на импортных компьютерах и кредиты на его разработку и освоение производства АвтоВАЗ тоже скорее всего получал за рубежом.
И дизайн разрабатывал иностранный специалист.
И руководит АвтоВАЗом иностранец.
И название даже автомобилю дали нерусское.
Мне вот интересно, как будет написано в автосалонах, в техпаспорте, в других документах - на смеси кириллицы с латиницей? Лада Xray? Так и напишут? Или полностью латиницей - Lada Xray, то есть как у полных иностранцев? Или транслитом - Лада Хрей?
В поиске, кстати, пользователи уже пишут транслитом - "лада х рей". Потому что неудобно все время язык переключать. Так и пишут.
Писать "лада икс-рэй" или "лада рентген" - нельзя, ведь дизайн построен на начертании буквы "х" и производитель хотел подчеркнуть именно ее.
А найти русское слово на букву "х" для названия автомобиля трудновато. Самое известное русское слово на букву "х" использовать в названии продукта никак нельзя.
Есть слова "хоккей" и "халва", но они как-то не очень годятся для автомобиля. Слова "холодец", "халат", "хитрец", "хватит" - тоже не подходят.
Слово "хорошо" производитель видимо побоялся применить, чтобы не сглазить.
Ну тогда наверное надо было называть "Лада Хавронья".
Однако "хавронья", можно предположить, покоробила слух "эффективных менеджеров" АвтоВАЗа и они решили, что Xray - то, что нужно. Модно, круто, по-заграничному, как в Европе. Да и главе АвтоВАЗа понятно без перевода. И автору дизайна тоже. А что такое "хавронья" - попробуй еще переведи, чтобы не потерять все оттенки смысла.
Вот и назвали - Xray.
И есть в этом названии что-то от переименования улиц Ленина в улицы Леннона на Украине. Лишь бы "импортно" было, лишь бы по-европейски как-нибудь. Как угодно, только не по-русски, не як у москалей...
Но тут речь не про украинцев.
Речь о том, можно ли называть Ладу Xray российским автомобилем, если она наполовину состоит из импортных деталей (а судя по цене - на 90%), производится на импортном оборудовании, дизайн разработал иностранец, заводом управляет иностранец... и даже название автомобиля написать по-русски нормально нельзя.
Что в этом автомобиле российского, если даже название из русских слов составить не смогли?
Похоже, что и название автомобилю придумывали иностранцы. А если все-таки россияне, то заигрывающие перед западом не хуже самых прозападных участников майдана.
Есть в этом смешении русского слова "Лада" и иностранного "Xray" какое-то... не европейство даже, а гейропейство. Глубочайшее заискивание перед западом. Даже участники гей-парадов честнее выглядят, хотя бы потому, что иконы и хоругви на парады не берут. А название Лада Xray получается именно таким смешением "нашего с ненашим", что-то вроде "православного гей-парада".
И дизайн примерно так же делали.
Позвали иностранца, чтобы все получилось по-западному - оно так и получилось.
Ничего такого, что внешне выделяло бы Ладу Xray из множества импортных автомобилей, я не вижу. Только шильдик.
Тогда в чем смысл покупать этот автомобиль?
Если он выглядит как европеец и стоит примерно как европеец российской сборки - в чем смысл?
Только для того, чтобы рабочие АвтоВАЗа без работы не остались? И все?
Я почему-то сомневаюсь, что существенная часть цены пойдет на зарплату рабочим. Очень сомневаюсь. С таким же успехом можно просто часть пошлины, получаемой с импортных автомобилей, направить на зарплату рабочим. Кстати, часть стоимости импортных автомобилей и так получают рабочие - рабочие СТО, работники автосалонов, работники таможни...
Или этого русско-нерусского гибрида надо покупать, чтобы проявить патриотизм?
Да нет в нем никакого патриотизма. Это фальшивый патриотизм. Недопатриотизм. Псевдопатриотизм.
Вы только вдумайтесь - на Родине великих конструкторов Королева, Миля, Камова, Калашникова, Ильюшина, великих художников Серова, Шишкина, Репина и многих других - не смогли найти дизайнеров, способных самостоятельно создать современный и оригинальный российский автомобиль, со своим, характерным внешним видом.
Но это еще ладно, автодизайн - сложная кухня, допустим.
Но чтобы на Родине Пушкина и Толстого не нашлось слов для названия нового автомобиля - это уже...
Это уже похоже на то, как на Украине не нашлось своего деятеля, чтобы его именем назвать площадь Ленина, в итоге имя Леннона к делу привлекли.
Вот я, к примеру, сразу смог подобрать для всего этого очень хорошее русское слово, прекрасно выражающее то, что думаю на этот счет.
И слово это начинается как раз на букву "х".
Слово это - хреново!
Получается - Лада Хренова!
Налетай!
|
</> |