La lectrice, 1988 Toutes peines confondues, 1992 Не
miant — 20.03.2023 La lectrice, 1988Toutes peines confondues, 1992
Не успели на КГ появиться два Девиля в приподнятом качестве, как тут же нашлись люди, обогрели и выложили на кинозале. Добро.
Обоих видел по разу: «Перепутав все кары» — восемь лет назад, «Чтицу» — извиняюсь, тридцать (это вообще было первое знакомство с режиссером, я тогда, изо всех сил старался казаться умнее и разбавлял типовой видеосалонный репертуар чем-нибудь поэтаковее).
Сейчас пересматриваю не в силах стереть улыбку с лица. Средство от будничной серости практически безотказное.
В «Карах» неожиданно собраны по нитке все криминальные мотивы (кои встречались у него не сказать, чтоб часто). Умножив сумму на восемь, под музыку Шостаковича он снимает образцовый эстетский супербоевик с интерполом, диалогами экстра-класса, иссохшим Дютроном, похожим на моего бывшего шефа, и малюсеньким Бенуа Мажимелем пополам на два эпизода. Всякая вьющаяся веревочка имеет конец, всякий поступок грозит следствием. Как не юли — получишь за всё. Правда, не всегда за свое, и не обязательно сам.
«Чтица» — напротив, его фирменное, литературно изысканное (подчас на грани фола) эро-дефлопе с крутоном, по исхоженным тропам, где авторский текст постоянно вплетается в прямую речь, лица сдвигаются с первого на третье, персонажи ходят в гости из сюжета в сюжет. Надежное антидислексическое, нарративно-несмешливое. Это и правда, оказывается, одна из последних ролей Марии Казарес (и одна из первых — Марианн Деникур). Здесь Маркс передает привет де Саду, а Улисс кивает Мопассану. Читайте книги — это опасная профессия, но разве можно иначе.
Картины режиссера переполнены деталями. В них нет проходных кадров. Каждая перебивка что-то значит, каждый взмах палочкой меж сценой и залом задуман и исполнен как праздничная открытка. Человек в кадре, если у него есть хоть одна реплика (да даже если и нет), живет жизнь, рождаясь и умирая.
Всё-таки Девиль — величайший из недооцененных постановщиков: не припомню его ни в одном из списков, а вклад в развитие французской (комической, любовной, авантюрной) кинематографии им внесен на века. И прожил долго, я снял много — грех жаловаться. И всё равно хочется, чтоб никогда, и чтоб ещё.
|
</> |