Кьюзи - часть 2. Собор и соборный музей
sibeaster — 05.12.2025
Кьюзи - город с длинной не только этрусской, но и христианской
историей, и в местном соборе можно ощутить, насколько парадоксально
эти две истории взаимосвязаны.
(фото не мое, я фотографировал против солнца с предсказуемым результатом)
На Соборную площадь я пришел в начале десятого воскресного утра и нашел собор...закрытым! В воскресное утро! Как оказалось, месса начинается в 11 утра, и смотритель не счел нужным открывать здание раньше - м.б. проспал.
Первый епископ Кьюзи известен по имени в IV веке. Примерно к этому времени относятся найденные при раскопках мозаичные полы (можно что-то увидать через стеклянные окошки). Трехнефная базилика была сооружена при епископе Флорентине между 554 и 560 годами (т.е. в короткое византийское интермеццо между готами и лангобардами) и с неизбежными до- и перестройками дожила до XVIII века. Ныне же мы видим фактически новое здание, построенное между 1775 и 1822 годами, которое в 1887-1894 годами было еще раз радикально реконструировано. Результат получился удивительным: если не знать всех этих дат, можно почувствовать себя в раннехристианской базилике.

Из подлинной старины тут только колонны (среди них есть и античные), а всё остальное - это фантазии архитектора Джузеппе Партини на тему римских и равеннских базилик. Если вы придёте во внебогослужебное время, вы все это будете разглядывать в кромешной тьме, но мне-то повезло: я участвовал в мессе, после нее свет выключить "забыли" (а м.б. и сознательно, то воскресенье было посвящено миссионерской теме, на мессе освятили какие-то поделки и сладости, которые потом через раскрытые главные двери вынесли раздавать на площади), и у меня была возможность разглядеть росписи. Да-да, это не мозаики в подражание равеннским и римским, а фрески, те мозаики имитирующие.






По всей видимости, титульный святой Секундиан (подпись мне не прочесть), уж больно помпезно его изображение.


Ну а тут подпись есть: это - местная мученица Мустиола. В Кьюзи (или точнее, под Кьюзи, т.е. под холмом, на котором город стоит) существуют катакомбы, в которых она была похоронена, над ними в раннехристиаснкие времена была возвдигнута базилика Санта-Мустиола, впоследствии разобранная из-за ветхости.
От этих двух святых, восседающих на тронах, по обеим стенам к входу следует процессия святых по образцу равеннской Сант-Аполлинаре-Нуово, но их мне было не заснять - слепили прожектора.
В боковых апсидах изображены еще две мученицы: Урсула (в правой) и Екатерина Александрийская (в левой)


В честь св Екатерины названы еще одни пригородные катакомбы. Теоретически обе катакомбы можно посетить в определенные дни по предварительной записи, так что, любители этого жанра, дерзайте!
Есть еще сюжетные псевдо-мозаики, на одной из них точно св Мустиола подписана, логично предположить, что и вторая - тоже о ней.


Понятное дело, что не за псевдо-мозаиками конца XIX века я сюда пришел (хотя месса была прекрасной: хору даже аккомпанировал мини-оркестр...с барабаном), а ради соборного музея. Он работает во все дни, кроме понедельника, с перерывом на обед. Собственно церковная тема в музее слабенькая: богослужебные одеяния, сосуды, книги (хотя последние и м.б. интересны знатокам: там 21 градуал XV века из монастыря Монте-Оливето-Маджоре), картины пост-триденской эпохи. есть один античный саркофаг (точнее, фрагмент), распятие XIV века и драгоценный рекликварий-ставротека (т.е. в форме креста и содержащий частицу истинного Креста) XV столетия:




Всё это можно увидеть в вольном (без гида) режиме, но самую интересную часть музея разрешается посетить только в организованной группе с проводником. Нам предлагается побывать в т.н. лабиринте Порсены (или Порсенны, можно писать и так, и этак). Этрусского царя Порсену, думаю, все знают благодаря истории Муция Сцеволы: последний тайком пробрался в этрусский лагерь с намерением заколоть царя, был схвачен и в доказательство собственной (и всех римлян) доблести сжег на огне собственную руку. Так вот Порсена правил Клузием, т.е как раз нашим Кьюзи, и был здесь похоронен в не дошедшей до нас грандиозной гробнице с пирамидами по углам и колоколами, которые били сами по себе в ветренную погоду. По сообщению Плиния (не запомнил, какого из них) вход в погребальную камеру Порсены преграждал подземный лабиринт - один из четырех, Плинию известных. Принято считать, что ученый имел в виду тот самый лабиринт, куда мы сейчас пойдем, но с историей его создания славный муж подзапутался. Современные археологи считают, что "лабиринт" - это система подземных ходов, вырытых этрусками с целью сбора и фильтрации дождевой воды. Дождевая вода просачивалась через горную породу, по пути очищаясь, и собиралась в подземных ходах и цистернах. Система подземных ходов пронизывала весь городской холм, археологи раскопали и расчитили лишь малую часть, куда гид и ведет посетителей.

Из музейного садика спускаемся по лестнице, по пути изучая многоуровневую городскую стены (там есть кладка этрусская, римская и средневековая).
В самом лабиринте ведут проторённым освещённым маршрутом (и всего один гид впереди, без второго - замыкающего колонну и следящего, чтобы туристы не разбежались; в данном случае замыкающим был я)



(вертикальная шахта - то ли воздуховод, то ли колодец, ведь скопившуюся отфильтрованную воду нужно было в итоге взять)
Ну а это уже конечная точка маршрута - "цистерна Порсены", устроенная этрусками и завершенная римлянами.

Здесь можно либо покинуть маршрут (неожиданно оказываешься на Соборной площади), либо самостоятельно подняться на колокольню, которая, получается, устроена прямо над античной цистерной. Впрочем, и колокольней башня стала только в XV веке, до этого она "работала" на оборонку.

Вот с башни можно оценить, насколько короток подземный маршрут: он начался под подпорной стенкой в конце садика и завершился под башней.
В Кьюзи есть еще и городской музей (Museo Civico), и я по наивности своей купил единый билет в три музея (археологический, соборный и городской), хотя продавец в Археологическом музее меня честно отговаривала. Если в Археологический музей вход свободный без гида, в Соборный - свободный без гида, но на входе тебя записывают на ближайший по времени организованный тур в лабиринт, то в городском музее все устроено сложнее. Его открывают только для организованных групп по определенным сеансам, которые честно обозначены на их сайте. Но на сеансы нужно заранее записываться! Причем не в музее, а туристическом бюро, которое по воскресеньям...закрыто. А если просто прийти к заявленному на сайте времени к музею, застанешь музей закрытым,...если, конечно, кто-то не записался на это время. В общем, сложная морока. Получается, что желающие увидеть и этот музей, и две катакомбы, и некоторые этрусские гробницы (пусть и с погубленными по небрежению фресками) должны либо поселиться в Кьюзи на какое-то время, либо заранее долбить нужных людей по телефонам, контактам в фейсбуке, электронным адресам и т.д. Но, я счел, что в режиме кавалерийского набега я посмотрел достаточно, так что со спокойной душой пошел вниз на станцию, чтобы переехать в другой интересный город - Кастильон-Фьорентино.
|
|
</> |
Полная загрузка станков: где искать выгодные заказы на механическую обработку металла
Пушкинская кирха
Лунные пряники
Вышел трейлер мистического сериала "Карта желаний"...
Ёлки-палки, лес густой, или как мы в театр ходили
Кая Каллас - жертва ЕГ?
Pergear 50mm f/1.2: кропнутый и дешёвый
Evolving Cellular Automata
«Королева сосисок» и «Королева подгузников» — фотографии самых странных

