КВЖД - русская дорога на китайской земле.

топ 100 блогов Андрей Лебедев22.05.2011

В ноябре 1929 г. на Дальнем востоке вспыхнул вооруженный конфликт СССР с гоминьдановским Китаем за право распоряжаться Китайско-Восточной железной дорогой, сокращенное название КВЖД. Что это за железная дорога, какое отношение имела к ней наша страна? История вопроса такова, в 1896 году Россия и Китай договаривались о прокладке КВЖД на следующих условиях: Россия строит на территории Китая мощнейший транспортный комплекс, который самому Китаю поднять не под силу. Через 80 лет магистраль отходит Поднебесной. Или через 36 лет - если Китай возместит России затраты на строительство. В Петербурге тогда казалось, все еще очень долго будет неизменным, и императорская власть в обеих странах, и мощь России, и отсталость Китая. Однако уже в 1911 г. в Китае началась своя череда революций и гражданских войн и у нас в 1917-м также произошла своя революция.

Между тем дорога уже работала - русская железная дорога на чужой неспокойной земле.
Само по себе сооружение железнодорожного пути, который связал бы Дальний Восток с Сибирью и далее - с другими областями страны, на рубеже XIX-XX вв. диктовалось неотложными экономическими и стратегическими интересами государства. Однако царское правительство решило тянуть магистраль из Читы во Владивосток не вдоль Амура - естественного рубежа с Китаем, а по китайской территории. То есть игнорируя интересы развития собственного Дальнего Востока и в целом военно-стратегические интересы России. Не секрет что в те времена подмена интересов державы интересами финансовых групп и конкретных олигархов тоже имела место. К тому же китайский маршрут выходил короче на 880 верст. Российско-китайский договор о строительстве Китайско-Восточной железной дороги был подписан в 1896 году, а уже к 1 (14) июля 1903 г. сооружение дороги завершилось. Почти весь технический персонал КВЖД состоял из российских подданных, работать которым по содержанию и обслуживанию КВЖД часто приходилось с риском для собственной жизни. В Китае в то время обстановка была не стабильная, страну сотрясали постоянные восстания, гражданские войны, бандитские набеги хунхузов(маньчжурских бандитов), железнодорожники не редко гибли, или попадали к хунхузам в рабство. Русские войска тоже особо не церемонились с бандитами и восставшими боксерами, железную дорогу в основном охраняли казачьи части и пограничники.

  После революции, в 1919 г. новое правительство России объявило об аннулировании «неравноправных» договоров - то есть отказалось от прав на КВЖД. Однако по окончании революционного романтизма в политике, советское правительство 31 мая 1924 г. подписало новое соглашение о временном управлении КВЖД, по которому допустило китайцев к равноправному управлению дорогой. Впрочем, столкновение интересов становилось уже неизбежным, так в результате политических и дипломатических ошибок возник «конфликт на КВЖД».
В 1929 г. официальным президентом Китая считался военно-политический лидер партии Гоминьдан Чан Кайши. Но единой в те времена страна не была, реально ее поделили несколько «милитаристов»-военачальников, выдвинувшихся в гражданские войны. Маньчжурия находилась под властью прояпонского маршала Чжан Цзолина. В 1928-м Чжан Цзолин погиб. К власти пришел его сын Чжан Сюэлян по прозвищу Молодой маршал. Он признал главенство Чан Кайши, однако взамен потребовал в свое полное владение КВЖД (дорога имела сложный международный статус и считалась совместным советско-китайским предприятием). Чан Кайши согласился. В июле 1929 г. Чжан Сюэлян фактически захватил дорогу. Сталин решил дать отпор.

Формально СССР воевал со всем гоминьдановским Китаем, но реально - с войсками Чжан Сюэляна. Противник, однако, казался нешуточным почти 300 тысячная армия с бронепоездами, речными боевыми кораблями, артиллерией, авиацией. Китайцев подталкивали к конфликту западные державы, Япония, бело иммигрантские круги, всем им хотелось испробовать силу Красной Армии и способность Советского Союза отстаивать свои национальные интересы. Наши силы были много меньше всего 18,5 тыс. чел., но РККА превосходила китайцев в качестве вооружений и в боевой выучке. В ходе конфликта Красная армия впервые массово применила танки и авиацию. Командовал советскими войсками Василий Блюхер. В течении двух недель боев, в ходе двух войсковых операций, китайцы были полностью разгромлены и капитулировали на условиях СССР, так КВЖД обрела свой прежний статус. Потери сторон: СССР - 281 убитый, 729 раненых, Китай - около 2 тыс. убитых, 1 тыс. раненых и 8300 пленными. Командующий Северо-Западным фронтом Лян Чжуншян со своим штабом и более 250 офицеров Мукденской армии попал в плен, кроме того была практически уничтожена вся речная флотилия китайцев на реке Сунгари из 11 боевых кораблей, 7 было уничтожено. Однако борьба за владением КВЖД продолжилась и далее, так в 1931 г. Япония приступила к захвату Маньчжурии и в 1932 г. провозгласила в на этой части Китая марионеточное государство Маньчжоу-Го. КВЖД оказалась на его территории. Воевать против японцев, СССР в то время не имел достаточных сил и средств, в связи с чем 23 марта 1935 г. Советский Союз под давлением Японии «продал» дорогу Маньчжоу-Го за смехотворную сумму - 140 млн. иен.

В победном 1945-м Красная армия ответила японцам сполна, Япония была на голову разгромлена, в результате государство Маньчжоу-Го перестало существовать. 14 августа 1945 г. в Москве на основе ялтинских договоренностей было достигнуто соглашение о «восстановлении» прав совместной собственности СССР и Китая на КВЖД сроком на 30 лет. Но уже 16 декабря 1949 г. после провозглашения КНР было решено, что не позднее 1952 г. СССР безвозмездно (то есть даром) передаст КНР все советские права на дорогу.
И сейчас КВЖД (по старому Харбинская железная дорога) продолжает остается для Китая колоссальной важности геополитическим проектом, позволяющим Поднебесной контролировать свой север, Монголию и Корею. После распада СССР в начале 1990-х начался новый этап борьбы за «возрождение» магистрали. Наиболее известный из всех существующих - проект «Туманган» с участием ПРООН в объезд России. В него, понятно, втянулась и Монголия, и в перспективе российские магистрали в этом регионе могут превратиться во второстепенные ветки - со всеми печальными для страны последствиями.Такова краткая, наполненная драматизмом история русской железной дороги проложенной, по чужой земле под таким коротким , но емким по своему смыслу и содержанию названием КВЖД.




Источники:http://www.argumenti.ru/history/n212/42269

                     http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/159771

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Подскажите, пожалуйста, что несъедобное можно дарить в детском саду в день рождения в младшей группе? Я думала про раскраску+карандаши, но не все дети рисуют, а дешевые карандаши зачастую бледные. Был вариант принести букет воздушных шаров, чтобы каждый ребёнок с собой шарик забрал. А ...
В последнее время в личной переписке все чаще встает вопрос о прививках. Мнение с "той стороны" мы уже неоднократно получали (например, тут , и тут ), но раз вопросы продолжают приходить, значит ответы не совсем устроили. Ниже я хотел бы привести очень интересную статью на суд местных ...
Конец России Я немного перенервничал, и в следствие этого у меня заболела рука, сердце, и голова (так что женится теперь пока не судьба). Это состояние на меня давит и не позволяет сосредоточиться на работе — поэтому я потратил это время ...
...
Правительство РФ приняло Постановление, которое позволяет возобновить работу ...