Кузнецовское письмо - иконопись XXI века?

топ 100 блогов lisitsinao16.09.2016 Пришла пора выложить что-нибудь из моих статей. Начнем, пожалуй, с современной иконописной ереси.

«Кузнецовское» письмо. К вопросу об уникальности стиля и его соответствии православному пониманию иконы.

Данная статья посвящена исследованию феномена «кузнецовского письма» - современного авторского направления в иконописаниии, позиционируемого как уникальное и самобытное художественное явление, наиболее адекватно выражающее духовные потребности современного человека. Этот стиль представляет собой вид пуантилизма, который был переосмыслен художником Ю.Э. Кузнецовым и наделен псевдорелигиозным содержанием. Анализ данного стиля с точки зрения искусствоведения, богословия иконы и психологического воздействия на человека представляет особый интерес в связи с его нарочитой популяризацией и, соответственно, нарастающим интересом к подобному искусству в религиозной среде.

Ключевые слова: богословие иконы, современная иконопись, канон, ересь, психология, нейроэстетика

Данная работа не претендует на полноценное исследование феномена «кузнецовское письмо» и ставит целью отметить некоторые характерные черты стиля, рассмотреть его возможные аналогии в мировом искусстве и, на основе полученной информации, ответить на вопрос: является ли данный стиль уникальным и самобытным художественным явлением или закономерным и типичным проявлением общей тенденции эпохи, а также проанализировать совместимость данного художественного направления с православным пониманием иконного образа.
Ю.Э. Кузнецов родился в городе Ковров Владимирской области в семье художника-любителя Э.В. Кузнецова. Прежде чем стать иконописцем Ю.Э. Кузнецов около 30 лет проработал художником в различных областях: занимался оформительской деятельностью, декоративно-прикладным искусством, расписывая шкатулки, пасхальные яйца и украшения, а также реставрацией старинных икон и окладов. Первая икона «Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня», написанная художником в 1994 г., была выполнена в традиционной манере иконного письма. В последующих произведениях появляется характерное для Ю.Э. Кузнецова обильное орнаментальное оформление, ставшее впоследствии визитной карточкой мастера.
За 18 лет Ю.Э. Кузнецов написал 1446 икон, которые теперь находятся в частных домах, храмах и монастырях[1]. В районе Истринского водохранилища построен храм Святого Николая Чудотворца, полностью оформленный иконами «кузнецовского письма».
Анализ данного стиля с точки зрения искусствоведения и богословия представляет особый интерес в связи с его нарочитой популяризацией и, соответственно, нарастающим интересом к подобному искусству в религиозной среде. Иконы «кузнецовского письма» неоднократно были представлены на художественных выставках в разных городах, в том числе за рубежом, на православных ярмарках, их активно коллекционируют, некоторые иконы были подарены известным лицам[2]. Существуют два выставочных зала, постоянно представляющие иконы и картины Ю.Э.Кузнецова: Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Выставочный зал» во Владимире и Арт-галерея «Кристина» в Москве на улице Знаменка, где проходят семинары и организуются выездные встречи, на которых с научной точки зрения предпринимаются попытки обосновать абсолютную исключительность и значимость «кузнецовского» письма, как с эстетической, так и с религиозной точек зрения. Исследования, посвященные «полисемантичности», «иеротопии», «обратной цветовой перспективе» «кузнецовских» икон публикуются в сборниках, посвященных культурологии[3].
Видеосюжет, в котором «кузнецовское письмо» было названо «Иконописью XXI века» был показан в программе «Время» первого канала Российского телевидения[4]. В данный момент видеоролик с иконами «кузнецовского» письма появился в качестве заставки между передачами на телеканале «Спас».
«Кузнецовское письмо», как позиционирует его официальный сайт, является новым методом иконописания, как нельзя лучше подходящим мировосприятию современного человека. В настоящий момент данное художественное направление именуется не иначе, как «Иконопись XXI века». Такое же наименование носит книга, выпущенная К.Л. Кондратьевой, которая посвятила несколько лет изучению и популяризации стиля «кузнецовского письма».
Необходимо отметить, что с точки зрения исторической правды именовать «кузнецовское письмо» «иконой XXI века», т.е. доминирующим направлением иконописания всего столетия, в то время как не миновало и четверти века, мы не имеем права. Подводить итоги и говорить о стилях нашей эпохи, давая оценку влиянию отдельных личностей на формирование направлений развития искусства, будут люди, живущие в XXII веке, оборачиваясь назад и анализируя все существовавшие стили и направления в контексте исторического и культурного развития нашей страны. Мы же, как современники, можем лишь отмечать существующие тенденции, наблюдать за их дальнейшим развитием, не делая окончательных выводов, дабы избежать навешивания ярлыков.
С чисто технической точки зрения «кузнецовское письмо» представляет собой вид пуантилизма или дивизионизма (неоимпрессионизма) – стиля, появившегося во Франции в последней четверти XIX в.[5] Суть данного живописного метода заключается в целенаправленном разложении сложного цветового тона на спектрально чистые цвета, которые точками различной конфигурации наносятся на холст, с расчётом на оптическое смешение на сетчатке глаза зрителя с определенного расстояния. Основоположниками дивизионизма считаются художники-неоимпрессионисты Жорж Сёра и Поль Синьяк, которые, опираясь на психофизиологию восприятия цвета и теоретические труды Эжена Шеврёля[6], Огдена Руда[7] и Германа Гельмгольца[8], научно обосновали новый живописный метод и практически применили его в своем творчестве.
Кузнецовское письмо - иконопись XXI века?

В «кузнецовском письме» также используются не мазки, а круглые точки или линзы разного размера, наложенные одна на другую. Согласно биографии художника, изложенной на официальном сайте, к «пуантилизму» его привел поиск путей передачи света божественной благодати без искажений: «Юрий Кузнецов полагает, что добро не имеет острых углов, в подтверждение этому орнамент на его иконах “круглится”, сохраняя при этом свои пропорции и стройность»[9].
На формирование иконописного стиля Ю.Э. Кузнецова, скорее всего, повлияло его занятие декоративно-прикладным искусством. На мелких предметах (блюдцах, шкатулках, пасхальных яйцах и др.) точечное письмо, имитирующее инкрустацию мелкими драгоценными камнями или жемчужинами, за счет криволинейности форм основы создавало оптическую иллюзию движущейся живой поверхности, придавая нарядность и затейливость вещам и зрительно увеличивая их объем. Однако пуантилизм, уместный на небольших криволинейных объемах, плохо подходит для крупномасштабных работ на плоской поверхности иконной доски или холста. Это осознали французские художники еще в конце XIX в., довольно быстро отказавшись от такой манеры письма.
Основным принципом орнаментального украшения «кузнецовских» икон является систематическое повторение избранного мотива и заполнение его разноцветными лепестками и точками: «Благодаря орнаменту создается “тело” иконы, а точки и лепестки призваны вдохнуть в него жизнь, стать “душой” иконы»[10]. Таким образом, помимо исключительно яркого оптического эффекта использование техники пуантилизма предполагало определенное духовное воздействие на смотрящего. По замыслу автора, пышное декоративное оформление средника с образом святого является ничем иным, как изображением его житийных сцен, показанных не сюжетно, а зашифрованных в орнаменте полей[11]. «Точки – это эпизоды жизни, – полагает Юрий Кузнецов, – зачем их смешивать? Они хороши по отдельности»[12]. «Юрий Эросович передает через орнамент и цветовые сочетания достоверное повествование жития святого, включая все нюансы: эмоциональные, душевные, духовные»[13].
Таким образом, согласно представлению художника, образ переводится на «другой план восприятия – не логическое умозаключение на основе увиденного, и даже не эмоциональное, а духовное переживание жизненного пути святого. Такое переживание возможно только без участия “ума” или анализа, оно интуитивно и действует на нас изнутри в обход логическим рассуждениям. Мы приобщаемся к жизни святого всем своим существом одновременно. Поэтому и цвета и их сочетания в иконах «кузнецовского» письма не условные, рассчитанные на подготовленного зрителя (например, золото – это божественный свет, голубой – небо и т.д.), а если угодно “реальные”, увиденные и прожитые иконописцем»[14].
На примере данной цитаты легко увидеть, как иконописание в сознании людей переходит из категории строго выработанной веками художественной системы в область личного откровения, якобы «освобождающего» человека от прежде установленных правил. К сожалению, данный феномен является распространенным проявлением духовного нездоровья нашей эпохи, которое характеризуется фанатичным желанием обновления веры за счет новых чудесных явлений, откровений и пр. Результатом таких «откровений» уже явилось появление на свет большого количества новых иконографий, реже – стилей, которые часто не соответствуют самому пониманию священного образа, но, по мнению их создателей, более адекватно отражают духовные потребности нашего времени[15].
Цветовая схема в «кузнецовской» иконе больше не имеет традиционной символической нагрузки, всегда являвшейся помощницей в вопросах восприятия и интерпретации образа. Теперь она сводится лишь к личному духовному переживанию автора, выраженному через сочетания оттенков, адекватных его психологическому состоянию. Неудивительно в таком случае, что используется именно пуантель – самая «неуловимая» взглядом и разумом, самая подвижная из всех техник, наиболее соответствующая сиюминутности и изменчивости человеческой психики. Цвет теперь ведет не к первообразу изображенного на иконе, а к первообразу изобразившего – т.е. к личности иконописца.
«Чтобы написать икону, Юрий Эросович в молитве обращаясь к святому, выбирает из этого красочного мира только те цвета и сочетания, которые имеют отношение к данному образу <�…> Каждая точка на иконе как в голограмме несет информацию обо всем изображении»[16]. Однако колористические ассоциации художника вызывают некоторое недоумение: не существующие в природе свистящие цвета окружают почтенных старцев-отшельников, апостол Андрей Первозванный окружен ядовито-лимонными всполохами, а седобородый богатырь – князь Владимир, креститель Руси (к слову, изображенный в профиль), оказывается в совершено обесценивающем его гламурно-малиновом окружении.
Житие святого также задает и соответствующий орнаментальный мотив: «От остроты лепестка зависит характер будущего святого <�…> Никогда прежде орнамент в иконах не играл столь значительной роли для передачи молельного образа. Отличительной чертой «кузнецовского письма» явля­ется его универсальность: с его помощью можно передать любое состояние, любой образ. Для написания, к примеру, Пророка Илии или Ивана Воина ­используется строгий орнамент»[17].
По признанию Ю.Э. Кузнецова, пуантилизм давал ему возможность создавать цвета, которых не существует в природе, тем самым доводя гамму оттенков одного цвета почти до бесконечности.
На 1 см2 живописной поверхности может быть размещено до 20 разноцветных точек, которые часто нечетко наложены друг на друга, могут быть смещены относительно осей орнамента, что создает ощущение хаоса, неприятной ряби в глазах, словно изображение находится «не в фокусе», расплывается, и зрению приходится напрягаться, чтобы уловить ускользающие контуры и границы. Задача усложняется тем, что очень часто рядом располагаются дисгармонирующие цвета. Речь идет не просто о неприятных сочетаниях оттенков, но о так называемых в науке «запрещенных цветах». Красно-зеленый и желто-синий – это пары оттенков, световые частоты которых компенсируют друг друга в глазах человека, т.е. из-за особенностей строения нашей сетчатки эти цвета невозможно увидеть одновременно[18]. На иконах «кузнецовского письма» сочетания этих цветов в соседних точках присутствуют очень часто, чем и объясняются неприятные ощущения зрительного напряжения. Человеческий глаз сталкивается с тем, что, в силу собственной биологической особенности, не в состоянии воспринять.
Кузнецовское письмо - иконопись XXI века?

Кузнецовское письмо - иконопись XXI века?
Фрагмент ковчега иконы "кузнецовского письма"


Если перевести на язык музыки, то очень часто впечатление от колорита «кузнецовских» икон сравнимо с эффектом стаккато дисгармонирующих нот, сливающихся в диссонирующие аккорды.
Однако и эта сторона «кузнецовского» стиля имеет свое духовное объяснение, ставя своей целью «освежение религиозного чувства»[19]: «Иконописец предлагает совершенно новый взгляд на внутреннюю, духовную жизнь и дает возможность с помощью цвета не только изучать или измерять ее, но и влиять на нее»[20]. В таком контексте икона воспринимается не как образ Первообраза, а как «средство настройки на нужную духовную волну»: «…чтобы икона выводила сознание в мир духовный и показывала “тайные и сверхъестественные зрелища” <�…> иконы кузнецовского письма можно назвать камертоном, настроившись на который, человек приходит в состояние необычайного духовного подъема и может изменить свою жизнь»[21].
Такое отношение к образу мало соответствует православному восприятию и пониманию иконы, зато идеально укладывается в описание янтры – сакрального геометрического символа, используемого в буддизме для концентрации внимания  при медитациях. Чаще всего янтра содержит геометрические фигуры: квадраты, треугольники, круги и лепестки, и строится на сочетании ярких цветов, в том числе соседствующих красных и зеленых, желтых и синих, а также их оттенков. В процессе психологического и медицинского изучения воздействия янтр на сознание человека на примере Шри Янтры[22] было доказано, что сочетание центрического орнамента[23], состоящего из повторяющихся, постепенно уменьшающихся фигур, и определенного колористического решения приводит к изменению психофизиологического состояния человека: либо общему перевозбуждению нервной системы, либо сильному торможению всех процессов, отвечающих за внешнее восприятие. Изображения такого типа (известные в современных исследованиях человеческого восприятия как ритмические решетки и перенасыщенные рисунки[24]) вызывают ряд зрительных иллюзий и быстрое утомление нервной системы. При длительном рассмотрении они действуют аналогично ритмическим световым вспышкам,[25] вызывающим резонансные явления в нейронной активности коры головного мозга, характерные для неглубоких стадий сна и предгипнотического состояния. На этой стадии за счет снижения активности левого полушария мозга и активации правого у человека возникает ощущение сверхширокого видения, сверхпонимания мира.
Некоторые исследователи творчества Ю.Э. Кузнецова прямо говорят о том же эффекте: «За счет подачи визуальной информации с большей скоростью, чем зрительные рецепторы способны обрабатывать и направлять эту информацию в уже сложенные нейронные структуры головного мозга удается исключить эти (логическиеприм. автора) структуры из процесса восприятия <�…> Если в это время прислушаться к собственным впечатлениям, то из них можно выделить, с одной стороны, недоумение и растерянность от неспособности понять, классифицировать, свести к привычному наши ощущения, а с другой, восторг и ошеломление от полноты и богатства этих ощущений. Кузнецовское письмо может быть рассмотрено как способ сильного преодоления рационально-логического механизма восприятия и выхода на следующие за логическим уровни сознания, где человеку открывается вселенское или божественное начало»[26].
Неудивительно, что иконы «кузнецовского письма», построенные по орнаментально-медитативному принципу вызывают у многих людей реакцию необъяснимого восторга, ощущения присутствия изображенного и уверенность в возможности получить чудо исцеления от таких икон[27].
Однако стоит обратить внимание на принципиальную разницу в задачах иконного образа и образа для медитации. В то время как икона, представляя нам реальный образ, имеет своей целью вознести нас мысленно к Первообразу, образы для медитации служат обратному: «помогая сконцентрироваться, они направляют эмоциональные и ментальные потоки к центру индивида, к его истинному Я»[28]. Таким образом мы имеем движение не к Богу, а к себе.
Медитативное свойство пульсирующей цветовой поверхности, достигаемое сочетанием сфер, точек и лепестков – важнейших элементов в сакральной геометрии, используемой для практик в эзотерических учениях[29], – не является приметой исключительно «кузнецовского» стиля. В той же манере создает свои произведения канадская художница австралийского происхождения Элспет Маклин (Elspeth McLean). На сайте, посвященном её творчеству, художница прямо заявляет, что её искусство – это медитативный опыт, индивидуальное переживание жизни, выраженное в цветах, которое может помочь каждому зрителю найти «путь к его внутреннему ребенку»[30]. Элспет назвала собственный стиль Dotillism («точечный») и имеет диплом Арт-терапии.
 Кроме всего прочего, техника точечной росписи предметов интерьера является популярным современным направлением в искусстве.
В качестве основания для использования техники пуантилизма в иконописи Ю.Э.Кузнецов сравнивал письмо точками с формированием образов в мозаичном искусстве. Однако, сравнивая две техники, можно увидеть, что мозаика имеет своей задачей с помощью разноцветных кусочков смальты создать впечатление цельного, единого цветового пятна. «Кузнецовское письмо», напротив, дробит материю и сам цвет до атомарного состояния, разлагая и рассеивая цельное. Форма теряется, а потеря формы – это путь к абстрактному искусству. (К слову, картины Ю.Э. Кузнецова написаны именно в абстрактном стиле). Минимализацию значения формы как путь к «неограниченному количеству смыслов» и сравнение «кузнецовского письма» с абстрактным искусством проводит и И.Н. Вольнов[31].
 Фактически, мы получаем «развоплощение» образа. Особенно это касается икон, где даже личное выполнено в технике пуантели.
Один из современных исследователей иконы, академик Б.В.Раушенбах, очень эмоционально и образно отметил разницу в восприятии изобразительного искусства в разные эпохи: «...Средневековое искусство во многих отношениях выше искусства Возрождения. Я считаю, что Возрождение было не только движением вперед, оно связано и с потерями. Абстрактное искусство – полный упадок. Вершиной для меня является икона XV века <...> С точки зрения психологии я могу объяснить так: средневековое искусство апеллирует к разуму, искусство Нового времени и Возрождения – к чувствам, а абстрактное – к подсознанию. Это явное движение от человека к обезьяне»[32].
Из всего вышесказанного следует, что «кузнецовское письмо» с точки зрения технологии, идеи и психологического воздействия не является уникальным художественным явлением, скорее наоборот, закономерным и типичным для нашей эпохи, характеризующейся эклектической пестротой духовных ориентиров и живописных образцов. С точки зрения богословия иконы «кузнецовское письмо» не является адекватным выражением православного вероучения об образе и его предназначении.

Примечания

[1] Икона «Покров Пресвятой Богородицы» в храме Покрова на Нерли; иконы для Свято-Серафимовского мужского монастыря на острове Русский; Южно-Уссурийского женского монастыря; Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Мурома; Мещовского Свято-Георгиевского мужского монастыря; икона Владимирской Божьей матери для Свято-Успенского кафедрального собора г. Владимира и др.
[2] Иконы находятся в частных коллекциях, в том числе в коллекции Московской патриархии, у архиепископа Владимирского и Суздальского Владыки Евлогия, у бывшего губернатора Московской области Б.В. Громова и бывшего губернатора Владимирской области Н.В. Виноградова, у президента Российской Федерации В.В.Путина, у первого президента СССР М.С. Горбачева, у многих знаменитых спортсменов, у крупного российского учёного-океанолога, члена-корреспондента РАН А.Н. Чилингарова.
[3] Вольнов И.Н., Князева Е.М. Икона XXI века: эффект «кузнецовского письма» // Вопросы культурологи. М.: Издательский дом «Панорама», 2011. № 12. С. 44–48; Вольнов И.Н. Икона XXI века: иеротопия «кузнецовского письма» // Вопросы культурологи. М.: Издательский дом «Панорама», 2012. № 7. С. 43–47; Вольнов И.Н. Кузнецовское письмо как метамодель культурологи. Доклад, прочитанный на  IV Российском культурологическом конгрессе с международным участием «Личность в пространстве культуры», СПб, октябрь 2013.  [Электронный ресурс] URL: http://iconkuznetsov.ru/index.php?sid=332&did=44 (дата обращения 13.01.2016).
[4] URL: https://youtu.be/B63JZyzPO8I сюжет от 12.07.2013 (дата обращения 13.01.2016).
[5] Мастера дивизионизма: Жорж Сёра, Поль Синьяк, Камиль Писсарро, Люсьен Писсарро, Анри Эдмон Кросс, Шарль Теофил Ангран, Максимилиан Люс, Ипполит Птижан, Жорж Леммен, Тео Ван Риссельберге, Джованни Сегантини, Николай Мещеряков.
[6] В своих работах о принципах цветовой гармонии и контрастов «De la loi du contraste simultane des couleurs» («О законе одновременного контраста цветов») 1839 г. и «Des couleurs et leurs application aux arts industriels a l'aide des cereles chromatique» («Цвета и их применение в производственном искусстве при помощи хроматических кругов») 1864 г. Эжен Шеврёль сформулировал три закона синхронного, последовательного и смешанного контрастов.
[7] Rood Ogden. Modern Chromatics: With Applications to Art and Industry (Современная теория цветов), London: C. Kegan Paul & Co., 1879 г. О. Руд доказал, что оптическое смешение основных цветов солнечного спектра – красного, желтого и синего – делает их тон ярче, чем при смешении пигментов.
[8] Трехкомпонентная теория цветоощущения Г. Гельмгольца, воспринявшего идею Томаса Юнга, предполагала существование в глазу особых элементов (колбочки сетчатки глаза) для восприятия красного, зелёного и синего цветов. Восприятие других цветов обусловлено взаимодействием этих элементов.
[9] Кондратьева К.Л. «Икона XXI века. Кузнецовское письмо». Одухотворенный пуантилизм. М.: Полиграф-Эра, 2010. С. 86–96. [Электронный ресурс] URL: http://iconkuznetsov.ru/index.php?sid=598 (дата обращения 13.01.2016)
[10] Там же.
[11] Кондратьева К.Л. «Икона XXI века. Кузнецовское письмо». Кузнецовское письмо. М.: Полиграф-Эра, 2010. С. 56–74. [Электронный ресурс] URL: http://iconkuznetsov.ru/index.php?sid=597 (дата обращения 13.01.2016)
[12] Кондратьева К.Л.  «Икона XXI века. Кузнецовское письмо». Одухотворенный пуантилизм. М.: Полиграф-Эра, 2010. С. 86–96. [Электронный ресурс] URL: http://iconkuznetsov.ru/index.php?sid=598 (дата обращения 13.01.2016)
[13] Кондратьева К.Л. «Икона XXI века. Кузнецовское письмо». Кузнецовское письмо. М.: Полиграф-Эра, 2010. С. 56–74. [Электронный ресурс] URL: http://iconkuznetsov.ru/index.php?sid=597 (дата обращения 13.01.2016)
[14] Там же.
[15] Икона «Богоматерь, Воскрешающая Русь», образы царя Николая II-искупителя в терновом венце или стоящего за престолом, иконы мастерской Просопон и др.
[16] Кондратьева К.Л. «Икона XXI века. Кузнецовское письмо». Кузнецовское письмо. М.: Полиграф-Эра, 2010. С. 56–74. [Электронный ресурс] URL: http://iconkuznetsov.ru/index.php?sid=597 (дата обращения 13.01.2016)
[17] Кондратьева К.Л.  «Икона XXI века. Кузнецовское письмо». Одухотворенный пуантилизм. М.: Полиграф-Эра, 2010. С. 86–96. [Электронный ресурс] URL: http://iconkuznetsov.ru/index.php?sid=598 (дата обращения 13.01.2016)
[18] Цветное зрение человека основано на восприятии двух пар цветов (желтый/синий и красный/зеленый), которые называют оппонентными. Восприятие к какой-либо точке зрительного поля одного цвета из такой пары (например, желтого) обычно препятствует восприятию оппонентного цвета (синего). Поэтому хотя люди обычно видят цвета, образованные комбинацией из нескольких других (например, фиолетовый, образованный смешением красного и синего), мы обычно не можем видеть желтовато-синий или красновато-зеленый цвета.
[19] [Электронный ресурс] URL: http://iconkuznetsov.ru/index.php?sid=597 (дата обращения 13.01.2016)
[20] Кондратьева К.Л.  «Икона XXI века. Кузнецовское письмо». Одухотворенный пуантилизм. М.: Полиграф-Эра, 2010. С. 86–96. [Электронный ресурс] URL: http://iconkuznetsov.ru/index.php?sid=598 (дата обращения 13.01.2016)
[21] [Электронный ресурс] URL: http://iconkuznetsov.ru/index.php?sid=597 (дата обращения 13.01.2016)
[22] А.П.Кулачёв, Д.М.Рамендик. Шри Янтра – древнейший инструмент изменения психофизиологического состояния человека. [Электронный ресурс] URL: http://shriyantra2007.narod.ru/lib/medit005.htm (дата обращения 13.01.2016)
[23] Клетки сетчатки, снабжающие сигналами зрительную часть коры головного мозга, имеют круговую симметрию, поэтому они очень хорошо реагируют на круглые пятна и точки, поскольку поле их восприятия также имеет круглую форму.
[24] Грегори Р.Л.. Глаз и мозг. М: Прогресс, 1970.
[25] McKay B.M., Interactive Processes in Visual Perception, Sensory Communication, N.Y., 1961.
[26] Вольнов И.Н. Полисемантичность «кузнецовского письма». Статья к междисциплинарному научному семинару по «кузнецовскому письму» 15.04.2011 г. [Электронный ресурс] URL: http://iconkuznetsov.ru/index.php?sid=332&did=28 (дата обращения 13.01.2016)
[27] Отзывы посетителей по видеоматериалам, предоставленным официальным сайтом. [Электронный ресурс] URL: http://iconkuznetsov.ru/index.php?sid=603 (дата обращения 13.01.2016)
[28] Определение термина «мандала». [Электронный ресурс] URL: http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%B0 (дата обращения 13.01.2016)
[29] Например, так называемый «Цветок жизни», связанный с движением New age.
[30] [Электронный ресурс] URL: http://www.elspethmclean.com/#!bio/ce04
[31] Вольнов И.Н. Полисемантичность «кузнецовского письма». Статья к междисциплинарному научному семинару по «кузнецовскому письму» 15.04.2011 г. [Электронный ресурс] URL: http://iconkuznetsov.ru/index.php?sid=332&did=28 (дата обращения 13.01.2016)
[32] Раушенбах Б.В. Некоторые психологические аспекты космонавтики и эстетики. // Психологический журнал. 1986. Т. 7. № 1. С. 82; [Электронный ресурс] URL:  http://istorya.ru/forum/index.php?showtopic=3173 (дата обращения 13.01.2016)



В сокращенном виде статья выложена на сайте http://www.art-sobor.ru/archives/7900

Кузнецовское письмо - иконопись XXI века? http://www.art-sobor.ru/wp-content/uploads/2015/07/48%D0%9A%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2-%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81.jpg

Кузнецовское письмо - иконопись XXI века? http://www.art-sobor.ru/wp-content/uploads/2015/07/%D0%BA%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2-80.jpg

Кузнецовское письмо - иконопись XXI века? http://www.art-sobor.ru/wp-content/uploads/2015/07/kuznetsovskoe-pismo_2.jpg

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ракетный удар по США далеко не первый. В ответ на убийство своего генерала Сулеймани, Иран атаковал две американские авиабазы в Ираке - на западе страны и в северной провинции Эрбиль. США тут же применили крайне эффективную модную современную тактику, "Потерьнет". Заявили что пострадал и ...
https://vk.com/video-34740837_456260365 Английские полицейские вытащили из загашника ранее не публиковавшееся апрельское кино (три ракурса). 35-летний мотоциклист получил множественные переломы и очень благодарен самому себе за то, что не пренебрегал защитой, которая, как он ...
Наталья Поклонская в последнее время неприятно удивляет. Она выступила с защитой празднования Хэллоуина и против запрета абортов, в защиту женщин на право их выбора. При этом ...
Как сообщили германские СМИ, вечером 22 января 2022 года инспектор (командующий) военно-морских сил Германии вице-адмирал Кай-Ахим Шёнбах (Kay-Achim Schoenbach) подал в отставку после сделанных им ранее в ходе визита в Индию комментариев о президенте России Владимире Путине и ...
Периодически тискаю свои посты на разных ресурсах, ну чисто так, чтоб былО. Основная же площадка здесь в ЖЖ, ну и в силу массовости и своей аудитории на Мордокниге, хоть и терпеть не могу эту ЦРУ-шную помойку. Кто меня давно читает тот знает, что ненавижу километровые посты, стараюсь ...