Курское дворянство, дети боярские и казаки в боях с Речью Посполитой.
karabai96 — 21.06.2023В начале царствования Михаила Федоровича, по его воле воеводы и
ратные люди разных областей России, в том числе и
Белгородско-Курского края, почти непрерывно должны были совершать
военно-боевые походы на западных и южных рубежах Государства и
поражать Поляков, Литовцев, Черкас и Татар.
Основываясь на данных драгоценного памятника древней Русской
истории – Разрядных Книгах, изложим еще некоторые факты, касающиеся
порубежных военных действий, в которых участвовали дворяне и дети
боярские Курского края в первые годы царствования Михаила
Федоровича.
В 1616 году Царь Михаил Федорович повелел своим указом воеводам
Михаилу Самсоновичу Дмитриеву и Ивану Ивановичу Ушакову, чтобы для
его Государева и земского дела на службе в Украинном разряде в
сторожевом полку были дворяне и дети боярские, и казаки, и стрельцы
и явились на Вербное воскресенье в этот полк. Из Курска было
отправлено 100 человек дворян и детей боярских. В том же году
Курчане-дворяне и дети боярские были отправлены в полк воеводы
Прокофия Воейкова вследствие того, что из Литовской земли в
Рославльский уезд явился польский ротмистр Корсак и с ним Литовские
воинские люди, которые поставили здесь острог и начали воевать
Рославльский и Брянский уезды, ожидая к себе «прибыльных людей из
Литвы», чтобы затем идти на Брянск, Рыльск и Путивль. В виду такой
опасности для Орловского и Курского края, по Царскому указу, велено
было из Рыльска и Путивля быть головам, а с ними детям боярским,
атаманам, казакам и севрюкам. Кроме того, воеводам Северских
городов было велено прислать голов и ратных людей в Брянск. Здесь
необходимо было разобраться, «устроить ратных людей в сотни и в
полки и пеших людей в обозе с вогненным (огненным) боем и потом
идти в Рославльский уезд и посылать от себя из полков дворян и
детей боярских и казаков с вогненным боем и велеть головам нападать
на Литовских людей безвестно изгоном и в ночное время, а смотря по
вестям и по тамошнему делу, самих, прося у Бога милости и у
Пречистые Богородицы помощи, промышлять на Литовских людей, сколько
Господь помощи подаст, чтобы над Литовскими людьми поиск учинить и
Рославльский уезд от них очистить и всю Северскую землю».
В 1616 году в городах Курского края дворянская конница находилась в
следующем количестве: в Рыльске 132 человека, кроме того
Государевым указом было назначено в Рыльск «прибыльных» 100 человек
детей боярских из Курска. В Путивле было детей боярских Путивлян
150 чел., Черниговцев 124. В Осколе было 223 чел. детей боярских,
станичных атаманов 20, в Белгороде детей боярских-станичников 19,
полковых 117, волгских казаков 134 с их головою Порфирием
Дворяниновым. В Курске было детей боярских 753 человека с головою
Баушем Маракушевым.
В том же году Литовские люди вторглись в Болховской уезд. Против
них выступил воевода Михаил Дмитриев. Бой с неприятелями произошел
под городом Болховом, воевода был убит и Русский отряд побежден.
Тогда Государь Михаил Федорович велел идти в поход воеводам князю
Ивану княж Федоровичу Хованскому и Дмитрию Скуратову с 340 курских
детей боярских. Из Путивля в поход были назначены воевода Степан
Чемесов и голова Юрья Беззубцов, с ними 48 Путимцов, Черниговцев
34, Путивльских бортников 27 чел., а с низшими служилыми людьмы –
460 чел. Пред выступлением в поход в Царской грамоте Путивльским и
Рыльским служилым людям было сказано: «и они бы дворяне и дети
боярские и все служилые люди с Литовскими и Польскими людьми бились
и Государь Михаил Федорович за их службу пожалует их своим
Государевым жалованьем и службу их учинит памятну». Князю
Хованскому было велено послать для сбора ратных людей дворян и
детей боярских с тем, чтобы они отправили собранных служилых людей
немедленно, а эти последние «шли в полки днем и ночью на спех, не
мешкая нигде ни часу и вместе с дворянами и детьми боярскими пришли
в полки однолично часа того».
Уже после сбора ратных людей Литовские люди, как это видно из
отписки в разрядный приказ князя Хованского и Дмитрия Скуратова,
«повоевав Кромские и Карачевские места», пошли к Курску. Оба
воеводы со своими отрядами последовали за неприятелями и подошли к
этому городу. Литовцы же, постояв у Курска, быстро направились на
Оскол, подступили од него изгоном, взяли город, и острог сожгли, но
побоялись оставаться здесь долгое время и двинулись к Белгороду, а
потом, миновав Белгород, ушли в поле (т.е. степь), направляясь к
своему рубежу. Князь Хованский послал преследовать Литовцев до
рубежа голов с сотнями, что они и сделали.
Получив донесение воевод, Михаил Федорович велел князю Хованскому
послать на Оскол Дмитрия Скуратова с тем, чтобы он поставил острог
и устроил необходимые укрепления. Удостоверившись в том, что
Литовцы и Черкасы скрылись за рубеж, головы со своими сотнями
возвратились в Курск, Хованский из Курска был отозван в Тулу, а
дворяне и дети боярские распущены по домам.
В 1617 году Литовские люди явились под город Стародуб. Воеводам
Хованскому и Скуратову было велено идти из Украинного разряда из
передового полка из Мценска и с другими воеводами собраться в
Болхове. Из Курска в передовой полк было отправлено 380 дворян и
детей боярских. Воеводам было приказано: «И вы бы пришли в Болхов,
а с вами дворяне и дети боярские и с вогненным боем атаманы и
казаки и стрельцы. Из Путивля шел воевода Степан Чемесов, поимал
языков и пытал их накрепко и промышлял неприятеля». Вследствие
военных действий Русских отрядов, неприятели оставили
Стародубье.
В 1618 году к Стародубу опять явились Литовские люди. Из Рыльска
тотчас же было послано в поход 100 человек детей боярских Рылян
лучших, не считая других служилых людей. Рыльскому и путивльскому
воеводе было отписано о том, что, по указу Государя Михаила
Федоровича, идут наспех в Мценск дворяне и дети боярские украинных
и польских городов и «с вогненным боем атаманы и ясаулы с ратными
людьми» и велено было воеводам идти на Литовских людей. «А ходить
им под Литовскими людьми устроя в полкех голов с сотнями, а в кошех
стрельцов и казаков с вогненным боем и подъезды перед собою и по
сторонам, для береженья же перед полками и позади велеть быть
сотням безперестани и подъезды посылать ежечасно и на станех
становиться с великим береженьем и неоплошно у крепостей и укрепясь
обозом и береженье держать великое, чтобы Литовские люди и русские
воры на них в походе украдом и обманом не напали и какого дурна не
учинили».
Кроме того, следует упомянуть об участии из Рыльской и Путивльской
области дворян и детей боярских в Дорогобужском походе, после
которого Государь прислал полкам «Государево жаловалное милостивое
слово»; такое слово и впоследствии посылалось в полки Курского края
к воеводам и ратным людям после совершения ими особенно трудных
военно-боевых подвигов. Объявление «милостивого слова» совершалось
следующим образом: присланный с милостивым словом боярин, приехав в
полк, на смотру шел к воеводам и ратным людям, от имени Государя
спрашивал их о здоровье и говорил:
«Великий Государь, Царь и Великий Князь Михаил Федорович всеа Русии
Самодержец, жалуючи вас воевод, прислал меня с своим Государевым,
Царевым и Великого Князя жаловалным словом и золотыми и велел вас
спросить о здоровье, как вас Бог милует, здоровы ли есте на его
Царской службе?»
После этих слов боярин говорил:
«Великий Государь, Царь и Великий Князь Михаил Федорович всеа Русии
Самодержец велел мне вам говорити: прислали есте в сеунчем голову с
дворяны и детми боярскими о победе над врагами и то сделалось
Божьей помощью и всех Святых молитвами и нашим Государевым и
Царевым счастием, а вашим промыслом и радением ратных людей
службою. И мы Великий Государь, жалуючи вас за вашу службу и
промысел, послали есмя к вам и ратным людям с нашим жаловалным
словом и с золотыми своего боярина, и вы бы и вперед прося у Бога
милости нам служили и над Полскими и Литовскими людьми промышляли,
сколько Бог помочи подаст, а мы Великий Государь вас за вашу службу
и за промысел и за раденье пожалуем нашим Царским жалованьем».
Сказав это Государево слово, боярин подавал воеводам золотые и
затем говорил дворянам и детям боярским и другим ратным людям:
Великий Государь, Царь и Великий Князь Михаил Федорович всеа Русии
Самодержец, жалуючи вас дворян и детей боярских (а при обращении к
другим служилым людям – жалуючи вас ратных людей), прислал вам свою
жаловалную грамоту и золотые и велел спросить о здоровье (в тех же
выражениях): как вас Бог милует, здоровы ли есте на Государевой
службе?»
Проговорив все милостивое слово, как и воеводам, боярин раздавал
золотые монетами: 1) в 5 золотых Угорских, 2) в полтретья золотых
Угорских, 3) в два золотых Угорских, 4) в один золотой Угорский и
5) серебряными рублями жалованье, назначенное ратным людям.
После передачи милостивого слова ратные люди могли подавать
челобитные Государю, вручая их боярину. Это называлось «бить челом
у Государева милостивого слова».
В 1620 году был послан к воеводам Царский указ о том, чтобы во всех
городах Курского края «держать дворян и детей боярских о дву конь»
на случай прихода Крымских людей. В 1621-м же году Царским указом
было приказано, чтобы воеводы наблюдали за тем, чтобы дети
боярские, которых пошлют на вести и на сторо?жи и в подъезды, были
конны и могли бы, увидев воинских людей, отъехать и к воеводам с
вестью приехать. В том же указе находим наставление дворянам и
детям боярским Курского края о том, что им говорить в том случае,
если их на разгроме возьмут в плен и учнут про вести расспрашивать,
и они б сказывали, что в Мценску и по всем Украинным городам стоят
воеводы со многими людьми и Литва, и Немцы, и Татарове Казанские и
Свияжские и Мещерские и всех понизовых городов, и казаки, и
стрельцы с «вогненным боем». При посылке по вестям станиц, велено
было поручать их начальству дворян и детей боярских, при чем
«выбрать станичного голову доброго из дворян, а с ним детей
боярских»; на засеках и топких местах указ предписывал поставить
голов со всякими бои и промышлять над Татарами.
А.А. Танков. Летопись Курского дворянства.