Курчатов: мирный атом и лучшее благоустройство в Черноземье
me-frai — 05.06.2024Государство "рабочих и крестьян", Советский Союз, заявлявший себя как "бесклассовое общество", был на самом деле обществом с заметным внутренним расслоением.
Может и не сословным, как Российская империя, но различия между социальными слоями там были даже больше, чем мы привыкли в современном российском обществе. Подобны этим классовым различиям были различия между городами: были города "обычные", были индустриальные, были индустриальные с важными предприятиями, были наукограды, были региональные, республиканские, союзные центры, Москва и Ленинград.
3.
(отсюда)
В повседневной жизни эти различия выражались прежде всего в снабжении: недаром отправлялись в столицу "колбасные электрички", но и на уровне проектирования, строительства, благоустройства подход к этим категориям городов был разным.
4а.
(отсюда)
4б.
(отсюда)
Столицам, наукоградам, крупным промышленным центрам доставались лучшие здания и планировочные решения, в то время как какой-нибудь райцентр мог за все советские десятилетия только и получить что железобетонное здание райкома (впрочем, не всегда это было плохо).
5а.
5б.
В чём-то в самом выгодном положении оказались именно наукограды: оставаясь небольшими и экологически чистыми, они получали внимание архитекторов и планировщиков, сопоставимое со столичными городами.
6.
(отсюда)
Вплотную к категории "наукограды" приближались атомные города, построенные при атомных электростанциях.
7.
(отсюда)
Формально относясь к числу "энергетических городов", которые в урбанистической советской "табели о рангах" были на среднем уровне, примерно как индустриальные города, по сути атомограды были скорее как наукограды: такой технологичной, капиталоёмкой и наукоёмкой отраслью является атомная энергетика.
8.
А атомная энергия, такая пугающая после Чернобыля и Фукусима, при нормальной эксплуатации и отсутствии аварий оказывается гораздо экологические и безопаснее, чем любая другая электроэнергия из невозобновляемых источников.
9.
(отсюда)
Курская АЭС - далеко не самая первая в СССР, но город именно при этой станции был назван в честь знаменитого физика, одного из отцов советского атомного проекта, Игоря Курчатова.
10.
Хотя Курчатов не дожил до строительства первого города своего имени и, соответственно, никогда в нём не был.
10а.
(отсюда)
Курчатов - не самый впечатляющий или большой советский атомоград, но он приятен и цивилен, особенно в окружении курской сельской глубинки.
11.
Приятный аспект любого города при АЭС - это большой водоём, вода из которого используется для охлаждения реакторов.
12.
В приморских регионах это может быть море, на севере - одно из многочисленных озёр, на Дону и Волге используются многочисленные водохранилища, ну а в небогатом водными ресурсами Центральном Черноземье пришлось организовывать собственное небольшое водохранилище.
13.
Курская атомная электростанция стоит у западного берега этого водоёма, а город вытянулся вдоль южного берега.
14.
Местная АЭС - не только не самая старая, но и не самая мощная в России (2 гВт - 5-е место, примерно в середине списка), особенно после остановки двух из четырёх энергоблоков в последние годы.
15.
Курчатов - город совсем молодой, он строился в 1960-е-1970-е годы вместе с электростанцией, и здесь, прямо как где-нибудь в Заполярье, совсем мало частного сектора.
16.
Поэтому Курчатов компактен: при 40-тысячном населении он достигает нескольких километров в длину (с запада на восток) и менее чем километра в ширину (с севера на юг).
17а.
17б.
В целом, несколько курчатовских микрорайонов зажаты между берегом водохранилища на севере и железной дорогой на юге, вдоль которой проходит и основная автодорога.
18.
Железная дорога, на которой стоит город - это когда-то была магистраль Москва - Курск - Киев, действовавшая до строительства в самом конце XIX века прямой линии Москва - Брянск - Киев.
19.
В Киев и вообще на Украину здесь уже давно ничего не ходит, курсируют только относительно частые пригородные до Льгова, Глушково, Лукашёвки, Михайловского Рудника (город Железногорск).
20.
Относительно частые - это до 6 пар в сутки; этого явно мало для связи крупнейшего курского пригорода с региональным центром, и местные в основном пользуются маршрутками.
21.
Эти маршрутки Курск - Курчатов являют собой резкий контраст с общественным транспортом обоих городов, где уже какое-то время всё реформировали и маршрутки встречаются нечасто, а за главных выступают пусть и не всегда большие, но настоящие автобусы.
22.
Отдельное произведение транспортного искусства - это остановки в городе Курчатове, где табло с указанием времени до прибытия автобуса встроено прямо в остановку, и оно по размерам как средний плазменный экран.
23.
В хвалёной Москве, например, такого не увидишь.
Впрочем, остановки - это далеко не единственное приятное, что можно увидеть в курском атомограде.
24а.
24б.
Хотя Курчатов строится уже в брежневские времена, здесь смогли создать что-то получше типовых панелек.
25а.
25б.
Нет, ну то есть серых панельных домов в городе хватает.
26.
Но площадь с Домом культуры, универмагом, памятником Курчатову и выходящим на неё бульваром Коммунистического проспекта смотрится очень достойно.
27а.
27б.
В своём роде не хуже какой-нибудь подмосковной Дубны - при том, что Дубну успели украсить послевоенным неоклассицизмом.
28а.
28б.
28в.
Мало что от любого места в городе до воды не больше 1 километра, тут ещё есть вдающийся меж микрорайонов залив, который ещё больше увеличивает длину береговой линии.
29а.
29б.
Курчатов, кажется, всегда использовал выгоды своего положения на берегу самого большого водоёма Курской области.
29в.
Так, в восточной части города ещё с советского времени был расположен парк "Тёплый Берег".
30а.
30б.
Но с приходом Большого Благоустройства в российскую провинцию здесь сделали экотропу на деревянных досках.
31а.
31б.
Понаставили арт-объектов и малых архитектурных форм в районе пляжа.
32а.
32б.
В общем, превратили "Тёплый Берег" в главную достопримечательность Курчатова и в одну из главных урбанистических достопримечательностей всей Курской области.
33.