Культурный шок наоборот. Радуга души, расцветшая в пыточной
lovers_of_art — 03.02.2021Композитор Богуслав Мартину
Зерно силы и ярости пробилось из неведомых тайных глубин, и налились гроздья гнева, и поднялась волна, и раскатилась эта волна до океанических масштабов... Что такое культурный шок? Ну, наверное, - слом привычного понимания, перевертыш, искажение. Но есть композитор, который проделал такой радикальный фокус в точности наоборот. И настолько убедительно, что именно культурный шок и вызвал!
1.02.2021. Малый зал Московской государственной консерватории. Б. Мартину. Три мадригала для скрипки и альта. Роман Филипов, скрипка; Павел Романенко, альт. Квартет для кларнета, валторны, виолончели и малого барабана. Валентин Урюпин, кларнет; Валерий Жаворонков, валторна; Арсений Безносиков, виолончель; Ксения Красавина, малый барабан. Фантазия для терменвокса, гобоя, фортепиано и струнного квартета. Солисты Петр Термен, терменвокс; Эмиль Мирославский, гобой; Екатерина Рихтер, фортепиано.
20.01.2021. Рахманиновский зал Московской государственной консерватории. Б. Мартину. Двойной концерт для двух струнных оркестров, фортепиано и литавр. Солистка Екатерина Рихтер, фортепиано. Камерный концерт для скрипки, струнного оркестра, фортепиано и ударных. Солисты Роман Викулов, скрипка; Александр Страхов, фортепиано. Московский камерный оркестр Musica Viva. Дирижер Александр Рудин.
Он провел детство в высокой башне при костеле,– в полной изоляции от мира. Он наблюдал этот мир с высоты птичьего полета, и всю жизнь больше всего на свете ценил простор. Он прожил по два десятка лет во Франции и Америке, но навсегда сохранил тягу к уединению, к задумчивым и неспешным ночным прогулкам.
Звали его Богуслав Мартину. Скорее всего, вы о нем не знаете и его музыку не слышали. Для себя я открыл его только теперь, благодаря консерваторским концертам к 130-летию Мартину.
Ничего подобного я еще не слышал.
Мало того что Мартину перенес гармонически полноценную музыку, ее строй и лад, в век 20-й - не поврежденной язвами умалишенного века. Он еще, с помощью своей музыки, будто открыл в искореженном насилием и муками человеческом сознании просторы, коих коллеги чешского композитора уже хронически не обнаруживали.
Можно взять любое сочинение Мартину – и вас изумит история того или иного преображения, переливающаяся радугой.
Задействован широчайший спектр звуковых комбинаций! Для этого взяты в дело самые, казалось бы, немыслимые сочетания инструментов. Взять хотя бы ранний квартет для кларнета, валторны, виолончели и малого барабана. По сочетанию инструментов легко догадываешься, про что история. Ну да, труба зовет солдата в поход (опус 1920-го, только что отгремела Первая мировая). Не до нежностей. Противно, тускло у солдата на душе. Под дробь барабанных палочек он уныло отбывает повинность, произносит в конце первой части свое «фэ», да все равно впадает на привале вовсе в безысходную тоску… Но что с ним происходит дальше?! В нем будто пробуждается бравый Швейк – и кларнет меняет мелодию на бодрую, и даже барабану солдат теперь будто диктует подходящий ритм.
Кстати говоря, рядом с этой пьесой участники концерта сыграли «Историю солдата» Стравинского. И там у классика 20-го века с «тысячью музыкальных лиц» служивый, можно сказать, так и остается заложником своего незавидного положения, несмотря на манки судьбы, - черт обводит его вокруг пальца. Музыка Стравинского в этом опусе – скептически-язвительно утрированная. А вот у Мартину она – ВСЕГДА человечная. Почувствуйте разницу.
Или мадригалы. Мне особенно мил второй из трех, в andante. Мадригал – это вроде как любовное объяснение. И ладно в первом и третьем у Мартину этим занимаются персонажи темпераментный и разбитной, хотя и они раньше или позже прикасаются, похоже, к искренним душевным ноткам. Но во втором-то – перед нами словно некий ботаник бледный… И надо слышать, как постепенно он унимает дрожь, как нащупывает в себе нужную струнку и как сообщающиеся сосуды скрипки и альта ведут его по дороге радости. Роман Филипов и Павел Романенко исполнили все это с шикарными деталями. А написал сии родниково-животворные штукенции Мартину, между прочим, в 56 лет.
Впрочем, это я для затравки пока что. Раньше была война. Вторая мировая. И именно военные сочинения у Мартину абсолютно ошеломляющие.
Камерный концерт 1941 года – пожалуй, сильнейший из услышанного. Мартину сразу вводит артикулированную тему внутреннего протеста: попрано все, чем человек жил. В этой музыке есть все – слом сознания, тревога, страх, отчаяние. Вот только ни в чем музыка Мартину не увязает, она постоянно двигается-развивается. У него всегда есть путеводная нить, нить Ариадны. Мартину словно расширяет внутреннее пространство человека, его ресурс и его движущую силу.
Эта музыка – прочнейший строительный материал. Важно услышать и прочувствовать, КАК именно происходит чудо внутреннего преображения и просветления, и как осветляется все вокруг. И вот тогда возвращается первая тема – и протест уже разрастается в набат.
Такая внутренняя сила и в двойном концерте для двух оркестров, года 1939-го. Всполохи страшного, паника, скорбь… Но пробивается зерно ярости, и наливаются гроздья гнева, и устремляется волна, и раскатывается эта волна до океанических масштабов.
Особое очарование музыка Мартину приобретает в Фантазии для терменвокса, гобоя, фортепиано и струнного квартета, где в помощь израненной душе он придает силы небесные. Терменвокс звучит совершенно космически, и на его волшебном призыве, словно на турнике, подтягивается ансамбль. А когда задушевный гобой выходит в унисон с голосом из космоса – наступает эффект катарсиса.
Почему его так редко исполняют, Богуслава Мартину? «Чувственный диапазон, который здесь задействован, мало кому доступен», - сказал мне один умный человек.
Но я в ответ возражу: так музыка Мартину и дает уроки того, как этот самый диапазон нащупать, раскрыть и привести в действие!
И он, мне думается, эту музыку не придумал, нет, в своем одиночестве и уединении. Ибо она абсолютная живая и неподдельно искренняя. Настоянная на совокупном человеческом опыте.
Бетховену Творец ниспослал глухоту , а Мартину – уединение. Лицом к лицу всего не услыхать, большое слышится на расстояньи.
Камерный концерт и двойной концерт Богуслава Мартину можно послушать, зарегистрировавшись на портале classic-online.ru