Куда ушел читатель?
piterhandra — 09.01.2017 Продолжаем разговор о глобальных изменениях в отечественной литературе и культуре чтения. Как я уже обозначил в предыдущем посте, формат потребления текстов, как в мире, так и в России, все сильнее и сильнее смещается в сторону электронных и аудиокниг. В прошлом (2016 году) западные книжные издатели ликовали подводя итоги, так как по их показателям у читателей повысился интерес к бумажным книгам (на очень незначительный процент, даже близко не приблизившийся к показателям прежних лет), а рост рынка электронных текстов наоборот, прекратился и немного сократился. Но ликования длилось недолго, до тех пор пока не были опубликованы данные о продажах небольших издательств и инди-авторов (или как мы привыкли их называть - самиздатовцы). И оказалось, что рынок электронных книг продолжает расти. Просто большие издательства утратили пальму первенства в этом вопросе, так как многие начинающие авторы предпочитают продавать свои тексты напрямую читателей (минуя издателей). В плюсе оказались лишь Амазон и подобные ему сайты, исправно получающие свой процент.Западные аналитики по-прежнему говорят о том, что год от года электронные тексты будут отщипывать от литературного пирога все новые кусочки. Скептики им не верят, указывая на то, что даже если по самым смелым оценкам рынок электронных текстов не превышает (по разным оценкам) 20-25% от общего числа прочитанных книг. Но при этом скептики забывают о том, что рынок электронных (текстовых и аудио) книг невероятно молод, ему всего семь лет. И если за этот ничтожный по сути отрезок времени они смогли отхватить четверть книжного рынка, не сбрасывая, а наоборот, наращивая темпы экспансии, то стоит уделить этому факту пристальное внимание.
Прогресс не стоит на месте. Практичность всегда брала верх, оставляя на обочине истории винил, видеокассеты, глиняные таблички и лубочные картинки. И первыми это осознали не издатели и книготорговцы, а писатели и читатели.
Как в дальнейшем сложится ситуация на западных рынках - я не знаю, не эксперт. Но могу представить, как станут развиваться события на отечественном книжном рынке.
На данный момент ситуация в России несколько отличается. Продажи электронных и аудиокниг составили в 2016 году 3,13% (2,5 млрд руб.) от общего числа проданных книг (всего 80 млрд руб.) Но (!), это лишь данные из официальных источников, не учитывающие:
- прямые продажи авторов на своих сайтах или на страницах в социальных сетях;
- продажи на независимых площадках и интернет-магазинах;
- книги по подписке, краудфандинг и т.д.
Так что мы можем представить, что на самом деле, рынок электронных текстов составит не 3, а 5-6%.
Смех и слезы, скажут нам скептики. Хорошо. Но давайте вспомним тот факт, что эти 6% легально приобретенных текстов одновременно составляют 6% от всех скаченных электронных книг в России. Проблему пиратства мы сейчас затрагивать не станем. Я просто предлагаю вам немного подумать и понять, куда же ушел читатель в России? Он исчез или стал тратить время не на чтение а на соцсети, компьютерные игры и сериалы? Да, но лишь отчасти. Большинство как читали, так и сейчас читают. Просто не на бумаге, а на экранах своих гаджетов. И 94% из них не платят за чтение ни копейки.
Я не сторонник мнения, что ситуацию с пиратством в России невозможно победить. Пять лет назад количество легальных потребителей насчитывало лишь 0,1%. Два года назад - 3%. Сейчас их 6%. По прогнозам, к концу 2017 года эта цифра может увеличиться до 8-10%. Я прекрасно понимаю, что любители халявы не исчезнут и большинство продолжит (пока у них есть такая возможность) качать книги бесплатно. Но при этом я понимаю, что количество легальных потребителей будет расти.
Какие шаги предприняли участники книжного рынка, для того чтобы стимулировать продажи электронных книг?
- Год Литературы не принес большой пользы. Большинство мероприятий в его рамках прошли исключительно "для галочки". Продажи электронных книг поддерживались лишь установкой нескольких терминалов Литреса в аэропортах и различных муниципальных учреждениях.
- Господдержка в вопросе борьбы с электронным пиратством приносит какие-то плоды, но этого пока явно не достаточно.
- В ГосДуме анонсировали несколько законопроектов, призванных облегчить книготорговлю в России:
1) ввести нулевой НДС на книги;
2) приравнять книжную торговлю к социально-ориентированному бизнесу;
3) ввести льготы по «зарплатным» налогам;
4) ввести пониженный почтовый тариф на доставку книг по России.
Инициативы хорошие, посмотрим что из этого получится. Но все они направлены на поддержание бумажных книг и магазинов. Продажи электронных книг были стимулированы весьма странным образом: "Налог на Google".
Что это значит? Что покупать электронные тексты и аудиокниги нужно на российских сайтах. А как же продажи русскоязычных авторов на Амазоне? Вырастут ли цены на электронные книги на Google Play Маркет, Bookmate и других сайтов, зарегистрированных в США? Непонятно...
Как в итоге российские издатели и продавцы отреагировали на рост продаж электронных и аудиокниг? Улучшили программное обеспечение, расшили ассортимент? Нет, они подняли цены.
В общем, все опять происходит по старой схеме: низы не могут, верхи не хотят.
Лично меня сложившаяся ситуация изрядно утомила. И так как пытаться переломить его разговорами и призывами весьма сложно (да и просто долго), пора браться за решение вопроса самостоятельно.
Будем работать.
|
</> |