Кто запретил Тютчева? Цензура как форма рекламы
dolboeb — 20.03.2011 История с демонтажем рекламных щитов «Московских новостей» совершенно прелестна.К очередному перезапуску газеты по Москве разместили биллборды со злободневными цитатами из Фёдора Тютчева, Петра Чаадаева, Бенджамина Франклина и М.Е. Салтыкова-Щедрина. Утверждается, что два из четырёх биллбордов с тютчевской фразой Русская история до Петра Великого — одна панихида, а после Петра Великого — одно уголовное дело (фото) подверглись демонтажу без объяснения причин. Один из них располагался у дома 30 на Смоленском бульваре, другой — у дома 79 на Ленинском проспекте.
О том, что демонтаж щитов осуществляют именно московские власти — известно из сообщения РИА «Новости». Там же сказано, что никаких комментариев по поводу демонтажа у московских властей агентству получить не удалось. Невзирая на то, что в ближайшую среду в гости к РИА пожалует лично мэр Собянин. Так что контакты с муниципальной пресс-службой у агентства, надо полагать, налажены.
Сама по себе кампания с биллбордами — реплика весьма симпатичного проекта журнала «Эсквайр» двухлетней давности. Там с подобными же провокативными цитатами на плакатах фотографировали по всей Москве известных людей. Цитата из Салтыкова-Щедрина была в точности та же, которую отобрали для рекламы МН. Чаадаев там тоже присутствовал. И как минимум один известный актёр отказался участвовать в фотосессии, увидев в цитатах из классики клевету на милую его сердцу Вертикаль власти.
Что до истории с демонтажем — этот приём в рекламных технологиях тоже не вчера родился. Когда ты просто размещаешь биллборд на улице, или ролик на радио, его видит или слышит ограниченное количество людей (исходя из прогноза их численности, оплачивается размещение). А вот когда твою наружку или радиорекламу кто-то запрещает, когда тебя за неё штрафуют — об этом сразу пишут многие СМИ, и рекламное сообщение достигает новых аудиторий.
Самый простой способ добиться такого результата — придумать рекламу, прямо нарушающую те или иные статьи законодательства. Например, содержащую мат, или оскорбительную для зрителя. Сумма штрафа от ФАС (как правило, 50 тысяч рублей) изначально закладывается в цену размещения. Более изящный вариант — составить рекламу так, чтобы законов она не нарушала, но провоцировала трусоватых чиновников на запретительные телодвижения (как плакаты в честь двухлетия Business FM). Более грубый вариант — самим снять свои рекламные щиты, а обвинить "власти". Риск не слишком велик, если при этом не показывать пальцами ни на какого конкретного чиновника, вынуждая его к опровержениям. По такому же принципу создатели различных политических сайтов время от времени сообщают об их "взломе хакерами", чтобы спровоцировать публикации в прессе. Анонимные хакеры, разумеется, не торопятся с опровержениями.
Я почти уверен, что, если на эфире в среду Собянина спросят про демонтированные плакаты, то он просто пообещает разобраться — и тут же забудет о своём обещании. Можем, впрочим, проверить.