Кто такой логопед в Германии
loyal_fr — 22.04.2024 Очень интересно, что, загуглив слово "логопед", получаю кипу русскоязычных сайтов в определением типа: "Логопед – это специалист, который занимается устранением и корректировкой речевых нарушений у детей."Интересно, почему обязательно только у детей? Взрослым не надо? Или в процессе жизни у человека проблем с речью быть не должно?
Так сложились обстоятельства, что я вот уже как полгода несколько раз в неделю посещаю логопеда. Наслушалась-насмотрелась-наобщалась с разными логопедами и их пациентами.
Разбираемся, кто такой логопед в Германии и что он делает.
Вообще, "логопед" происходит от "логопедия" - это специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания (источник - Википедия). Но по факту, у нас логопеды занимаются не только речью, а и вопросами, связанными с функциями мышц головы.
Если у человека не получается и плохо глотать по каким-то причинам, хотя мозг в порядке, он обращается к логопеду по рекомендации и рецепту врача. Существуют техники, укрепляющие мышцы рта, их покажет логопед, сделает соответственное назначение и терапию. Буквально сегодня в приемной у логопеда видела маму с 4-месячным малышом, у которого проблемы с глотанием. Это очень серьезно.
Помочь с тризмами-бруксизмами может тоже логопед. Тризм - это спазм жевательной мышцы. В таком случае логопед покажет варианты массажей. От бруксизма помогает тейпирование - то, о чем молчат наши стоматология; они просто выписывают шины для сна, но проблему перегрузки мышц те не решают.
После радиации слизистой оболочки рта и головы в целом у пациента есть риск вообще перестать глотать. Предотвращают это специальные упражнения, которые нужно делать три раза в неделю, например упражнения Массако. Логопед покажет и расскажет, как делать упражнения. А также поможет пациенту не переставать открывать рот. Да, такая проблема имеется. Если не тренировать открытие рта, рано или поздно оно может стать жутко болезненным у тех, кто перенес радиацию. При этом никаких шпателей и прочих вспомогательных материалов, рекламированных в интернете, - можно повредить и без того слабые после радиации зубы.
Ну и, наконец, логопед занимается речью. При этом речь идёт не только о корректировке картавости или шепелявости, а об очень широком спектре возможностей. Например, моего соседа после инсульта было сложно понять. Дедушка что-то бубнил, но что? Он усердно занимался с логопедом, после чего некоторые выражения мы начали понимать. Дедушке 90 лет, четверо правнуков если что.
Также с логопедом работают певцы, учителя, ораторы - им нужно научиться правильно отдыхать голосом (есть техники!). Как давать лекцию 8 часов подряд с 15-минутной паузой? Опять же, есть техники.
Как разговаривать с одной голосовой связкой так, словно у тебя их две? Тоже есть техники. Многое зависит от увлажнения, ингаляций, тренировки и укрепления соответствующих мышц, дыхания (в разных регионах тела), а также осанки. Тема дыхания - это вообще отдельный, большой раздел логопедии. Как рассказать длинную историю, имея одну работающую голосовую связку, не задыхаясь?
Логопеды работают и с людьми, у которых голосовых связок вообще нет. Например, вместе с раковой опухолью вырезали. Встречала я таких пациентов. Они разговаривают с помощью определенного девайса, и там своя специфика. Голос конечно у этих людей странный, но речь можно понять.
Ещё видела у логопеда людей с трахеостомой. Трахеостому ставят людям, которые по определённым причинам не могут дышать через нос. Им разрезают шею, в которую вставляют такую трубочку с клапаном. Человек учится через нее дышать. Соответственно, говорить можно, когда ты закрываешь клапан пальцем. Тоже своя специфика. Логопед ведёт и таких пациентов.
Занятия с логопедом проходят не только за партой (за чтением условных "га-го-млям"), а и в массажном кабинете на кушетке. Или даже с парой гантель. Так как есть определенные техники, настроенные на укрепление мышц. Замечали, как оперные певицы вверх руки поднимают? Вот, объем, сила и осанка - наше всё.
От себя добавлю, что в разных языках есть разные звуки, а также человек использует разные мимики, как и интонации. Поэтому нужны довольно дифференцированный подход и диагностика. А также при подготовке уроков логопед должен учитывать специфику того или иного носителя языка. В немецком я определенные звуки, например, правильно произносить не могу, потому что не получается. В таком случае мне нужны упражнения с такими звуками, которые у меня получаются.
Логопеды творят чудеса. Они большие молодцы.
|
</> |