Кто такие "образовательные суперинтенданты"?
astra-wizard — 09.10.202416 октября в Корее проходят внеочередные выборы “образовательных суперинтендантов” - довольно необычное понятие для многих русскоязычных (да и не только, наверное). Предлагаю немного разобраться, кто это такие и зачем они нужны.
Система “образовательных суперинтендантов” (по-корейски 교육감) впервые возникла в 1952 году, но пришедший к власти в результате военного переворота в 1961 году генерал Пак Чонхи эту систему отменил. В 1991 году эту систему снова вернули к жизни, но изначально на эту должность избирали человека “из системы”, как правило, депутаты собраний регионального уровня (городских и провинциальных собраний и т.д.) каждый для своей административной единицы. Впервые прямые выборы таких суперинтендантов путем прямого голосования обычных граждан провели в 2007 году (после большой реформы местного самоуправления в 2006 году), а с 2009 года их стали выбирать по всей стране. Сейчас сроки их работы синхронизировали с одним избирательным циклом региональных выборов (раз в четыре года), поэтому во время этих региональных выборов избиратели выбирают в том числе и таких вот образовательных суперинтендантов.
Зачем они нужны и чем они занимаются?
Подобные должности имеются во многих странах мира (в соседней Японии, к примеру, структура практически идентична корейской), однако далеко не везде это выборные должности, обычно все же делами в сфере образования занимается Министерство образования (как бы оно ни называлось в каждой отдельно взятой стране) и его чиновники на местах. В Южной же Корее образование - это не просто один из видов деятельности правительства, это стратегически важная отрасль жизни общества. Правительство решило, что судьбу образования в стране должны решать сами избиратели, а не чиновники. Очень хорошо показывает, насколько этот вопрос важен для корейцев, не так ли?
Эти суперинтенданты, разумеется, входят в структуру Мин образования и подчиняются ему, однако независимости в своих решениях у них много. Их фукнции охватывают довольно широкий список вопросов: от управления недвижимостью, землей и инфрастуктурой образовательных учреждений до разработки образовательных программ и написании учебников для школ. То бишь, к примеру, в их задачи входят такие мелочи как выбор цвета разметки на пешеходном переходе перед школами в своем районе, подбор кейтеринга для школьных столовых, покупка и продажа земли под школами, строительство школ и т.д.
Однако, разумеется, главная их функция заключаются все же не в таком простом ведении текучки, а выработке школьных программ и учебных материалов. В зависимости от того, побеждает кандидат от консерваторов или от либералов, меняется расписание в школах, меняются учебники, каких-то уроков может стать меньше, каких-то больше и т.д., в зависимости от политических и идеологических ценностей такого суперинтенданта. Консервативные суперинтенданты, как правило, увеличивают число часов по подготовке к экзаменам, выступают за более плотный график учебы, настаивают на более строгих критериях к квалификации учителей и т.д. Либералы активно отстаивают права учеников, вводят уроки полового воспитания, пытаются снизить значение выпускного экзамена “сунын” (это прям камень предкновения между консерваторами и либералами). Прямо противоположное мнение у этих лагерей и на такие проблемы как права учеников и учителей, недопустимость физических наказаний и еще несколько крайне щепетильных тем.
Серьезным вызовом для всей системы здесь, конечно, стало самоубийство учителя начальной школы “Сои” в июле 2023 года, которое просто сотрясло все общество. Там сложная предыстория, которая восходит к вопросу о правах учителей и учеников и которая показала, что голоса учителей и учеников вообще не слышны в этой политической склоке. Сами учителя уже много лет требуют реформ, взяться за которые не решается ни та, ни другая сторона, боясь политических последствий таких решений: встань на сторону учителей - и ты тут же разозлишь родителей, одну из самых активных прослоек избирателей. Поддержи родителей - и против тебя восстанет вся сфера образования страны, а это уже попахивает серьезным социальным конфликтом и катастрофическим падением рейтингов. А сейчас, когда у всех перед глазами пример правительства Юна, которое с грацией слона в посудной лавке нанесло просто какой-то фантастический ущерб всей медицинской отрасли в Южной Корее (и как логичный вывод - рейтинги его поддержки рухнули куда-то на уровень плинтуса), никто больше столь серьезных реформ проводить точно не захочет.
Тем не менее, система интересна и в целом эффективна, поскольку позволяет вводить более демократичный контроль за работой образовательных органов.
|
</> |