Кто развалил гражданский авиапром СССР?
aeropax — 11.07.2023«Дзен» даёт немало поводов для понимания, как работает массовое сознание... или сознание масс? Почему такого я не видел ни тут в период расцвета ЖЖ, ни в более поздних соцсетях, не знаю. То ли алгоритмы иные, то ли массы окончательно овладели Интернетом именно после появления «Дзена». Но именно сейчас мне всё время попадаются разоблачительные или просто аналитические публикации именно в «Дзене», у которых быстро вырастает шлейф комментариев, значительная часть которых написаны в стиле «Гайдарочубайс всё продал, Горбачельцин развалил великую страну» и т.д. и т.п.
И вот опять обнаружился в общем умеренный и относительно взвешенный пост, который опять комментируют в стиле «во всём виноват Гайдар».
Мой ответ, написанный без проверки деталей, чисто из головы:
<<�Досталось в 1990-е и Аэрофлоту: в 1992 году его разделили на 269 (!) самостоятельных компаний, которые были ранее его структурными подразделениями — авиаотрядами, предприятиями и эскадрильями.>>
Вообще-то примерно все авиапредприятия и управления МГА мечтали о свободе, и очень радостно восприняли децентрализацию.
Ровно то же самое произошло когда-то в США (до 1978 года все рейсы и тарифы американских авиакомпаний назначались федеральным регулятором; фактически это было то же самое, что и в СССР, только у нас все теруправления работали под единым брендом и на самолётах был одинаковый логотип, а у них там нет). Результатом Deregulation Act стало быстрое снижение тарифов и усиление конкуренции, которая привела к банкротству многих авиакомпаний.
Потом это случилось в КНР и экс-СССР.
Проблемы экс-советского гражданского авиапрома 90-х были связаны с тремя причинами:
1. Снижением реальных доходов населения.
2. Снижением реальных доходов населения.
3. Снижением реальных доходов населения.
Нет, не опечатка ))
На самом деле огромную роль сыграло и то, что КБ зажрались ещё в в семидесятые: полное отсутствие конкуренции, МГА вынуждено было брать, что дают («а если не возьмут — отключим газ»). Но и у МГА упала планка после Ил-96, который, как и Ту-204, был не готов примерно полностью, и который КБ не собиралось доводить. В итоге был пробит валютный контракт на лизинг А310, первый импортный магистральный лайнер после окончания поставок по ленд-лизу С-47 в 1945.
Но КБ продолжали мнить себя главными. И собрались конкурировать друг с другом.
Вот тут бы железной рукой навести порядок, объединив их всех в ОАК. Но Гайдар же «экономист, который ничего не понимает в авиации», кто бы его послушал? И КБ продолжали доить авиакомпании, обдирая их за продление ресурса, внесение изменений в компоновку салонов и т.д. и т.п.
Советский гражданский авиапром убил себя сам.
Такое аутоимунное заболевание, главный симптом «после нас хоть потоп», и дачи руководителей КБ и авиазаводов в три этажа.
Конечно, стоило бы вспомнить Ил-96М/Т (в этом году 6 апреля было 30 лет первому полёту), который «гнусные гайдарочубайсы» всячески поддерживали; но чуда не случилось, «Боинг» продавил запрет на финансирование американским федеральным Экспортно-импортным банком этого проекта, несмотря на то, что его попытались задобрить заказами на два 777-200 и десять 737-400. Там ещё и дефолт 1998 года подпортил картину...
Но меня искренне поражает (что странно на 58-м году жизни, но есть), как легко (точнее было бы сказать «тупо») народ транслирует глупые мифы.
Ужас-то в том, что брякнуть глупость гораздо проще, чем потом
эту глупость разоблачать, опираясь на факты и приводя
ссылки.
|
</> |