Кто несет ответственность за крушение Ил-76 и что будет с обменами пленных?

топ 100 блогов rex_net26.01.2024 Кто несет ответственность за крушение Ил-76 и что будет с обменами пленных?

Спустя сутки после крушения российского военно-транспортного Ил-76 над Белгородской областью об обстоятельствах катастрофы все еще известно крайне мало: по сути, достоверно мы знаем лишь то, что самолет разбился и что 24 января между Украиной и Россией должен был произойти обмен пленными. Сбили ли самолет и, если да, то кто? Были ли на борту пленные и заморозит ли катастрофа дальнейшие обмены? Кто несет ответственность за крушение и что о нем думают в Украине? Би-би-си попыталась найти ответы на эти вопросы.

Почему разбился Ил-76?

Би-би-си показала видео с обломками российского Ил-76 военным экспертам: по их мнению, повреждения, скорее всего, говорят о том, что самолет был сбит зенитной ракетой.

Военный аналитик Кристофер Петров отмечает, что кадры падения самолета «указывают на [полученные им] повреждения до крушения».

Петров предполагает, что за пару секунд до падения на борту Ил-76 начался пожар.

Россия с самого начала настаивает, что самолет сбила Украина. Минобороны страны утверждает, что им удалось зафиксировать пуск двух украинских ракет из района населенного пункта Липцы Харьковской области.

Кто несет ответственность за крушение Ил-76 и что будет с обменами пленных?

Видео падения самолета в Белгородской области

Если Россия зафиксировала пуск ракет, возникает вопрос: почему система ПВО не сбила эти ракеты?

Телеканал France Info со ссылкой на источник в военных кругах Франции утверждает, что Ил-76 сбили ракетой, выпущенной из комплекса Patriot.

Это предположение ранее озвучивали и с российской стороны — хотя бы на том основании, что у Украины нет другого известного вооружения, которое могло бы сбить самолет на таком расстоянии.

Patriot — это ракеты-перехватчики, которые обычно служат средством перехвата, а не его целью.

Зенитная ракета летит не по баллистической траектории или траектории крылатой ракеты. Она направляется вверх и разгоняется до самого момента столкновения с объектом в воздухе.

При этом само назначение зенитной ракеты предполагает, что она должна уметь маневрировать с большими перегрузками, чем ее цели — будь то баллистическая ракета, крылатая или самолет. Скорость ее полета, как правило выше, чем у потенциальных целей.

Из этого можно сделать вывод, что просчитать траекторию полета такой направляющейся к самолету ракеты очень трудно. Соответственно, и сбить ее.

Аналогичная ситуация разворачивается обычно с другой стороны, когда Россия бомбит Украину зенитными ракетами С-300. Особенно часто прилеты С-300 испытывает на себе Харьков — всего несколько дней назад в результате массированного обстрела там погибли восемь человек, в том числе ребенок.

Были ли на борту пленные?

Информация о том, что на борту были украинские граждане, исходила исключительно от России. Москва утверждала, что Ил-76 перевозил 65 пленных, которых должны были обменять тем же вечером на границе Белгородской и Сумской областей.

Сам факт существования плана по обмену пленными подтвердил представитель ГУР Украины Андрей Юсов. Хотя он напрямую не касался гибели Ил-76 в своем заявлении, он отметил, что украинская сторона «не была поставлена в известность о необходимости обеспечения безопасности воздушного пространства» в районе Белгорода и не может достоверно сказать, кто находился на борту.

В Кремле это отрицают: на следующий день после крушения пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков сказал, что «Москва своевременно сообщила Киеву о перевозке военнопленных самолетом Ил-76».

По свидетельствам теперь уже бывших военнопленных, которые сейчас находятся в Украине, при обменах осенью 2022-го и весной 2023-го годов украинцев перевозили на транспортных самолетах. Обменянные тогда люди рассказывали Би-би-си, что при посадке и транспортировке им завязывали глаза, но даже с завязанными глазами нетрудно отличить гражданский борт от военно-транспортного. Несколько вернувшихся домой украинцев убеждены, что их перевозил именно Ил-76.

Кто несет ответственность за крушение Ил-76 и что будет с обменами пленных?
Обстановка у места крушения самолета

Бывший военнопленный Максим Колесников, которого обменяли в феврале 2023 года, в разговоре с Би-би-си рассказал, что логистика при обмене была следующая: его вместе с несколькими другими людьми доставили автозаком к военному самолету (он считает, что это был именно Ил-76) в Брянской области. Затем самолет поднялся в воздух и долетел до Курска, где забрал других пленных. Только после этого борт приземлился в Белгороде, откуда украинцев доставляли к границе на обмен.

В интервью Колесников также сомневается в утверждениях России о том, что на борту Ил-76 было всего трое сопровождающих. Он уверен, что его и других пленных сопровождало большее число людей.

В Москве сейчас исходят из того, что украинские военные сбили самолет по ошибке, рассказал Би-би-си российский собеседник, осведомленный о ходе переговоров об обмене пленными. По его словам, в разбившемся Ил-76 действительно были пленные.

«Украинцы, естественно, знали про обмен и понимали, что пленных должны доставить самолетом. Но каким конкретно рейсом, они не знали», — говорит собеседник Би-би-си. Это частично совпадает с версией украинского ГУР, которое утверждает, что не знало все детали доставки пленных к границе.

По мнению собеседника Би-би-си, возникает «бардак в общении между военными с обеих сторон плюс ошибка с украинской стороны»: «Украинское ПВО про обмены в курсе не держат».

Украина по-прежнему не подтверждает, что на борту действительно были пленные. «Мы не видели никаких признаков того, что на борту самолета было такое большое количество людей — граждан Украины или неграждан Украины… Но в этом должны разбираться эксперты», — сказал 25 января уполномоченный Верховной Рады по правам человека Дмитрий Лубинец.

Как это повлияет на будущие обмены пленными?

Кто несет ответственность за крушение Ил-76 и что будет с обменами пленных?

Подобные ситуации всегда ведут к взаимному недоверию и еще больше усложняют и без того непростой процесс обмена пленными между Россией и Украиной.

Член комитета Госдумы по обороне Юрий Швыткин заявил, что «до полного установления обстоятельств крушения самолета обмен пленными будет приостановлен». Впрочем, его начальник — председатель комитета Андрей Картаполов, сперва высказавший такое же мнение, на следующий день сказал, что обмены все же продолжатся.

Посол по особым поручениям МИД РФ Родион Мирошник заявил, что Киев поставил под вопрос возможность любых договоренностей.

А Дмитрий Песков сказал, что пока не может ответить на вопрос, будет ли приостановлен процесс обмена пленными.

Вот что написал по этому поводу политолог University College London Владимир Пастухов: «Тот, кто занимался логистикой обмена пленными с обеих сторон, должен был подумать, что осуществление обмена практически через линию фронта в момент, когда именно на данном участке началось обострение и идут интенсивные обмены ударами, не является хорошей идеей».

«С равным успехом российские ракеты могли накрыть российских же военнопленных, которых накапливали в пунктах временного размещения по другую сторону этой же границы. Тяжелый урок для всех. Наверное, в дальнейшем обмены будут проводить через третьи страны, например, Белоруссию и Польшу, или будут обсуждать подробно все детали. Если этот инцидент не прервет вообще практику обменов на неопределенный срок», — считает эксперт.

Украина не комментирует будущие обмены.

В эфире телемарафона «Единые новости» уполномоченный по правам человека Дмитрий Лубинец заметил: «Не могу это публично комментировать. Скажу то, что я говорю всегда. Большая команда Координационного штаба по вопросам обращения с военнопленными постоянно проводит всю работу, чтобы у нас происходили обмены. [...] Я после большого обмена 3 января так и сказал: я надеюсь, что у нас скоро будут организовываться новые обмены, но опять же, не забывайте, с кем мы это делаем. По моей информации, по моему мнению, россияне все-таки не отказались от идеи использования военнопленных, родственников военнопленных против украинской власти, и они будут постоянно запускать все новые информационные кампании против нашего государства».

«Всегда обменами владела Россия. Кому и сколько хотела — тому и столько давала, — говорит украинский политолог Николай Давидюк. — Плюс она всегда нас во время обменов обманывала. Больше на меньше. Пыталась каких-то своих топ-офицеров забрать или тех, кто расстреливал Майдан».

«Поэтому это история, когда они нами сейчас манипулируют, вызывают у нас чувство вины, — объясняет он настроения в Украине. — Из-за того, что вы что-то сделали, мы не будем обменивать пленных. А потом окажется, что это был обычный российский самолет, который перевозил, условно говоря, российские ракеты, или даже был пустой. А мы рвем на себе волосы: из-за того, что мы его сбили, мы сорвали обмены. Так что, нам теперь не уничтожать их самолеты и танки?»

Кто несет ответственность?

Кто несет ответственность за крушение Ил-76 и что будет с обменами пленных?

Для Украины ответ очевиден — в любом случае вина лежит на России, которая начала эту войну.

Если говорить именно о крушении Ил-76, то ответ зависит от того, получила ли Украина информацию о транспортировке своих граждан этим самолетом.

Из ответов Украины можно сделать вывод, что военно-транспортный самолет является для Киева легитимной целью, поскольку, по данным оборонного ведомства, перевозит ракеты, которыми Россия бомбит украинские территории. При этом ГУР, напрямую участвующее в обмене пленными, в своем заявлении дает понять, что ранее российская сторона предоставляла информацию о том, когда полетит самолет с пленными, но не сделала этого вчера (Москва уверяет, что сделала).

Ил-76, вероятно, летел с выключенным транспондером — он отсутствует на сайте Flightradar, который именно по транспондерам засекает движение самолетов.

Если отходить от обстоятельств полета Ил-76, то, согласно Женевским конвенциям, Россия обязана принимать меры для обеспечения безопасности военнопленных, особенно при их транспортировке. Но никаких запретов на транспортировку пленных самолетом нигде не прописано.

Маловероятно, что доставка пленных из более отдаленных от границы регионов России может осуществляться другими видами транспорта.

Возникает вопрос, насколько перелет рядом с зоной боевых действий соответствует мерам безопасности, которые предполагает Женевская конвенция. Но ответа на этот вопрос ни у кого нет.

ОТСЮДА

Кто несет ответственность за крушение Ил-76 и что будет с обменами пленных?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
  В Германии около 80 пассажиров прогулочного парохода устроили потасовку, пострадали девять человек, передает Лента.ру со ссылкой на Tagesspiegel. Инцидент произошел в ночь на 3 июня во время прогулки по Тегельскому озеру под Берлином. Судно MS ...
Власть должна принадлежать воинам. Нет, не так. Она по определению принадлежит воинам. Если есть воины. По самоопределению. Воинов. Но: важно отметить этот момент сбывающейся истины как самореализующейся дефиниции – он и вносит в тезис важное дополнение, выражающееся магическим ...
Я тут задался вопросом поиска жилья рядом с офисом, чтобы не катать по несколько часов по городу на/с работы и, кажется, нашёл. Просто на двадцать этажей выше, в том же здании))). Зашибись же, вышел к лифту утром, спустился на тридцать пятый - и ты на работе. Вечером вышел с офиса, ...
Мало снил. Выполняю важную правительственную программу/заказ. Кстати, могу посодействовать тому, чтобы чемпионат по футболу всё же состоялся. Эй, Витя. Готовь бабло, иначе пролёт и потом по нарастающей. Не будь Ким Чен Иром... Этот месяц будет ...
...