КС троллейбуса
maxkatz — 14.12.2012
Сегодня будем говорить про троллейбус. Это единственный вопрос, по
которому у Городских Проектов серьезные разногласия с текущим
департаментом транспорта. Мы троллейбус любим, а департамент
периодически хочет его изничтожить."Но троллейбус это же так неудобно!" - скажете вы. Он медленный, ему мешают припаркованные третьим рядом машины, он тормозит непонятно где... почему бы просто не закупить побольше автобусов и не спилить эти адские провода?
Все эти претензии совершенно обоснованны, но виноват в них не троллейбус, а мэрия. Мэрия вместо того, чтобы своевременно обновлять инфраструктуру и поддерживать её в современном состоянии, совершенно забила на обновления. В результате контактная сеть сейчас эквивалентна просёлочной дороге, это соответствующим образом влияет на скорость проезда и потери энергии. Если в таком состоянии сравнивать систему с новыми автобусами, которые ездят по хорошим дорогам, то она, конечно, проиграет.
А вообще нормальный троллейбус ездит так же быстро как автомобили и разгоняется быстрее автобуса. Вот посмотрите, например, как работает троллейбус в Цюрихе
В Цюрихе я первый раз увидел хорошую троллейбусную систему. И так удивился, что целый день там катался :) Очень необычно ездить в троллейбусе, который нигде кроме остановок не тормозит, ходит почти бесшумно, по размеру длиннющий и при этом вписывается в крутые повороты узких улочек

Чем же вообще троллейбус хорош?
- На средних пассажиропотоках он экономически выгоднее автобуса. Это связано в первую очередь с тем, что из-за электродвигателя его намного проще и дешевле ремонтировать. Ещё он намного экономичнее: умеет накапливать энергию при торможении, вообще не расходует энергию стоя и имеет больший КПД двигателя. В сумме эксплуатация троллейбуса в подходящих ему условиях и с хорошей контактной сетью дешевле на ~30%
- Он комфортнее. Двигатель не вибрирует и соответственно не передаёт вибрацию в салон, разгон более плавный, нет выхлопов.
- Он значительно тише автобуса
Москва сейчас является троллейбусной столицей мира. У нас 600
километров проводов, 104 маршрута и почти 1700 троллейбусов. Всё
это хозяйство находится в плохом состоянии, раздражает горожан и
создаёт опасность, что власть попробует срубить быстрое
политическое очко, демонтировав части сети и избавив автомобилистов
от того, что они считают странными конструкциями с рогами на
дороге. Все эти проблемы происходят из-за плохой контактной
сети.
Возьмём, к примеру, стрелки. Сейчас в Москве установлены
механические стрелки. Троллейбус должен проезжать их со скоростью
не более 5км/ч, и ровно в момент, когда рога (штанги) находятся на
стрелке, водитель должен нажать или отпустить педаль газа – таким
образом она переключается.
Так как стрелки на дороге не видно, троллейбус сбрасывает скорость
до 5км/ч в самых непредсказуемых местах, раздражая
автомобилистов.
В нормальной системе стрелка радиоуправляемая, водитель переключает
её заранее и проходит на скорости 60км/ч. В России такая система
существует в Вологде, выглядит она так (указатель показывает, куда
в данный момент направлена стрелка)
Говорят, когда в Вологде отремонтировали контактную сеть, то
водители маршруток не понимали, что происходит и почему троллейбусы
везде стали их обгонять. Стоимость этих элементов совершенно не
заоблачная, это легко можно реализовать.
Примерно так же можно решить проблему низкой скорости на поворотах,
всё это приведёт и к снижению энергопотерь внутри сети (что сейчас
является главным аргументом против троллейбусов).
Вопрос о московской сети троллейбусов я задавал Вукану Вучику,
когда он был в Москве, он ответил, что ликвидировать сеть будет
огромным прыжком назад. На 2.54
В общем, троллейбус нужно развивать и реконструировать, а никак не
ликвидировать. В первую очередь нужно заняться контактной сетью, ей
сто лет уже никто не занимался. Городские Проекты при помощи
дружественных экспертов подготовили по этому поводу письмо в
департамент транспорта

Над постом и письмом работали:
Юрий Аралов,
Антон Буслов,
Максим Кац
Меню для новогоднего корпоратива: как угодить всем сотрудникам
Как выглядит муравьед анфас?
На город обрушился маленький потоп
Компактные усилители со звуком, который вас удивит
45 лет альбому Грейс Джонс "Slave to the Rhythm"
Ксения Собчак подала документы на вид на жительство в Испании для себя и своего
Хоббидогинг: ваш невидимый друг
ХИМЧАТА-МОСКВИЧАТА 2025/4
В царстве смерти ("Вечерняя пресса" (Стамбул), 21 апреля 1921)

