
КС троллейбуса

"Но троллейбус это же так неудобно!" - скажете вы. Он медленный, ему мешают припаркованные третьим рядом машины, он тормозит непонятно где... почему бы просто не закупить побольше автобусов и не спилить эти адские провода?
Все эти претензии совершенно обоснованны, но виноват в них не троллейбус, а мэрия. Мэрия вместо того, чтобы своевременно обновлять инфраструктуру и поддерживать её в современном состоянии, совершенно забила на обновления. В результате контактная сеть сейчас эквивалентна просёлочной дороге, это соответствующим образом влияет на скорость проезда и потери энергии. Если в таком состоянии сравнивать систему с новыми автобусами, которые ездят по хорошим дорогам, то она, конечно, проиграет.
А вообще нормальный троллейбус ездит так же быстро как автомобили и разгоняется быстрее автобуса. Вот посмотрите, например, как работает троллейбус в Цюрихе
В Цюрихе я первый раз увидел хорошую троллейбусную систему. И так удивился, что целый день там катался :) Очень необычно ездить в троллейбусе, который нигде кроме остановок не тормозит, ходит почти бесшумно, по размеру длиннющий и при этом вписывается в крутые повороты узких улочек

Чем же вообще троллейбус хорош?
- На средних пассажиропотоках он экономически выгоднее автобуса. Это связано в первую очередь с тем, что из-за электродвигателя его намного проще и дешевле ремонтировать. Ещё он намного экономичнее: умеет накапливать энергию при торможении, вообще не расходует энергию стоя и имеет больший КПД двигателя. В сумме эксплуатация троллейбуса в подходящих ему условиях и с хорошей контактной сетью дешевле на ~30%
- Он комфортнее. Двигатель не вибрирует и соответственно не передаёт вибрацию в салон, разгон более плавный, нет выхлопов.
- Он значительно тише автобуса
Москва сейчас является троллейбусной столицей мира. У нас 600
километров проводов, 104 маршрута и почти 1700 троллейбусов. Всё
это хозяйство находится в плохом состоянии, раздражает горожан и
создаёт опасность, что власть попробует срубить быстрое
политическое очко, демонтировав части сети и избавив автомобилистов
от того, что они считают странными конструкциями с рогами на
дороге. Все эти проблемы происходят из-за плохой контактной
сети.
Возьмём, к примеру, стрелки. Сейчас в Москве установлены
механические стрелки. Троллейбус должен проезжать их со скоростью
не более 5км/ч, и ровно в момент, когда рога (штанги) находятся на
стрелке, водитель должен нажать или отпустить педаль газа – таким
образом она переключается.
Так как стрелки на дороге не видно, троллейбус сбрасывает скорость
до 5км/ч в самых непредсказуемых местах, раздражая
автомобилистов.
В нормальной системе стрелка радиоуправляемая, водитель переключает
её заранее и проходит на скорости 60км/ч. В России такая система
существует в Вологде, выглядит она так (указатель показывает, куда
в данный момент направлена стрелка)
Говорят, когда в Вологде отремонтировали контактную сеть, то
водители маршруток не понимали, что происходит и почему троллейбусы
везде стали их обгонять. Стоимость этих элементов совершенно не
заоблачная, это легко можно реализовать.
Примерно так же можно решить проблему низкой скорости на поворотах,
всё это приведёт и к снижению энергопотерь внутри сети (что сейчас
является главным аргументом против троллейбусов).
Вопрос о московской сети троллейбусов я задавал Вукану Вучику,
когда он был в Москве, он ответил, что ликвидировать сеть будет
огромным прыжком назад. На 2.54
В общем, троллейбус нужно развивать и реконструировать, а никак не
ликвидировать. В первую очередь нужно заняться контактной сетью, ей
сто лет уже никто не занимался. Городские Проекты при помощи
дружественных экспертов подготовили по этому поводу письмо в
департамент транспорта
Над постом и письмом работали:
Юрий Аралов,
Антон Буслов,
Максим Кац