Крушение гиганта
a-nikonov — 04.10.2010 Я не люблю Лужкова. Столько не сидят приличные люди, сколько он сидел. Да и не должен в современном мегаполисе сидеть в мэрах такой дремучий мастодонт! Лужков как-то назвал антисемитизм генерала Макашова "неандертальством", а сам при этом запретил демонстрацию геев. И чем его гомофобия лучше макашовской юдофобии? Да ничем. Но все-таки пинать мертвого льва я не буду. Хозяйственник он был от бога, Москва при нем действительно похорошела, да и мой спич совсем о другом...Случайно краем глаза увидел в передаче "Прожекторперисхилтон" шутку Урганта о том, что после отставки Лужкова у ног церетелиевского Петра появился бронзовый чемоданчик. Я не насторожился: шутка есть шутка. Но сегодня по "Эху..." услышал Константина Борового, который уже всерьез предлагал убрать памятник. Оказалось, Марат Гельман даже предложил Петра не перенести на другое место, а просто положить ("поместить в горизонтальное положение"). (Памятник, вообще-то был воздвигнут к 300-летию российского флота. То-то моряки будут рады его сносу!) Марата Гельмана я уважаю за его антирелигиозные выставки, но здесь он повел себя, как полное чмо... А еще в ходе программы выяснилось, что кто-то уже даже подсчитал стоимость перестановки или демонтажа памятника - порядка миллиарда рублей. Пару школ или детсадов на эти деньги можно построить. Или одни медицинский центр. Так зачем сносить? Что за странная придурь? Прямо уж, блядь, такие невыносимые страдания испытывают москвичи от этого памятника что ли?!.
Боровой на эфире объяснил это так: сам он никакого мнения о памятнике не имеет, но есть-де в Москве некие "эксперты", художественному вкусу которых он доверяет. Охуеть можно! Это все равно что жрать пареную репу не потому, что она тебе нравится, а потому, что она нравится кому-то другому, чьему вкусу ты доверяешь. А ведь для того, чтобы понять нравится тебе памятник или нет, не нужно быть козлобородым экспертом...
Кстати, об экпертах. Давно известно - тот, кто не умеет делать, учит. Или критикует. Профессиональные критики - это неудавшиеся творцы. Церетели творец. И он не с неба упал. Это кадр еще старой, советской закалки. Он и при СССР получал ленинские и государственные премии, причем, не за изваяния вождей и членов Политбюро, а по-честному - за детский парк в Крыму, за Пицунду, за бассейн в Ульяновске, где он, против ожидания Обкома, вместо Ленина сделал осьминога, чем сначала вызвал грандиозный партийный хай, но в результате все кончилось как всегда - премией. Ни одного вождя за свою жизнь он не слепил. А его дипломная работа была снята с защиты за то, что была нарисована не в жанре соцреализма, а в импрессионистской манере. То есть Церетели никогда партии жопу не лизал, но парадоксальным образом удостаивался наград. И не надо мне говорить о его "знакомствах" в верхах. Его скульптуры стоят почти на всех континентах, в десятке стран. Там у этого грузина тоже блат что ли? Нет, он просто выигрывал конкурсы. За что в разных странах был удостоен разных государственных наград. Во Франции, например, ему дали орден Почетного легиона. И если бы не он, пары музеев (в том числе музея Современного искусства) в Москве бы просто не было. Мужик очень одаренный, со своим художественным представлением (посмотрите хотя бы на его бронзовых грузинов возле музея Современного искусства, это же прелесть) и дико работоспособный. Я с ним встретился недавно и могу сказать следующее: он все время что-то рисует - даже во время разговора, на совещаниях. Возникают образы, и он начинает их кидать на бумагу...
Я помню ту оголтелую кампанию против церетелиевского Петра в 1997 году. Накат был на самом деле на Лужкова, а досталось Церетели. Какую только хуйню не говорили тогда! И что после установки памятника увеличилась аварийность на Крымском мосту, потому как водителей Петр "пугает". И журнал "Столица", где я тогда работал, выпустил наклейки с перечеркнутым Петром и надписью "Вас тут не стояло!" Козлобородые творческие импотенты (деятели культуры) визгливыми голосами на полном серьезе кричали на радио и в газетах, что "памятник уродует облик столицы". Как будто памятник, который по определению есть украшение города, может город испортить! (Как я писал в одной из книг, даже если установить в городе трехэтажный бронзовый унитаз с журчание воды, к нему тут же потянутся туристы, и он станет главой достопримечательностью города.) Так что эти козлоблеющие "эксперты" частью отрабатывали политический заказ по накату на Лужка, а частью просто рационализировали свои тайные завидки, в которых не признавались сами себе. Импотенты всегда ебарю завидуют...
Вы, конечно, помните эти визги. Это была просто массовая истерия какая-то! Церетели обвиняли в гигантизме, хотя размер памятника определял не он, а градостроительный совет (который, кстати, и выбрал именно церетелиевский памятник для установки)... Людям упрямо внушали, что памятник уродливый, хотя он совершенно нормальный. Памятник как памятник. Стоит и стоит. Я спрашивал тогдашнего главреда "Столицы" Мостовщикова: "Сергей, за каким хуем ты это делаешь?" Но внятного ответа, отличного от вкусовщины так и не получил.
И вот теперь, после смещения Лужкова, всё это культурное эстэтское быдло хочет отыграться на памятнике.
Напомню пару исторических примеров. Весь культурный Париж, вся его элита протестовала против творения Эйфеля. Башню, как уродующую облик Парижа, требовали снести, называли "бездарным уродством", "бесполезной выдумкой технаря". А теперь она - символ города. Это первое.
Второе. Давным-давно северо-германское племя вендов (вандов, вандалов) взяло Рим. Вели себя они очень некультурно, как и все варвары - уничтожали памятники старины, рушили статуи. С тех пор и на века слово "вандалы" обозначает людей крайне диких, рушащих памятники, мудаков редких. Поэтому не надо слушать козлобородых интеллигентствующих "экспертов" от культуры, всех этих кандидатов пустопорожних наук (искусствоведов так называемых) и поддаваться на их пропаганду вандализма.
Нельзя сносить памятники! Ставить можно. Любые. Сносить - нет. Потомки рассудят.