Крупнейшая экологическая катастрофа в Украине со времен Чернобыля
h5ive — 17.06.2023Хотя США не хотят возлагать вину за разрушение Каховской плотины и ГЭС, все имеющиеся данные указывают на очевидного виновника. Статья Michael Weiss, пишущего редактора «New Lines». и James Rushton, независимого аналитика по вопросам безопасности и внешней политики из Великобритании.
Прошло девять дней с тех пор, как разрушение Каховской ГЭС стало причиной крупнейшей экологической катастрофы в истории Украины со времен Чернобыля. Поскольку Украина – страна, которая почти полтора года находится в состоянии войны, немного ускользнуло из внимания затопление более 80 населенных пунктов Херсонской области, в результате которого погибло не менее 10 человек (на самом деле уже более трех десятков — прим.), еще 42 считаются пропавшими без вести.
Многие европейские лидеры быстро отвергли возможность того, что это был несчастный случай, заявив, что это был террористический акт или «экоцид», как назвало это украинское правительство.
Канцлер Германии Олаф Шольц назвал обрушение плотины «новым измерением в войне России против Украины». Президент Франции Эммануэль Макрон назвал это «атакой». Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг назвал это «возмутительным актом». Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявил: «Европейский союз самым решительным образом осуждает это нападение».
Тем не менее, одна страна, чье разведывательное сообщество заслужило большое уважение и возродило доверие, предвидя вероятность агрессии России в феврале 2022 года, хранила молчание — это Соединенные Штаты.
«Аналитики американской разведки подозревают, что за разрушением плотины стоит Россия», — сообщила The New York Times 9 июня, но «американские спецслужбы до сих пор не располагают убедительными доказательствами того, кто несет за это ответственность». В тот же день Джон Кирби, представитель Совета национальной безопасности, сказал CNN: «Мы просто не знаем, что стало причиной прорыва плотины».
Для Киева вопрос о том, кто, как и почему случилась эта катастрофа, не является открытым. Андрей Ермак, самый важный советник президента Украины Владимира Зеленского, заявил 6 июня: «В 2:50 российские войска взорвали Каховскую ГЭС и ее плотину. Я не понимаю, как могут быть какие-то сомнения по этому поводу. Оба сооружения находятся на временно оккупированных Россией территориях. Ни артиллерийский обстрел, ни какое-либо другое внешнее воздействие не были способны разрушить сооружения. Взрыв произошел изнутри».
Сам Зеленский назвал разрушение дамбы «экологической бомбой массового поражения», добавив, что единственной гарантией от дальнейших российских террористических актов является освобождение всей страны от оккупационных российских войск.
Наиболее убедительным доказательством в поддержку этого на сегодняшний день является растущий консенсус в отношении того, что дамбу разрушил взрыв, а не отказ из-за плохого обслуживания во время оккупации русскими или исключительно высокий уровень воды в Каховском водохранилище в дни, предшествовавшие этому. Плотина и гидроэлектростанция были захвачены 24 февраля 2022 года, на ранних этапах полномасштабного вторжения России в Украину. С тех пор они находятся во владении России.
Одна из ранних гипотез после наводнения заключалась в том, что плотина просто рухнула сама по себе из-за высокого уровня Каховского водохранилища, создавшего ненормальную нагрузку на конструкцию, уже ослабленную рядом артиллерийских ударов за последние месяцы. Тем не менее, эта гипотеза с тех пор ослабла в свете недавней информации, предполагающей, что причиной трагедии был взрыв.
Эксперты, опрошенные The New York Times, поддержали оценку того, что плотина была разрушена в результате преднамеренного саботажа на месте, а не в результате удара извне или обрушения из-за высокого давления воды. Они указывают на характерную прочность таких конструкций и ограниченную фугасную нагрузку артиллерийских снарядов, а также на величину повреждений, полученных конструкцией. «Даже прямое попадание может не разрушить плотину», — сказал газете Ник Глумак, профессор инженерии в Университете Иллинойса. «Это требует значительного количества энергии».
«Таймс» опубликовала статью со ссылкой на «высокопоставленного чиновника администрации», который сказал, что американские спутники-шпионы, оснащенные инфракрасными датчиками, «обнаружили тепловую сигнатуру, соответствующую сильному взрыву незадолго до обрушения плотины».
Если вам не нравятся анонимные источники в правительстве США, то есть более убедительное подтверждение их теории.
Буковинская сейсмическая группа, управляемая Норвежской сейсмической группой (NOSAR), обнаружила то, что исследователи организации назвали «четкими сигналами» во вторник, 6 июня, в 2:54 по местному времени. Они пришли к выводу, что «записанные сигналы показали характеристики источника взрыва», и что их телеметрия со стороны плотины также зафиксировала «слабые сигналы от более раннего сейсмического события» примерно в 2:35 утра.
Эти данные подтверждают свидетельства очевидцев от украинцев, размещенные в режиме реального времени в местных Telegram-каналах, а также интервью, которые впоследствии давали западным журналистам The Economist и The Guardian. Эти очевидцы утверждали, что в 2:21 утра со стороны плотины раздались сильные взрывы, за которыми последовал звук хлынувшей воды.
Отметим также, что время основного взрыва по данным NOSAR — 2:54 — всего на четыре минуты позже, чем время, указанное советником Зеленского Ермаком.
Видеозапись, позже опубликованная в Telegram-канале, связанном с группой Вагнера, печально известной российской наемнической группировкой, воюющей в Украине, позже, похоже, подтвердила двухэтапный коллапс. На коротком ролике без временной метки видно, что основной пролет плотины прорван, но насосная станция с главными механизмами гидроэлектростанции цела.
Взрыв, исходящий изнутри сооружения, безусловно, будет связан с русскими, которые в то время были единственными хранителями плотины, если только мы не допускаем отдаленную, фламандскую вероятность того, что третьей стороне — скажем, украинским диверсантам — удалось проникнуть на охраняемый объект, заложить взрывные устройства, затем тайно покинуть ГЭС незамеченными.
Алексей Данилов, председатель Совета национальной безопасности и обороны Украины, заявил в тот же день, когда дамба была прорвана, виновником была российская 205-я отдельная мотострелковая бригада, поскольку эта бригада, по-видимому, ранее подорвала сооружение. Пост в Telegram-канале, якобы связанный с 205-м и датированный 20 октября, подтверждает обвинение Данилова. В посте подробно рассказывается о планах России взорвать это сооружение после того, как российские войска отступили на левый берег Днепра перед лицом решительного украинского давления в рамках контрнаступления Киева в этом районе в то время.
Кроме того, что может быть лишь невероятным совпадением, российское правительство внесло поправки в российское законодательство, прямо запрещающие расследование прорывов плотин всего за неделю до разрушения Каховской плотины. В Постановлении № 873 указано: «До 1 января 2028 года техническое расследование аварий на опасных производственных объектах и аварий на гидротехнических сооружениях, произошедших в результате военных действий, диверсионных и террористических актов, не проводится».
Украинская разведка также собрала доказательства — хотя и непроверенные — того, что россияне или пророссийские коллаборационисты указывают пальцем на силы Москвы.
9 июня Служба безопасности Украины, СБУ, опубликовала запись разговора двух российских военнослужащих о прорыве дамбы. «Там была наша диверсионная группа, — рассказывает один другому. «Они хотели напугать людей плотиной. Все пошло не по плану, но больше, чем они планировали».
В другом перехвате, на этот раз обнародованном украинской военной разведкой ГУР, предположительно есть пророссийский крымский блогер, заявивший, что российские солдаты, с которыми он общался, подтвердили, что они покинули свои позиции на островах вдоль Днепра к 3 часам ночи 6 июня. Это говорит о том, что по крайней мере некоторые российские силы в этом районе были заблаговременно предупреждены о прорыве дамбы, потому что их сторона была ответственна за ее взрыв. Другим русским солдатам не так повезло; тела утонувших российских военнослужащих были выброшены на берег Днепра за несколько дней после прорыва, а другие российские солдаты сразу после этого опубликовали фотографии, на которых они пробираются по грудь в паводковой воде.
Если принять, что плотина была прорвана взрывом, то становится почти невозможно утверждать, что в этом виноват кто-то, кроме русских.
Объект был построен в 1956 году Советским Союзом, в разгар
холодной войны, в год Венгерской революции и кризиса Суэцкого
канала. Как и многие современные советские объекты инфраструктуры,
он был спроектирован так, чтобы выдерживать экстремальные нагрузки
со стороны западных арсеналов.
Хотя не совсем верно, что артиллерийский огонь был бы неспособен
разрушить плотину, требуемый тип продолжительной бомбардировки было
бы невозможно замаскировать, и он потребовал бы значительного
количества времени и военных усилий.
Однако, находясь в физическом владении объектом, у русских было бы столько времени, сколько необходимо, чтобы систематически подорвать плотину, размещая свои заряды в точных местах, необходимых для обрушения части или всего сооружения.
Даже один из собственных военных экспертов Кремля Алексей Леонков, кажется, согласился с тем, что единственный способ разрушить плотину — это заложить взрывчатку. В неосторожный момент в эфире российской государственной телепередачи «Место встречи» на канале НТВ Леонков признался, что «взорвать плотину не так-то просто. Не снарядом. Требуется большое количество взрывчатки. Далее Леонков объяснил, что заряды взрывчатого вещества должны быть размещены в определенных местах ниже ватерлинии, что позволит гидродинамическому эффекту подводной детонации усилить взрывную силу зарядов. Предыдущие артиллерийские удары по плотине «не нанесли никакого ущерба сооружению», продолжил Леонков. Когда ведущие поняли, что Леонков непреднамеренно указал на вину России в обрушении, поскольку сценарий, который он описал, мог быть осуществлен только властью, в настоящее время контролирующей сооружение, они вскочили, напомнив ему, что российские силы контролировали плотину до того, как она рухнула.
Другое железобетонное сооружение, Антоновский автомобильный мост в Херсоне, неоднократно подвергался ударам украинской артиллерии в период с 19 июля, когда Украина начала попытки нейтрализовать тогдашний ключевой для России маршрут тылового обеспечения для своих сил, занимающих правый берег Днепра, по 11 ноября, когда мост был сожжен русскими войсками, отступавшими на другой берег реки.
Некоторые аналитики утверждают, что Россия не получила стратегической выгоды от разрушения Каховской плотины, поскольку последующее затопление уничтожило по крайней мере часть их собственных сил и военной техники и сделало любое оборонительное маневрирование в удерживаемой Россией части Херсонской области намного более трудным, если не невозможным. Крупномасштабная переправа украинцев через Днепр, по этому мнению, никогда не предвиделась, и поэтому затопление берегов реки было излишним.
Однако этот аргумент не выдерживает серьезной проверки в свете того, что произошло на прошлой неделе.
Плотина была прорвана в начале украинского контрнаступления, главный удар которого теперь ясно виден на юге, к востоку от Херсона, от Запорожья к Азовскому морю. Похоже, что цель состоит в том, чтобы перерезать сухопутный мост России от ее собственной суверенной территории к незаконно оккупированному Крыму.
Кремль давно подозревал, что это будет целью украинских усилий, поэтому его армия построила множество оборонительных сооружений, включая минные поля, траншеи и надолбы — бетонные барьеры против бронетехники — чтобы укрепить свои позиции в этом районе.
В то время как крупная украинская переправа через Днепр была маловероятной, она не была полностью исключена, поскольку украинские рейдовые отряды проводили частые речные операции на удерживаемой Россией территории на левом берегу Днепра в течение нескольких месяцев после ухода России с правого берега.
Более согласованная переправа после того, как основные российские силы были скованы, отражая наступление Украины в другом месте на юге, безусловно, была бы серьезной проблемой для российских командиров в этом районе. Сейчас, когда низинные участки на левом берегу полностью затоплены, эта нештатная ситуация устранена.
Тем не менее возникает вопрос: Россия намеревалась взорвать всю плотину или только ее часть, чтобы помешать украинским наступательным действиям? Могла ли группа российских саперов просто завалить свою задачу, как предполагает тот перехват СБУ, заложив слишком много или слишком мощную взрывчатку?
Безусловно, это будет не первый случай российской военной некомпетентности в этой войне, и, как уже отмечали другие, такое обширное наводнение такого рода будет иметь ужасные долгосрочные последствия для и без того ограниченного водоснабжения Крыма.
«Я думаю, что русские сделали это, чтобы помешать украинскому наступлению, но дело пошло дальше, чем они предполагали», — сказал сэр Лоуренс Фридман, почетный профессор военных исследований Королевского колледжа Лондона. «Таким образом, это создает долгосрочные проблемы для Крыма и может даже затруднить удержание Херсонской области».
«России выгодно, чтобы линия фронта была меньше, потому что легче сосредоточить силы для предотвращения прорыва, — заявил 6 июня в интервью Financial Times старший научный сотрудник Института исследований внешней политики Роб Ли. — Так что, украинская операция в Херсонской области теперь маловероятна, и русские смогут перебросить больше сил на восток».
Ли в этом отношении поддерживает заместитель министра обороны Украины Анна Маляр, которая заявила 11 июня, что части 49-й общевойсковой армии и других российских войск, включая элитную морскую пехоту и воздушно-десантные войска ВДВ, ранее дислоцировались в оборонительной позиции слева от банка, уже были передислоцированы в другие районы вдоль линии фронта.
Усилия по спасению и оказанию помощи также задействовали украинские военные ресурсы, такие как беспилотники, которые сбрасывали питьевую воду застрявшим в паводковых водах жителям, а не обрушивали гранаты и минометные снаряды на российские окопы. Напротив, оккупационные силы практически не предпринимали никаких усилий для оказания помощи украинским мирным жителям, оказавшимся в ловушке паводка в Херсоне; вместо этого Россия обстреляла спасателей тяжелой артиллерией с тех пор, как украинская спасательная операция на правом берегу началась. В одном широко распространенном видео главному раввину Украины Моше Реувену Асману пришлось бежать, чтобы укрыться от огня, когда он помогал спасателям.
Когда дела идут не по сценарию, как в случае с Леонковым, российские пропагандисты пытаются отвлечь внимание от вины Москвы, указывая на статью Washington Post от 29 декабря. В ней генерал-майор Вооруженных сил Украины Андрей Ковальчук описал использование поставленных США высокомобильных артиллерийских ракетных систем (HIMARS) для нацеливания на шлюзы плотины (но не на само основное сооружение), чтобы поднять уровень Днепра достаточно высоко и ухудшить логистику России, при этом не полностью затапливая прилегающие районы. Этот план, как подчеркнул Ковальчук в интервью Post, был «последним вариантом», который, очевидно, исключен из-за массового ухода России из Херсона.
Внутри России самые откровенные поджигатели войны впали в характерное состояние отклонения, проецирования и противоречия, которое сводится к следующему: «Мы этого не сделали, но они это заслужили, и мы должны сделать это снова».
Джулия Дэвис, обозреватель Daily Beast и создатель Russian Media Monitor, который переводит и освещает российские телепередачи, рассказала «New Lines» : «На российском государственном телевидении я наблюдаю дихотомию между радостью, что взрыв плотины — это хорошо для российских военных. Они пытаются свалить вину на Украину — даже когда их собственные эксперты объясняют, что их версия событий не совпадает с тем, что нужно для взрыва Каховской ГЭС. Они призывают к разрушению украинских мостов и дамб с самого начала этой войны, и их опровержения не соответствуют выбранному ими курсу действий».
Еще одна тема заключалась в том, чтобы преуменьшить, а не подчеркнуть последствия, вызванные этим злодеянием. Одним из ярких примеров был Владимир Сальдо, назначенный Россией губернатор Херсонской области, который записал на камеру сюрреалистическое заявление, стоя перед Дворцом культуры в Новой Каховке, который в этот момент был наполовину затоплен водой. «В Новой Каховке все хорошо», — заявил Сальдо, одетый в полную военную форму и стоя перед большим окном, из которого хорошо видны улицы города под водой. «Люди занимаются своими повседневными делами, как и в любой другой день».
Другой пример: Зоопарк «Казкова Диброва» в Новой Каховке был полностью затоплен в результате прорыва дамбы, что, по словам администрации зоопарка, привело к гибели сотен животных. Тем не менее, российское государственное информационное агентство ТАСС первоначально заявило, что никакого зоопарка не существует, несмотря на то, что его местоположение легко найти на Google Maps. «Животных не убивали, потому что в нашем городе нет зоопарка», — цитирует ТАСС анонимного представителя Новой Каховки.
Как отметил профессор Йельского университета и историк Тимоти Снайдер, если единственная цель России состоит в том, чтобы изобразить украинцев настолько циничными и варварскими, что они топят своих животных, то эта уловка стирания существования зоопарка делает прямо противоположное. Отрицание кровавой бойни — это то, что делает совершивший военное преступление; жертва же старается обратить на это внимание.
11 июня украинское правительство заявило, что российские оккупанты сделали то, к чему призывали россияне по телевидению: они взорвали еще одну плотину, гораздо меньшую, на реке Мокри Ялы в селе Ключове на западе Донецкой области. На спутниковых снимках видно сильное наводнение в этом районе. Плотину также удерживали исключительно российские военные, хотя украинцы неуклонно продвигались в этом направлении уже несколько дней.