Круговой маршрут

День сегодня был лётным. Замечательный был день, тёплый не по осеннему. Погода радовала. Ветер ко времени вылета почти совсем стих. В воздухе не болтало совсем. Виды вдаль смазывала дымка, это вместе с жёлтым светом низкого солнца в итоге отправило почти полторы сотни снимков в корзину, но не испортило мне настроения.

Осень ещё не заиграла яркими красками. К тому же снимки через оргстекло фонаря, который здорово съедает и резкость и яркость.
Ниже на снимке вдали озеро Скорбеж. То самое, где по местным мифам затоплен город Китежград. Озеро мелководное, дно тёмное, со всех сторон окружено торфяным болотом. Я кружил над озером довольно низко, пытаясь снять большую птичью стаю на воде. Так и не понял что за птицы, возможно это были серые гуси. Все фотки ушли втопку, надо лучше готовиться к фотографированию в полёте, особенно с малых высот. Утки обычно ныряют, когда над ними пролетаешь, или взлетают, когда водоём небольшой. Эти птицы просто плавали. В другом конце озера плавали несколько белых лебедей, которые тоже не получились на фото.

Хорошими ориентирами служат действующие церкви. Их высокие колокольни и блестящие купола видно издалека. Но как же много заброшенных церквей. Вот эти заброшки, а от деревень, что были вокруг и составляли приход, уже не осталось и следов, очень удручают. Это Кашинский район, по остаткам деревень видно, что это не дачные деревни, те что дачные, поближе к Кашину. Дачные деревни видно, они богаче, там дома круче, участок вокруг дома ухожен по другому. Деревни продолжают вымирать. Те, что помельче и подальше от центров видимо обречены.

Ниже осетровое рыбное хозяйство на Медведице. Сверху видно как много воды прокачивается через сооружения хозяйства. Прям небольшая бурлящая речка впадает в Медведицу. Из неё же, из Медведицы наверное и забирается вода, не видно только откуда. Полуразрушенные церкви на снимках выше расположены в пятидесяти-шестидесяти километрах друг от друга. Видимо церквушки строились часто по схожим проектам.
А на снимках ниже одно из наших любимых мест на Медведице. Очень красивое место и удобное во всех отношениях, но в летний сезон нужно приезжать туда ещё в пятницу к вечеру, чтобы найти место, где поставить палатку, ну или на неделе становиться.


Речка Борозда вытекает из озера Соминец, что расположено на болоте Оршинский Мох и течёт по этому самому болоту до самого большого озера — озера Великое, в которое впадает. Озеро Великое расположено посреди Оршинского Моха (или мха), то есть окружено болотами. К нему ни подъехать, ни подойти. Существуют лодочно-байдарочные туристские маршруты, включающие озеро Великое и вытекающую из него реку Созь - тот ещё квест. Ещё можно подняться на моторной лодке по Сози.
В 2004м году мы группой товарищей озадачились поиском сбитого в 41м году самолёта Мессершмит 109, который по рассказам лежал недалеко от берега Великого озера. Тогда мы пропёрли фанерную плоскодонку на колёсах от садовой тележки по болоту вдоль канала от деревни Лугино до речки Борозда. Это почти четыре км. Канал был завален деревьями после бури, по нему было не проплыть. В лодке была ещё резиновая лодка и подвесной мотор «Салют». Дальше мы загрузившись в две лодки, одна на буксире за другой, под мотором 2,5 л. с., двигались по Борозде и озеру до намеченного места. Потом цепью с интервалом 10-20м шли берегом озера (по болоту), искали Мессер. А в другой поход в начале зимы мы отправились на лыжах. Болото к тому времени ещё не замёрзло, снег был не сплошным и здорово налипал к широким охотничьим лыжам... Ох и лоси же мы были тогда.

Самолёт мы тогда так и не нашли. Позже узнали, что не дошли до него какой-то километр всего. Знать то была не наша карма.
Раньше, а это по ощущениям совсем недавно, когда карты ещё были бумажными, я любил просиживать над картами, глядя на условные обозначения, представлять что там в реальности. И конечно потом хотелось увидеть воочию те места, что прикинул по картам. Но карты тогда ещё были в дефиците. Помню, как мы перерисовывали на кальку с пятикилометровой карты со штампом ТуркВО участки Тянь-Шаня, куда собирались идти в поход. Эти карты были ДСП (для служебного пользования), мы по ним изучали район полётов занимаясь в Ташкентском аэроклубе.
Если долго просиживать над картами, то даже имея неважную зрительную память, потихоньку запоминаешь нужный район. Одно из первых занятий по предполётной подготовке было как раз по запоминанию. Нам на час раздали карты, надо было изучить район радиусом 150 км, затем карты отбирали и мы на листочке в произвольном масштабе по памяти рисовали карту. Надо было отметить излучины рек, мосты, крупные населённые пункты с характерными ориентирами. Очень полезное было занятие.
На самом деле в полёте очень легко потерять ориентировку; чем ниже летишь, тем больше вероятность. Джи пи эс навигаторы появились относительно совсем недавно. Я слышал рассказы бывалых пилотов, о том, как они снижались на минимальную высоту над автодорогой, чтобы прочесть название населённого пункта. Сегодня я попробовал почитать названия на знакомой дороге. Это оказалось непросто. Снизиться ниже вершин деревьев не получилось, а с этой высоты оказалось прочитать очень сложно. Фотографии с такой высоты у меня не получаются, размазываются. На уровне вершин деревьев управление не бросишь. Левой рукой держать ручку управления не проблема, но вот фотег через мутноватое боковое стекло фонаря не хочет быстро ловить резкость. Надо всё таки наконец найти как у фотега выставляется фиксированная резкость и сделать форточку и может даже установить кронштейн для фотега. А то сегодня все снятые на малой высоте фотки ушли в корзину.
С фотографиями возникла ещё одна сложность — время съёмки. Народ на полёты подтягивается ближе к вечеру (мне одному не раскатать самолёты из ангара, чтобы выкатить свой), а снимки после четырёх-пяти часов пополудни на моём кеноне уходят в желтизну. Вот например ниже снимок не поверхности Марса, это болото в лучах вечернего солнца. Оно само по себе имеет охристые оттенки, но не в такой степени как на снимке.


Не знаю кого как, но меня впечатляют следы квадрика на поверхности болота. Я в тех местах бывал, мне было там страшновато идти, под ногами колыхалась поверхность. Что-то мне не верится, что ехать там безопасней. Разве что если квадрик-болотоход плавающий. Но как и чем его вытаскивать если застрянет, не представляю. Там даже летать то немного не по себе; понимаешь, что в случае вынужденной посадки, эвакуировать самолёт или что от него останется после переворота (а он обязательно перевернётся (скапотирует) при посадке на болото), получится только когда болото замёрзнет и по нему можно будет ездить на снегоходах. Я стараюсь дальше пары километров вглубь болота не залетать, чтобы сил хватило из него выйти если что.
Вообще это нормально, всё время в полёте отслеживать поля, просеки, дороги и мысленно простраивать схему посадки к ним, помня о направлении и силе ветра. Это происходит автоматически. Ещё по этому мне спокойней (кайфовей) летать там, где много полей. В Кимрском районе, к северу от города полей мало, зато в Кашинском много.
По мере налёта часов (сегодня по прилёту счётчик часов показывал 86), я всё дальше от точки взлёта строю маршруты и всё чаще летаю на малых высотах — так кайфовей. Вот как сегодня, кружился над Скорбежем на высоте полусотни метров, а внутри и не ёкало даже, хотя это считается неразумным. Но кому суждено умереть от старости, тот не утонет. А я не настроен на приключения с вынужденными посадками, вернее стараюсь настроечки ставить на нормальные завершения полётов. Говорю себе, что мне приключения с выживаниями и прочими квестами не нужны, Мирозданию я их не заказываю.
Круговой маршрут на два часа пятнадцать минут, примерно 250-260 км, израсходовано 16-18 литров бензина. День прожит не зря.
|
</> |