Кровь
nature_wonder — 09.07.2010 В. М. Потапский, заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор, заместитель главного врача по пропаганде донорства Станции переливания крови ДЗМ.Владимир Марьянович, почему до сих пор существует необходимость брать кровь у людей?
Дело в том, что мировая наука, как и наука России на сегодняшний день, еще не смогла создать такое вещество, которое бы заменило человеческую кровь.
А как же создание «голубой» искусственной крови?
Попытки создать аналог человеческой крови, конечно, были. Пятнадцать лет назад это было очень актуально. Я тогда был начальником Центрального военно-клинического госпиталя. В нашем госпитале проводилось испытание искусственной крови. Поэтому говорю вам, исходя из личного опыта. К сожалению, так называемая искусственная кровь даже близко не подходит по основным параметрам к настоящей. Ведь что такое человеческая кровь? Это целая вселенная. Например, эритроциты – это же микроны, очень маленькие, невидимые человеческому глазу частицы, а вокруг каждого эритороцита несколько защитных оболочек, и каждая состоит из более чем четырех тысяч аминокислот с разными формулами. Такое невозможно повторить искусственно. Если говорить откровенно, перспектива создания искусственной крови очень мала. В нашем веке, я думаю, не создадим. Это точно. Раньше переливали цельную кровь и создавать пытались тоже цельную. Сейчас такой практики уже нет. Ведь от переливания цельной крови возникало много осложнений. В данный момент кровь делят на компоненты и переливают в зависимости от конкретного случая.
То есть можно сказать, что современная наука знает о крови почти все?
Да ничего не знает. Не удивляйтесь.
Вы знаете, что в далеких поселениях Индии есть народ, у которого встречается только первая группа крови, и никакой другой. А есть племя в Индонезии – все поголовно с четвертой группой крови. Объяснить этот феномен никто не может. Официально существует четыре группы крови. Но на самом деле их больше ста. Так что в изучении крови загадок гораздо больше, чем отгадок. Самое большое наше достижение заключается в том, что наука разделила кровь на компоненты.
При каких заболеваниях чаще всего необходимо переливание крови?
Сейчас очень активно идет пропаганда увеличения рождаемости. И премьер, и президент ратуют за увеличение населения России. Это все знают. Создаются правительственные программы, выделяются деньги. Но мало кто знает, что каждой третьей или четвертой роженице требуется переливание тех или иных компонентов крови. Медицинская наука семимильными шагами идет вперед, развивается хирургия. Все полостные операции требуют компонентов крови, без них не состоится ни одна операция. Не обходится без переливаний крови помощь при ДТП, травмах, несчастных случаях, ожогах.
Есть потребность в крови и при заболеваниях, например при гемофилии и онкологии?
Заболевания, в том числе онкология и гемофилия, отнюдь не на первом месте по нуждаемости в крови, как это может показаться на первый взгляд. Гемофилики и больные раком замыкают список нуждающихся в лечении донорской кровью и ее компонентами. В этом и парадокс. Кровь более востребована в обществе, чем принято думать. Ведь вероятность того, что в вашей семье кто-то будет рожать или с кем-то из знакомых произойдет несчастный случай, достаточна высока. А люди думают, что сдают кровь только для больных раком.
Как часто можно сдавать кровь?
Научно доказано нашими и зарубежными учеными, что безболезненно для организма донора кровь можно сдавать раз в два месяца для мужчины и раз в три месяца для женщины. Так сдавать можно красную кровь. Плазму крови сдают чаще: один раз в две недели, но не более двадцати раз в год.
Я слышала, что есть проблемы с запасом крови.
Обижаете. У нас на сегодняшний день хранится более тридцати тонн крови. Есть, конечно же, стратегический запас. Я не могу разглашать информацию, но могу вас уверить, мы можем в течение определенного количества времени обеспечить все ОПУ кровью и компонентами крови на период чрезвычайных ситуаций.
Так что не волнуйтесь. Запас крови есть. Но его необходимо пополнять. Тем более что сроки хранения разные. Красная кровь хранится очень недолго. Эритроциты – три недели в среднем. Дольше всего хранится плазма крови – в среднем два года.
Создать искусственно кровь нельзя. А ее компоненты? Есть ли специальные заводы по производству компонентов крови?
Да. Строится завод в Кирове. Вернее, уже почти построен и скоро запустит производство. У нас в Москве строится завод по производству компонентов крови, он планирует выпускать двести тонн компонентов крови в год.
Все ли приходят сдавать кровь за деньги?
Нет, конечно. Существует три категории доноров. Платные, кадровые и родственные. Платные – это обычно разовые, или ситуативные. Родственные – это те, у кого родственник или знакомый попадает в больницу, ему требуется большое количество крови, и родственников просят пойти сдать кровь, чтобы пополнить банк. Или если у человека редкая группа крови, обычно она есть у кого-то из родственников. Кадровые – это те, кто постоянно безвозмездно сдают кровь. Из них, кстати, получаются самые лучшие женихи.
Интересно! А почему?
Потому что кадровые доноры – это самые здоровые люди. У них медосмотры не реже, чем у летчиков. Они следят за своим здоровьем. Большинство из них даже не курит. Это убежденные сторонники здорового образа жизни. У них, соответственно, и самая лучшая наследственность. Только от них и можно и нужно рожать здоровых детей.
Кадровый донор благодаря регулярной кровоотдаче имеет в два раза меньший риск заболеть сердечно-сосудистыми заболеваниями. Кроме того, организм донора, привыкший к постоянной кровопотере, гораздо лучше справится с восстановлением крови в случае несчастного случая. Это как гимнастика для организма. На ранних стадиях развития медицины кровопусканием лечили людей, более того – жизни им спасали. У донора кровь обновляется чаще, чем у обычного человека, она не такая густая. Поэтому и риск заболеть меньше. Перед сдачей крови у донора проверяют группу крови, резус-фактор, гемоглобин. Порой люди даже этого не знают. После первичной проверки будут анализы на СПИД, ВИЧ, сифилис, все виды гепатита. Это вдвойне полезно, поскольку выявляются такие заболевания, о которых сам носитель может и не догадываться. А гепатитом можно заразиться в наше время даже в парикмахерских. Многие и не подозревают, что они носители болезни. Потому что не задумываются, потому что времени на обследование у людей обычно не хватает. А здесь пришел помогать другим – получил быструю и бесплатную диспансеризацию.
Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы улучшить ситуацию с пропагандой донорства?
Начинать нужно издалека. То есть с младенчества. В Америке есть такая практика, когда родители берут с собой на сдачу крови малолетних детей. Нам до такой сознательности далеко. Очень важно хотя бы ввести информационные уроки в школе. В принципе, есть у нас ОБЖ, но его явно недостаточно. Хотя бы один или два урока в год нужно говорить детям о донорстве. И повторять каждый год. Рассказывать, убеждать, приводить примеры из жизни. Приглашать на такие уроки почетных доноров, которые бы своим личным примером вдохновляли ребят. Знакомить их с ровесниками, которым переливание крови спасло жизнь. Это самое главное сейчас: донести информацию.
Говорить, что нужно думать о донорстве крови не после того, как с кем-то из знакомых и близких случится несчастье, а до того. Ведь, к сожалению, переливание крови и лечение ее компонентами так или иначе затрагивает каждую вторую семью. Хотя чаще всего люди думают, что вот именно меня это и не коснется.
Кто-то из частных или государственных учреждений помогает вам в увеличении числа доноров?
Частный бизнес в Москве в донорстве не участвует. Я могу назвать только две-три фирмы, которые проводят Дни донорства. А остальные на пушечный выстрел нас к себе не подпускают. Руководству не хочется отпускать людей с работы в этот день. Да еще предоставлять сотруднику второй отгул по требованию. Донор имеет такие привилегии. И ему не имеют права отказать. Видимо, просиживать целые дни в офисе за компьютером, усиленно делая вид, что сотрудник работает, а не общается в социальных сетях, – более выгодно для организации, чем если ее работник встанет с мягкого офисного кресла и поможет больным детям или нуждающимся в переливании крови. А на месте такого нуждающегося может быть каждый из нас. И когда счет пойдет на жизни родных и близких, такие мелочи, как лишний отгул, будут уже не важны.
И купить можно далеко не все. Мы пишем разные письма, обращаемся к разным учреждениям, структурам, призываем, просим. Мы, служба крови, можем только просить, а не требовать или взывать. Нашли отклик у ректоров вузов. И теперь один раз в семестр проводятся Дни донорства, к студентам выезжает специальная бригада медиков, берут кровь. Мы разослали письма всем префектам Москвы, нам все ответили. Процесс пошел, началась соответствующая работа. А бизнес непробиваем.
Нужно стремиться доводить до умов людей, что донор – это совсем не тот ванька, который бежит кровь сдавать, потому что ему на бутылку не хватило. Донором быть престижно и почетно. Это самый здоровый человек в обществе. А здоровье сейчас – самая дорогая валюта. Здорового человека в первую очередь возьмут на хорошую работу, дадут ему возможность обучаться, где он хочет.
Конечно, необходимо вводить больше «приятностей» для доноров. Например, билеты на интересные постановки, в театр, на выставки, на различные увеселительные и спортивные мероприятия. Нужно расширять спектр поощрения доноров, чтобы привлекать как можно больше разных групп людей. Уважение к донорам нужно довести до степени национального героя, чтобы не быть донором было стыдно. Я бы даже предложил ввести отметки о донорстве в паспорте, и чтобы при приеме на работу или переезде в другую страну люди боялись удивленного возгласа: «Как? Вы даже не донор?»
полностью
Пожалуй, есть смысл это распространить.