Кроули о Люцифере, Сатане и Христе - контент-анализ

топ 100 блогов Марсий — 08.01.2010

93

Заметка Билла Хайдрика из «Календаря ложи “Телема”» за декабрь 1994 года


В прошлом выпуске мы задали читателям вопрос: «Как О.Т.О. относится к Иисусу?» Ответы поступили самые разнообразные — от гневных протестов до спокойного принятия. Чтобы восстановить справедливость, мы решили проверить, сколько раз упоминаются слова «Люцифер», «Сатана» и «Христос» в доступных нам сочинениях Кроули:

Люцифер ----------------- 22 раза
Сатана ------------------ 165 раз
Христос --------------- 1,260 раз


Проанализировав контексты, в которых встречается слово «Люцифер» и исключив из рассмотрения те несколько раз, которые оно употребляется в кроулиевском переводе «Ключа к Таинствам» Элифаса Леви («Эквинокс»,
I, 10, приложение), мы получили следующую таблицу:

 

Сравнения (одно из которых дублируется)--------

 

3

 

 

Название сатанистов, которое употребляют христиане ---

1

Имя собственное (Брат Люцифер)---------------------------

1

В составе образных выражений (например, «left Lucifer at the door»[1] --------------

1

Поэтическое приветствие (О, Люцифер)---------------------

1

Люцифер в конце концов будет спасен (см. ниже)-----------------

1

Люцифер — не Сатана (см. ниже)----------------------------------

1

«Дочь Люцифера и пособница Прометея»------

1

Риторический вопрос --------------------------------------------

1

Бранное замечание в рецензии на книгу -----------------------

1

Обычное замечание в рецензии на книгу ----------------------

1

Предостережение против гордыни ------------------------------

1

Поэтический образ, связывающий воедино Люцифера, Сатану и Христа (см. ниже)---------

2 (dup)

Не Сатана, но один из князей зла ---------------------

1

Как Брахма (в контексте общих нападок на различные религии) (см. ниже)---

2 (dup)

Как планета Венера ------------------------------------------------

1

В общеупотребительном смысле за неимением лучшего выражения (см. ниже, МТП) ----------

1

Цитата из стихотворения другого поэта, в которой встречается слово «Люцифер» --------------------------

1



«
Эквинокс», I, 10, приложение, стр. 23:

Люцифер, которого темные века превратили в гения зла, станет истинным ангелом света, когда, завоевав свободу ценой позора, он обратит ее на то, чтобы подчиниться вечному порядку, и так облечется славой добровольного послушания.

Там же:

Этот падший ангел — не Люцифер-светоносец, а Сатана, опорочивший любовь.


«
Эквинокс»,  I, 4:

Твоим сокровеннейшим и священным Именем «Апофис» будь благословен Ты, о Люцифер, Звезда Утренняя, Сатана-Иешуа, Свет Мира!


«Эквинокс»
. I, 5:

Люди поклоняются Сатане под именем Иисуса; люди поклоняются Люциферу под именем Брахмы; люди поклоняются Левиафану под именем Аллаха; люди поклоняются Велиалу под именем Будды.


«Магия в теории и на практике» (МТП)
:

В связи с этим возникла такая путаница представлений, что ЗВЕРЬ 666 счел за благо назвать вещи своими именами и провозгласить, что АЙВАЗ — солнечно-фаллически-герметический «Люцифер» — есть не кто иной, как Его собственный Священный Ангел-Хранитель, а «Дьявол» — САТАНА или ХАДИТ, Высшая Душа, сокрытая за РА-ХОР-ХУТОМ — Солнцем, Владыкой уделенной нам части Звездной Вселенной.


Выводы: Не считая упоминания в МТП (которое, впрочем, представляет собой не столько свидетельство веры в некую сущность по имени «Люцифер», сколько вызов распространенным предрассудкам), Кроули практически не придает фигуре Люцифера сколько-нибудь серьезного значения. В тех немногочисленных случаях, когда «Люцифер» упоминается в одном контексте с «Сатаной», между ними проводится разграничение.


-oOo-


Упоминания о «Сатане» носят более сложный и разнообразный характер. В большинстве своем это сравнения, метафоры, уничижительные высказывания или ассоциации, связывающие «Сатану» с христианством. В некоторых случаях имя «Сатана» употребляется в нетрадиционном смысле (примеры приведены ниже). Имеется пара стихотворений, посвященных Сатане, однако они носят юмористический или эпатажный характер. Кроме того, Сатана ассоциируется с Сатурном в астрологии и с Солнцем в мифологии (но не в астрологии!), а также с несколькими философскими понятиями и древними божествами, не имеющими никакого отношения к христианским представлениям о дьяволе или персонификации зла. В первом из нижеследующих примеров «Сатана» связывается с географическим направлением.


Комментарий к «
Liber AL»:

Необходимо также принять к сведению, что Ну связана с севером[2], тогда как Хад — это Сад, Сет, Сатана, сат (что на санскрите означает «Бытие»), юг[3].


«Исповедь»
:

... я принимал теологию Плимутских братьев. Фактически, я почти не представлял себе существования людей, ее не приемлющих.  Но я просто-напросто перешел на сторону Сатаны — и по сей день не могу сказать, почему...

... У меня как будто была своя собственная теология - христианская во всех отношениях. Это никоим образом не противоречило моему сатанизму: я пытался убедить себя, что христианство, замешанное на лицемерии и жестокости, не есть истинное христианство.

... Задача была не в том, чтобы «сатанинствовать» (как выразился бы Гюисманс), а попросту в том, чтобы спастись от угнетателей и наслаждаться земными благами без помех со стороны духовной жизни какого бы то ни было свойства.

... Упоминая, к примеру, скарабея, я рассчитываю, что читатель уловит ассоциацию с полуночным солнцем в духовном смысле этого образа — в значении Света-во-Тьме; упоминая пеликана, предполагаю, что он вспомнит легенду о том, как самка этой птицы пронзает клювом собственную грудь, дабы накормить птенцов кровью своего сердца. Говоря о козле, я держу в уме всю символику Козерога, бога Пана, Сатаны и Иисуса (ибо Иисус родился на зимнее солнцестояние, когда Солнце входит в знак Козерога); за словом «жемчуг» для меня стоят все соответствия этого вещества — драгоценного сверкающего порождения устрицы, под каковой я подразумеваю беспозвоночное животное начало в человеке, то есть Нефеш.


«
Эквинокс», I, 1:

И наоборот, друг мой, если вы сатанист — все это лишь слова, слова, слова.


«
Эквинокс», I, 10:

…Сатана ни с чем несообразен и бесформен, ибо скроен на скорую руку из лохмотьев всевозможных древних теогоний.


«
Эквинокс», I, 2:

…до тех пор, пока мы сами не станем Богом, Бог на самом деле остается Искусителем, Сатаной и Князем Тьмы. Облекшись в сияющие одежды Пространства и Времени, он нашептывает нам в уши: «Миллионы и миллионы миллионов вечностей — ничто предо мной; как же ты, ничтожная пылинка, пляшущая в луче Ока Моего, можешь надеяться сравниться со мною?»


«
Эквинокс», I, 5:

SMAL, так называемый Сатана, — это в действительности всего лишь Самаэль, обвинитель братьев, которого раввины так невзлюбили потому, что у них самих совесть была нечиста. 666 — это OMMV SThH, Оммо Сатан, сатанинская троица, состоящая из Тифона, Апофиса и Бэса. Также это ShM IHShVH, «имя “Иисус”».


«Евангелие от святого Бернарда Шоу»

Подкрепив свои силы, он продолжил: «Людей, готовых спасти свою страну такой ценой, будут называть Синагогой Сатаны, дабы оберечь их от дружбы глупцов, принимающих имя за суть».


МТП
:

Этого «Дьявола» именуют Сатаной или Шайтаном; и люди, не знающие его формулы, страшатся его. Вообразив себя порочными, вину за свои вымышленные прегрешения они возлагают на саму Природу.

Сатана — это Сатурн, Сет, Абраксас, Адад, Адонис, Аттис, Адам, Адонаи и т.д.

Этот змей, этот САТАНА, — не враг Человеку, но тот, кто сотворил из рода человеческого Богов, знающих Добро и Зло; он повелел: «Познай Самого Себя!» и преподал тайны Посвящения.

Именно поэтому на низших ступенях посвящения астральный опыт порождает догматические разногласия. Так Иоанн Богослов противопоставляет Блудницу БАБАЛОН Жене, Облеченной в Солнце, а убиенного Агнца — Зверю 666, который был смертельно ранен, но исцелился; он не понимает, что Сатана, Древний Змий в Бездне, в Озере Огненном и Серном, есть не кто иной, как Отец-Солнце, трепет Жизни, Владыка Бесконечного Пространства, пламенеющий Своей Всепоглощающей Силой, и он же — Свет на престоле, чьим Духом пронизан Град Драгоценных Камней.

Он — Владыка Субботы Адептов, Он — Сатана, а значит, Он — Солнце, число которого в Магии — вновь 666, печать слуги Его, ЗВЕРЯ.

Относительно LA обратите внимание, что Сатурн, или Сатана, экзальтирует в обители Венеры, или Астарты, и этот знак[4] — воздушный.


Выводы: Имя «Сатана» у Кроули чаще всего встречается в христианском контексте — как общеупотребительное наименование некой мифологической фигуры, уместной в связи с текущим предметом рассмотрения; на втором месте по частоте стоит употребление этого имени как символа противостояния официальной идеологии (по большей части это характерно для того краткого юношеского периода, когда Кроули считал себя сатанистом из бунтарских соображений); несколько реже это имя употребляется в более глубоком философском смысле — как некий идеальный образ, близкий мильтоновскому Сатане и ассоциирующийся с истиной, скрытой за популярными предрассудками; изредка встречаются также упоминания этого имени в оскорбительном или шуточном смысле (в частности, для характеристики собственной репутации Кроули в глазах общественности). Но самые глубокие значения, в которых у Кроули употребляется имя «Сатана» не имеют ни малейшего отношения к христианским представлениям.

-oOo-


Тот факт, что имя «Христос» и производные от него («христианин», «христианство» и т.д.) встречаются в работах Кроули 1260 раз, сам по себе свидетельствует о том, что христианство интересовало его не в пример больше, чем сатанизм. Из-за слишком большого количества употреблений я не смог тщательно проанализировать все модели, но должен отметить, что достаточно часто эти слова используются в положительном смысле. Так, непосредственные упоминания о «Христе» в большинстве своем положительны, хотя зачастую направлены против традиционных воззрений на историчность «Христа». С другой стороны, около половины упоминаний о христианстве негативны: в них идет речь, главным образом, о «ложном вероучении» и порочности христианской теологии или традиции.

-- TSG (Билл Хайдрик)


Текст перевела  annablaze

PS
От себя добавлю, что Билл Хайдрик один из старейших членов О.Т.О., совместно с МакМертри возродивший наш Орден в 70-х гг. После смерти Макмертри некоторое время исполнял обязанности главы О.Т.О. а затем Генерального Казначея О.Т.О.


[1] В буквальном смысле — «оставил Люцифера за дверью», в переносном — «прикинулся добропорядочным человеком».

[2] Англ.: North.

[3] Англ.: South.

[4] Т.е. знак Весов, соответствующий букве L.

93 93/93

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Благодаря своей нездоровой впечатлительности я знаю кучу разнообразных техник графики. Хотите я о них буду писать в своём ...
Буду признателен проголосовавшим ...
Плацебо действительно загадочная штука. Почему совершенно нейтральное вещество действует как лекарство, неизвестно и объясняется силой веры. Однако не так все просто!   1. Эффект плацебо наблюдается так же у собак и других животных. При испытании лекарств для животных исполь ...
Уважаемая Галина Шакурова спросила, могу ли я хотя бы вприкидку предположить, что это за "другие политологи", о которых шла речь в материале " Кинопоиск ". А зачем навскидку? Они сами, без всяких предположений выступают и все объясняют . Как всегда. Оптимистично и уверенно. ...
Я мог бы сказать: «Да вам и не кажется! Вы в зеркало давно себя видели?!» Но я так не скажу. Я мог бы сказать: «Ой, ну вы такой замечательный и классный человек. И внешне вполне ...