Кромешники
pasha_popolam — 06.11.2023Звон медный несется, гудит над Москвой,
Царь в смирной одежде трезвонит;
Зовет ли обратно он прежний покой
Иль совесть навеки хоронит?
Но часто и мерно он в колокол
бьет,
И звону внимает московский народ,
И молится, полный боязни,
Чтоб день миновался без казни.
В ответ властелину гудят терема,
Звонит с ним и Вяземский лютый,
Звонит всей опрични кромешная тьма,
И Васька Грязной, и Малюта,
И тут же, гордяся своею красой,
С девичьей улыбкой, с змеиной душой,
Любимец звонит Иоаннов,
Отверженный Богом Басманов.
Итак, главным содержанием опричнины стали совершенно беспрецедентные и бессмысленные убийства ради убийств. Однако самая страшная и существенная этническая характеристика опричнины заключается в том, что и царь и его опричники были абсолютно уверены в благости своих чудовищных злодеяний. Сначала Иван, убивая тело, стремился также "убить душу" - тела рассекали на мелкие части, а в русском простонародном православии существовало и до сих пор существует предубеждение, что "без тела" покойник не может предстать на Страшном суде. Потом царь стал заносить имена своих жертв в синодик, служил по ним панихиды и искренне считал свое покаяние совершенно достаточным для образцового православного христианина. Более того, Грозный, по меткому замечанию А.М.Панченко, создал совершенно особую концепцию царской власти. Он полагал царское величие равным Божьему и потому лишал подданных права как-либо обсуждать его поступки.
Таким образом, в опричнине мы в чистом виде сталкиваемся с тем, что характерно для каждой антисистемы: добро и зло меняются местами. Антисистемный характер мироощущения опричников выразился не только в их поведении, но даже в названии. Старинное русское слово "опричь", то есть кроме, дало современникам повод называть соратников Грозного кромешниками, а слово это имело вполне определенный натурфилософский смысл. И вот почему. В представлении христианина существует понятие ада - места мучений грешников. Ад - "тьма кромешная". Как мы бы сказали сегодня, это пустота, вакуум, в котором нет и не может быть ничего материального, "тварного". В те времена это называли "небытие", считая его самой сутью зла. Значит, кромешники - это люди, одержимые ненавистью к миру, слуги метафизического абсолютного зла. Как видим, наши предки хорошо умели осмысливать суть вещей.
От ужаса опричнины Россию спас, как ни странно, крымский хан. В
разгар Ливонской войны Грозному удалось замириться с крымцами.
Соглашение предусматривало, что хан не будет совершать набегов на
Россию, и поэтому Иван Грозный распорядился снять с южной границы
большую часть регулярных войск и направил их на запад, в Ливонию.
Но крымский хан нарушил договор, отрядами конницы прорвал
ослабленную границу, обошел заслоны, стоявшие вокруг Москвы, и
напал на столицу (1571). Татары обстреливали Москву зажигательными
стрелами, в результате чего деревянный город выгорел через три
часа. Пожар был колоссальным бедствием: люди, даже уцелевшие,
лишились всего имущества, многие погибли в пламени или задохнулись
в дыму. Нужно было отражать нападение крымцев, и от имени царя было
приказано собираться всем, кто может носить оружие, в том числе,
конечно, и опричникам. И вот тут-то "особые люди" показали себя.
Опричники либо просто дезертировали, либо прикидывались немощными и
заболевшими, как говорили тогда, "объявляли себя в нетях". Убийцы
беззащитных, они оказались неспособными сражаться с вооруженным и
сильным врагом.
Головы вождей опричнины, испугавшихся татарских луков и сабель,
слетели на плахах. Были казнены и князь Вяземский, и князь Михаил
Черкасский, и Василий Грязной, и воевода Алексей Басманов. Сыну
Алексея Басманова Федору было предложено сохранить жизнь, если он
согласится перерезать горло своему отцу, и он согласился. Иван
выполнил обещание: Федору жизнь сохранили - его заковали в кандалы,
отправили на север, посадили в тюрьму и дали умереть там.
Л. Гумилёв "От Руси к России"
|
</> |