Кризис

топ 100 блогов solodkyy19.10.2024

Иногда не так страшна война, как её последствия.  Русско-турецкая война 1877-1878 г.г. именно из таких.  В учебниках истории не слишком подробно рассказывали.   Немного озадачивало — война за освобождение братского народа из под гнёта, война победоносная, а как-то вскользь, коротенько так. Всё дело в Берлинском конгрессе.  Российская империя проиграла больше, чем выиграла.  Выгодоприобретателями стали страны, не сделавшие ни одного выстрела.  В частности — Австро-Венгрия, получившая право на оккупацию Боснии и Герцеговины. А России досталось унижение и разочарование.  Не зря после окончания войны народовольцы открыли сафари на царя-батюшку. Последствия же этой войны оказались настолько долгоиграющими, что, в конечном счёте, привели к точке, в которой сошлись тщедушный школяр Гаврила Принцип и дородный эрцгерцог Франц Фердинанд с супругой.

К 1908 году Австро-Венгрия уж 30 лет держала свои гарнизоны на территории Боснии и Герцеговины. При этом эта провинция продолжала оставаться в составе Османской империи. Надо сказать, что австрийцы позиционировали именно себя защитниками славянских народов и собирателями славянских земель под скипетром Его Апостлического Величества императора Франца Иосифа. Ещё бы!  Больше половины австрийских подданых были славянами. Империя была обширна, на бывших землях Австро-Венгрии сейчас полностью или частично находятся тринадцать европейских стран. Не удивительно, что тогда, в 1908 году австрийцы решили, что границы их империи нигде не заканчиваются, поэтому пора уже эту самую Боснию и Герцеговину включить в состав австрийских владений. В порядке собирания славянских земель, так сказать.


Намерение, конечно. соблазнительное.  Да и осуществить нетрудно, австрийские гарнизоны и так уже давно на месте. Но вот беда, многие против. Прежде всего, против была Сербия. Сербы резонно считали. что присоединив Боснию и Герцеговину, австрийцы тут же позарятся на Сербию.  К тому же, они считали эти земли своими, там сербы составляли половину населения.  Напомню, Гаврила Принцип был боснийским сербом. Поэтому сербы были не просто против, они готовы были воевать с австрийцами.  Правда в этом случае, сербы твёрдо рассчитывали на поддержку Российской Империи.


Ладно. Сербия — маленькая страна, пусть даже за её спиной маячит силуэт русского медведя. Но против были Великобритания, Франция, Италия, Россия, Черногория и, разумеется, Турция. Тут нужны были дипломатические усилия и австрийцы взялись за работу.  С итальянцами договрились, мы вам не мешаем захватывать Ливию, вы нам не мешаете в боснийском вопросе. Хорошо. С турками вопрос рещили ещё проще — заплатили 2 500 000 фунтов стерлингов отступного.  Турки деньги взяли.  С их строны вопросов больше не было. С Россией тоже договорились почти полюбовно. По крайней мере, так казалось вначале, когда российским министр инстранных дел Извольский и австрийский министр фон Эренталь встретились в замке Бухлау для приватных переговоров. Причём Извольский не рассматривал эту встречу как нечто очень серьёзное, а вот Эренталь постарался создать впечатление, будто с Россией идут очень важные переговоры.


В приватной обстановке договорились так — Россия на против аннексии Бостнии и Герцеговины, а австрийская сторона не возражает против отмены нейтрального статуса проливов (считай, не возражает против захвата Россией Босфора и Дарданелл.  Ох уж эта розовая мечта российских царей.)  В конечном счёте, у России не было никаких интересов в Боснии и Герцеговине, а вот у австрийцев, сербов и итальянцев были. Договорились, что о соглашении будет объявлено в удобный момент. То есть, нескоро. Эренталь сделал Извольского, как ребёнка.  Через пару недель Австро-Венгрия объявила об аннексии Боснии и Герцеговины с согласия Российской Империи. Извольский был в тот момент в Париже и был вынужден заявить что неправда это всё и не согласные мы.  Министр финансов Коковцов заметил по этому поводу, что Извольский разыграл постановку басни Крылова «Ворона и Лисица».  В общем, «сыр выпал, с ним была плутовка такова.» 


Сербия тут же объявила мобилизацию. Австрийцы этого ждали и стали стягивать войска к сербской границе.  Запахло порохом. Англия и Франция выразили глубокую озабоченность и неодобрение действиями Австро-Венгрии.  Больше они не выразили ничего.  Англичанам было плевать с Биг Бена на ту Боснию вместе с Герцеговиной, французам, в общем, то же, но с Эйфелевой башни.  Другое дело — Россия. Тут был вопрос национального престижа.  Величие — это серьёзно.  Но австрийцы были не в одиночестве, их поддерживала Германская Империя. И эта поддержка была отнюдь не только на словах. Россия предложила созвать международную конференцию, одновременно предостерегая сербов от нападения на австрийцев. Тут то своё слово сказала Германия.


Посол Германии вручил предложения. которые, по сути, были ультиматумом. От России потребовали чётко и ясно сказать по отношению к аннексии — «да» или «нет».  Если «да», тогда обеспечить нажим на сербов, чтобы они прекратили мобилизацию и отвели войска.  Если «нет», Австро-Венгрия немедленно атакует сербские границы, результатом будет большая война. Премьер-министр Столыпин категорически выступил против поддержки Сербии и заставил Николая II принять условия ультиматума.  Столыпин объяснил царю, что война развяжет силы революции и крах монархии станет неизбежен. Ультиматум был принят.  Россия отказала Сербии в поддержке, оставшись в одиночестве, те свернули мобилизацию и на время затихли.


Это был полный дипломатический разгром. Престиж России упал очень низко.  Современники называли это «дипломатической Цусимой».  Министр Извольский ушёл в отставку и убыл послом в Париж. В Европе окончательно определились будущие противники.  Воспользовавшись ситуацией, болгарский князь Фердинанд объявил о полной независимости Болгарии от Турции.  Болгария была объявлена царством, а Фердинанд стал царём болгарским. На французской карикатуре, повящённой этому событию, Фердинанд заодно с Францем Иосифом отрывают от Турции куски. При этом Фердинанд, сунув скипетр под мышку, придерживает на голове непрочно сидящую корону. Султан, бессильно нахохлившись, наблюдает. 

Кризис

Победа Австро-Венгрии оказалась пирровой. Балканский котёл закипел с новой силой.  Всего через шесть лет австрийский наследник престола был убит во время инспекции новых территорий, это высекло искру для мирового пожара. А через десять лет после аннексии не стало и Австро-Венгрии. Сейчас Австрия маленькая европейская страна, вполне себе преуспевающая. Босния и Герцеговина тоже независимое европейское государство. Такая вот история с дипломатией.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Страшная реальность Катыни и Вассерман со своей реакцией. Входное отверстие в черепе польского офицера, убитого выстрелом в затылок Катынь — тяжкое военное преступление сталинского режима. Осознать и принять эту правду человеку, любящему свою страну, нелегко. Как хочется ...
Размеры: 38/40 (Р1), 42/44 (Р2), 46/48 (РЗ), 50/52 (Р4) Вам потребуется: пряжа Anny Blatt: 12/13/14/ 15 ...
Дни бегут... Вот уж и снег выпал. И не знаю, радоваться этому или огорчаться)) Первый снег. И даже лежит и не тает. Грязновато, конечно, там где растоптали. Но,пока терпеть можно. Пока не посыпали реагентами. И в этом году как-то тепло прям. Всего то -10. Может хоть зима не покажется ...
В продолжение темы "Скандал, в который угодила РПЦ...": "«Можно ли, на ваш взгляд, оправдать Евангелием владение дорогой иномаркой? Не считаете ли вы, что демонстративное пристрастие к дорогим вещам компрометирует Церковь в глазах людей?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru ...
Шавуа ТОВ ...