Кризис христианства

![Кризис христианства [info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif?v=90.5)
В радиопередаче совершенно ничего не говорилось ни о причинах, ни о специфике нынешнего общемирового кризиса христианства. Участники решили ограничиться констатацией самого факта, да и то после этого показались себе слишком смелыми. Но на некоторые вопросы все равно придется отвечать.
Христианство находится в тяжелейшем кризисе по нескольким причинам. Первая причина заключается в общем упадке веры, будь то вера в будущее или вера в Бога. Большинство человечества уже не поверит в скорый конец света, во второе пришествие или в Страшный суд, даже если в землю с размаху войдет метеорит или полконтинента затопит наводнение. На все катастрофы современная мысль найдет причины, находящиеся в границах мира природы. Точно так же идея воскрешения из мертвых не кажется современному человечеству предметом веры, поскольку над ее осуществлением работают биологи. Выведение из клинической смерти, выращивание искусственных тканей, замедление процессов старения являются сегодня технологиями, и коллективная работа в этом направлении со временем приведет к такому увеличению сроков жизни, которое мы сегодня назвали бы бессмертием. Прибавим к этому звездную астрономию и физику элементарных частиц - и вот уже под вопросом само Трансцендентное. Оно нашло убежище в глубинах человеческой психики, но с трудом находимо во внешнем мире. Так обстоит дело с верой в Бога. Но с верой в будущее еще хуже, поскольку она непосредственно связана с верой в Бога и в конец дней. Для современных людей совершенно очевидно, что ни апокалипсис, ни коммунизм не наступят. Следовательно, будущее каждого человека зависит от его личных усилий, и прежде всего - от усилий материально-финансовых, поскольку только богатый сможет купить себе царство земного долголетия и блаженства.
Вторая причина следует из первой, но не сводится только к ней. Это кризис любви к ближнему. Хочу напомнить, что в человеческой истории до Христа и апостолов никто не знал такого вида любви. Люди жили по закону, дополнением к закону было уважительное отношение к равному и обязательное презрение к рабу. После Христа появляются такие невиданные в истории вещи, как милосердие, благотворительность, любовь к любому человеку как к родному и молитва о здравии своих врагов. Пока была вера во Христа как в Господа, пока было желание уподобиться его большой жертве своей малой жертвой - самоотдачей ближним, - была и эта противоестественная, внезаконная любовь. Но кризис любви к ближнему связан еще и с кризисом чувств как таковых, с тем затруднением, с которым современный человек пытается выражать свои эмоции. В свою очередь, кризис чувств - результат экологического кризиса, поскольку человек всегда был частью природы и согласовывал свои душевные движения с ее ритмами. Теперь же, когда не остается и самой природы, когда она не может по причине своей слабости подавать необходимые сигналы, - человек учится строить свое поведение по законам новой рациональности, которых он пока толком сформулировать не может. Получается весьма заковыристо: христианская любовь к ближнему пострадала из-за недостатка природы в человеческом мире.
Есть и третья причина, которая называется культура. В глобальном человейнике никто не может закрыться от чужих верований и представлений, все перемешивается. В любом человеке накапливается эклектическое хрибудисламие. Религиозная традиция уравнивается с эзотерикой и техниками медитации, эзотерика и религия вместе - с философией. А те все вдруг - с основами научных знаний и с образами искусства. Из эклектики вырастает какой-то новый синтез, который пока в зародыше. Но ясно одно: живя в мире, ты уже не сможешь исповедовать одно вне смешения со всем иным. Это уже всеединство, хотя пока и не вполне положительное. И христианству в нем отводится всего лишь одно из мест.
Как быть христианству в ситуации столь многоаспектного кризиса - большой вопрос. Но самый большой вопрос в другом: как быть самому человечеству при ослаблении или при отсутствии христианства? Возвращаться к прежнему религиозному закону - ислам. К новоевропейскому светскому закону - скепсис, цинизм, разложение общества. Назад к природе - язычество (впрочем, это уже невозможно за отсутствием окружающей природы). Выход, видимо, в поиске новой рациональности, которая учитывала бы все достижения религиозных традиций. Но это выход для общества. А для души, которая, по чьему-то определению, христианка? Как быть с душой, которая больше не стремится к высшему, к непостижимому, к недосягаемому - к той планке, которая поднята была только Христом и которую он до сего дня не опускал?
|
</> |
http://vavilon-plen.at.ua/