КРЫМСКИЕ ОПУСЫ 4. РЕАЛЬНЫЕ КОСЯКИ НИКОЛАЯ I - 1
gurianoff — 30.01.2022 КРЫМСКИЕ ОПУСЫ 4. РЕАЛЬНЫЕ КОСЯКИ НИКОЛАЯ I.Часть 1
Часть 2
Часть 3.1.
Часть 3.2.
Многие читая мои опусы наверное подумали, что я оправдываю того же Никлая 1-го или пытаюсь сказать что Крымская война не была поражением. На самом деле конечно нет – просто моя цель показать ИСТИННЫЕ ПРИЧИНЫ поражения. И дело тут не в самодовольном «срыве покровов» и в очередном хвастовстве. Просто чтобы прорваться сквозь горы и болота советской пропаганды приходиться 2/3 текста писать опровержение советских штампов и только потом самую суть – иначе «совки не поверят». Если писать сразу итоги даже у лояльного читателя будет тыщу глупых вопросов, на которые не всегда есть возможность ответить. В этом есть экзистенциальная сила пропаганды – насрать в башку можно сразу, а вычищать авгиевы конюшни придётся очень долго. Поэтому приступим.
ШТАМПЫ СОВКОВОЙ ПРОПАГАНДЫ.
Штампы были весьма просты – отсталая царская Россия ввязалась в империалистическую борьбу с передовыми западными странами, имея крепостное право и не имея нарезного оружия и пароходов/паровозов, заваливая толпами, в результате чего и проиграла.
Как я описывал в предыдущих частях – это не так. Проще говоря полная чушь и враньё.
Причём это не есть тайна за 7 печатями – многие образованные люди, принимая в учёт традиции опровержения пропаганды (писать опровержения всегда больше, чем собственно суть произведения) создали себе целый бизнес и зарабатывают себе деньги, сочиняя тома опровержений.
Я же стараюсь написать вам самую суть СРАЗУ, ибо не имею банально времени на размазывание соплей по бумаге.
КОСЯКИ НИКОЛАЯ I-ГО ИЛИ ПРОСРАННЫЕ 20 ЛЕТ МИРА
Как уже понял читатель из предыдущей части*, мы ввалились в войну «как в говно вляпались». С другой стороны обвинять дипломатию не совсем верно – мы стали субгегемонами, вице-президентами Европы и мира, и поэтому повод для войны рано или поздно был бы найден. Поэтому перемывать те или иные причины Крымской войны бессмысленно – нас хотели опустить с небес на землю и причины бы нашлись.
С момента окончания русско-турецкой войны в 1829 году до Венгерского похода 1849-го года у России было те самые пресловутые «двадцать лет мира», а если считать до Крымской войны – все 25. Как же мы ими распорядились?
1. Подготовка к предыдущей войне.
Если мы внимательно посмотрим на все реформы Николая 1-го, то вполне ясно и отчётливо увидим, что он готовился к прошлой войне, к войне с Наполеоном 1-м.
Он всё ждал, что революционная Франция нападёт на остальную Европу и чтобы не дать своим союзникам быть разбитым по одиночке как на рубеже веков, он должен быстро мобилизоваться и прийти к ним на помощь.
Поэтому все его мысли были направлены на Действующую армию, состоящую из 4 корпусов из 6 имеющихся. V-й корпус должен был воевать с Турцией, Кавказский корпус вёл вялотекущую войну на Кавказе, VI-й корпус был резервным. Все шоссейные дороги строились с расчётом на новое вторжение «двунадести языков», подготавливался обученный резерв (обязанные солдаты), готовилось регулярное ополчение и т.д. Естественно такая война подготавливалась в гигантских объёмах, и большинство этих запасов было банально прожрато и высрано 2-х миллионной армией, не сделавшей ни одного выстрела, в то время как в Крыму и на Кавказе не хватало всего.
Врагу естественно было известно обо всей этой подготовке (её и невозможно было скрыть чисто физически и логически), поэтому … он и не пошёл пробивать себе голову об стену.
Система, кстати, работала великолепно – туда-сюда отправлялись гигантские массы людей, продовольствия, боеприпасов и прочих грузов. И всё работало! Венюков в своих «Исторических очерках» пишет, что он сам был свидетелем как «бомбические орудия доставлялись на обывательских подводах на Амур». Это свидетельство отсталости николаевской России. Но с другой стороны, вы только вдумайтесь – пушки почти в тонну весом БЫЛИ ДОСТАВЛЕНЫ, НА ЛОШАДЯХ, ЧЕРЕЗ ВСЮ СТРАНУ, ЗА 10.000 КИЛОМЕТРОВ. И стреляли в англо-французские десанты на Тихом океане. Без железных дорог.
Проблема была в другом – отсталая система логистики, СЛИШКОМ ДОРОГО обходилась стране.
Давайте представим тогдашнюю войну с точки зрения тогдашнего обывателя. Чтобы переместить дивизию с Балтики на Чёрное море требовалось около полугода. Для этого офицерам нужно было разметить маршрут пути, наметить остановки, предупредить местные власти, которые должны мобилизовать крестьян, которые по эстафете должны обеспечить продовольствие и перевозку по эстафете военных грузов. И после этого войска приходили мягко говоря вымотанными.
А со стороны крестьян? Объявили чрезвычайный рекрутский набор и так 3 года подряд, потом мобилизация в ополчение, самому вози туда-сюда военные грузы на СВОЕЙ лошади. А кто пахать будет? Раньше пахали соседи и друзья – но их тоже мобилизовали. В результате крестьяне несут убытки.
Помещики тоже несут убытки – крестьяне на барщине не работают, хамят и дерзят, говорят, что они и так государеву службу тянут. А зерно продавать некуда – морская блокада, а по суше хлеб не вывезти – гниёт. А ведь помещики и были теми самыми фермерами, которые кормили город и армию.
А интендантство ЗА ВСЁ ПЛАТИТ, деньгами: крестьянам за перевозку, помещикам за продовольствие, купцам за поставки, фабрикантам за оружие и пром.товары.
Совкам этого не понять и не объяснить – у них красные комиссары с выпученными глазами отобрали бы всё бесплатно, а недовольных расстреляли бы.
Хотя деловой климат в Николаевской России был ещё тот. Вы знали, что многие укрепления Севастополя были возведены подрядчиками в долг? Который им потом не оплатили.
А было ещё известное тогда «дело Варгина», когда генеральный подрядчик Варгин поставил во время войны 1812 года продовольствия и сукна на десятки миллионов рублей, а ему их не оплатили. А ведь он сделал поставки ЗА СВОЙ СЧЁТ и счёт субподрядчиков. После войны он был признан банкротом (субподрядчики подали на него в суд), а когда он попытался судиться с военным министерством – его посадили в Петропавловскую крепость. Через несколько лет его выпустили и он умер в нищете. Правительство правда долг признало и согласилось передать его в наследство сыновьям. Всё это происходило во времена Николая 1-го и ВСЕЙ деловой России это было очень хорошо известно. Поэтому поставки осуществлялись по завышенным ценам и деньги платились вперёд.
Всё это естественно привело к тому самому перманентному финансовому кризису, который длился в России практически до … Николая 2-го, т.е. 40 лет.
2. Крестьянский вопрос
Как я уже говорил в других статьях*, вопрос был не в крепостном праве, вопрос был именно в крестьянах, а точнее в крестьянской общине. Необходимо было заставить крестьян работать на рынок, на продажу, а не ради себя.
Но как опять же я писал проблема была не в царях, а в неадекватном обществе в России вообще – начиная от крестьян заканчивая дворянами. Каждый хотел жить в своём феодальном мирке и не вылазить наружу.
При этом у всех был перед глазами пример Пруссии*, описанный как раз в то время. Но Пруссия шла к реформе 150 лет – весь XVIII век она наводила порядок в крепостном праве, приучая крестьян и помещиков к порядку, а в 1-ой половине XIX-го века отменила крепостное право в 2 этапа – в 10-е и в 50-е годы. Поэтому в Пруссии и был социальный мир и согласие, которые позволили ей объединить Германию.
В России же после петровского социального краха и латиноамериканских переворотов XVIII века, порядок в крепостном праве и в государственных крестьянах – начал сам Николай 1-й.
И единственный упрёк в этом вопросе ему можно поставить только самовыкуп крестьян одолжавших поместий. В связи с тем, что классическое помещичье хозяйство было убыточным уже к 1860-му году 2/3 помещичьих хозяйств было практически банкротами и в долгу перед государством. Уже при Николае множество крестьян изъявило желание выплатить самостоятельно долги помещиков, тем самым став свободными. Им эту возможность обрубили.
Ну как обрубили – сказали «Хорошо платите, но свободными не станете».
В принципе это шаг, позволил бы объединить вольных хлебопашцев, однодворцев, выкупившихся крестьян и запасных солдат в единое сословие крестьян-собственников или своеземцев. Что было бы хорошим ориентиром для реформ его сына, снизило бы социальный накал, ясно показало, что Правительство нацелено на отмену крепостного права.
Вместо этого были усиленные кредиты помещикам на модернизацию хозяйства, которые они проели и естественно не вернули.
3. Кавказская война
Насчёт Кавказской войны у нас наворочено горы мифов, которые просто так не разгребёшь.
Начало почему-то ведётся в 1817 года, когда Ермолов заложил крепость Грозную, что связано с горами мифов про самого Ермолова.
Хотя самим современникам всё было ясно. Ещё вел.князь Михаил Николаевич в 1865 году отправил с Красной Поляны письмо в Петербург: «Кавказская война, длившаяся свыше 60-ти лет, благополучно завершилась». Т.е. она началась примерно в нулевых годах 19-го века.
И это понятно – после присоединения Грузии в 1801 году, ребром встал вопрос: «А что делать с Закавказьем, когда ещё Северный Кавказ не покорён?». И после этого и начинается война за собственно покорение горцев, до этого была всего лишь борьба с набегами, завоевание как цель не ставилось. Было необходимо обеспечить прямую связь с Закавказьем и вопрос был решён. Задача была трудная, нетривиальная, но её решили.
При этом в 1829 году закончилась русско-турецкая война и тут уже никто не мешал. Именно с 1830 года начинается Кавказская война Кавказской войны. Остались одни лишь горцы – все другие угрозы устранили.
Тут стали думать: «как же этого добиться?».
И был реально конкурс планов, среди которых главных было два – план Паскевича и план Вельяминова. Это конечно условно, но множество других предложений повторяли либо один либо другой план.
План Паскевича прост – навалится разом со всех сторон и заставить покориться, не подчинившихся сжечь и уничтожить. А потом уйти.
План Вельяминова – предлагал сначала занять степи между Лабой и Кубанью, а также между Тереком и Сунжей, заселить их казаками, чтобы отнять у горцев пастбища на которых они выращивали коней. А далее наступать от этой линии, если не покорятся строить постепенно новые линии и наступать дальше и т.д.
Чтобы понять что из себя представляла Кавказская война до этого, надо окинуть мысленным взором атакуемые местности. Пространство между Лабой и Кубанью представляло собой параллелограмм шириной в 100 км и длиной до 500 км, южная часть представляла предгорья Кавказа, северная обширную степь, на которой вольно паслись стада горцев и казаков, а также кочевали т.н. «ногайцы» (остатки тюркских орд, не ставшие татарами или карачаевцами).
Вся «война» между горцами и русскими представляла в угоне стад друг у друга, плюс горцы иногда производили набеги в глубь за рабами и скотом, а русские устраивали ответные «экзекуции» (наказание), освобождали рабов и отгоняли обратно скот.
Естественно когда шли по степи размером с Бельгию или Нидерланды шло «наступление» русские войска замечали пастухи, которые тут же сообщали о наступлении своим. Войска зачастую заставали пустые дома и поля, со злости сжигали их и ковыляли обратно.
Вот это «тяни-толкай» и называлось страшной Кавказской войной, героической борьбой горцев с российским империализмом, геноцидом коренных кавказских народов.
Ростислав Фадеев* называл это безобразие: «подобием рыцарских забав».
В низовьях Кубани господствовали болота и малярия, а при непосредственной границе с русскими горцы опасались нападать.
Тут случился Польский мятеж 1831 года, Паскевича отозвали и … НИКАКОГО ПЛАНА утверждено не было.
Николай реально не обращал внимание на Кавказ и был поглощён европейскими событиями (см. косяк № 1) и вся эта мышиная возня длилась вплоть до 1837 года. В этом году Его императорское Величество изволили посетить Кавказ и обратили своё высочайшее внимание на творящийся бардак, вопросив: «Какого хрена?!».
После высочайшего пинка тараканы забегали – построили Черноморскую береговую линию в 1838-39 годов, и в 1840-м заложили Лабинскую линии, причём с её заселением возникли проблемы.
Но в это же время активизировалось восстание Шамиля и все силы были брошены на его усмирение. С Шамилем возились все 40-е годы, про Кубань и забыли.
А потом грянула Крымская и внезапно выяснилось, что из 200-тысячной Кавказской армии для войны с турками она может выделить всего 30 тысяч, остальные охраняют бесчисленные линии, которые в случае прорыва превратят весь край в хаос. Черноморская береговая линия была сметена и эвакуирована – черкесы получили свободный доступ к морю и снабжению от союзников.
Но самое главное в другом – в 1855 году Россия на Кавказе была на грани поражения. Настоящего реального поражения.
Вся великолепная Кавказская армия была связана по рукам и ногам охраной бесконечными линиями, Муравьёв с мобильным корпусом осаждал Карс. И тут происходит высадка Омера-паши в Абхазии, происходит абхазское восстание. Рядом нет никаких русских войск. Под Кутаисом командование еле-еле собрало 10.000 разномастных войск. В Тифлисе перестали брать к расчёту русские ассигнации, ширванские татары (будущие азербайджанцы) были на грани восстания.
В лагере союзников под Севастополем реально обсуждались планы вместо сидения под крепостью, «выслать сикурс» Омер-паше.
Что бы было, если бы вспомогательный корпус союзников был бы выслан на Кавказ?
Очень просто – корпус союзников числом даже в 10.000, имея штуцера и артиллерию плюс турецкий корпус до 50 тысяч человек плюс абхазы, аджарцы в качестве проводников и разведчиков – скорей всего разгромил бы отряд у Кутаиса и пошёл бы прямо в центр управления Кавказа – Тифлис. Муравьёв в реальности в это время подумывал снять осаду с Карса, при таком раскладе обязательно бы снял осаду. Но дорога от Карса до Тифлиса длиннее, чем дорога от Кутаиса до Тифлиса.
Следовательно, беззащитный Тифлис был бы сожжён. Кавказское правление эвакуировалось бы во Владикавказ. Шамиль активизировался и напал бы на Лезгинскую линию, восстали бы ширванские татары. А это значит что каждый отдельный русский отряд в Закавказье был в опасности. Ситуация бы напоминала бы нулевые годы XIX века, когда русские отряды как корабли бороздили азиатскую окраину посреди враждебного бушующего моря.
Я конечно далёк от мысли, что мы бы потеряли Кавказ – скорей всего Муравьёв дошёл бы от Карса объединился бы с наличными силами и вытеснил бы союзников из Тифлиса. Да они и сами бы не стали зимовать в центре азиатской страны и отступили бы к морю, к источникам снабжения. Но всё Закавказье было бы опустошено.
Закавказье представляло собой забытые Богом Азиатские окраины Ирана и Турции, естественно малонаселённые и дикие даже для тогдашних мусульманских стран. Российское владычество за 50 лет преобразило их в более-менее развитые области, способные приносить хоть какой-то доход. Да-да-да, европейское правление с проклятыми чиновниками-бюрократами, с инструкциями и законам, столь ненавидимые азиатами всех времён и народов, преобразило не только грузин с армянами, но и татар с турками, живущими на российской земле. Они размножились, привыкли к достойному европейскому обращению, к ведению дел, к отсутствию перманентного азиатского разбоя и бандитизма, и даже стали приносить какой-то доход. И вот эти 50-летние усилия были бы пущены «коту под хвост».
И да, только после осознания этой перспективы в 1855 году царское правительство решилось горцев отпустить: «Раз не хотят жить под нашей властью, пусть живут где хотят». Вы будете удивлены до этого проклятое царское правительство, которое только и мечтало отгеноцидить кого-либо, ПРЕПЯТСТВОВАЛО переселению кавказских народов, несмотря на их страстное желание убежать от правительства гяуров! Бежали даже грузины с армянами, азиатская жизнь была им привычней и милее.
Итак, что не сделал Николай 1-й, всецело поглощённый европейскими делами и интригами?
План Вельяминова предполагал покорение Кавказа за 6 лет. Скажем прямо это весьма оптимистично, ибо более решительно настроенное правительство Александра 2-го управилось за 10 лет (1855-65 годы).
Но вполне реально построить Лабинскую линию в 1830 году, т.е. на 10 лет раньше. Также в конце 30-х годов одновременно с Черноморской кордонной можно было построить Белореченскую линию. Как известно, именно после постройки Белореченской линии сопротивление горцев резко пошло на спад и они стали массово эмигрировать в Турцию. Так за 10 лет (30-е годы XIX века) можно было решить проблему с черкесами.
В реальности в эти же годы правительство препятствовало эмиграции ногайцев Ставрополья в Турцию.
Тут многие совки завопят: «А кем заселять?! Ведь было страшное крепостное право препятствующее переселению!». В реальности эти линии заселялись казаками со старой Азово-Моздокской линии, которая уже давно стало глубоки тылом, отставными солдатами и добровольцами из государственных крестьян плюс ещё немного ссыльных поляков.
К этому можно было прибавить бунтовщиков из военных поселений, бунтовавших донских крепостных казачьих крестьян (которые имели дерзость утверждать, что они на самом деле казаки. «Хотите быть казаками – будьте ими!»), непослушных крепостных крестьян (коих ссылали в Сибирь до 10.000 в год в счёт рекрутского набора), штрафных солдат, картофельных бунтовщиков из государственных крестьян. Матерьяла для заселения хватало. Причём обученного владеть оружием, с соответствующим характером.
Почему же, спросите вы, в 1860-е годы правительство столкнулось с противодействием, а то и с прямым бунтом казаков? Да потому, что народ уже не верил правительству по ПРОШЛЫМ ДЕЛАМ, не верил в решительное завоевание Кавказа, думали: «поселят у чёрта на куличиках и оставят один на один с горцами».
Завоевание одного Закубанского края освобождало не менее 50.000 регулярных войск и не менее 50.000 казаков. Этих войск хватило бы для управы с Шамилем.
Проще говоря с Закубаньем расправились бы в 30-е годы, с Дагестаном и Чечнёй в 40-е XIX века.
Это сохранило кучу жизней, как русских, так и горцев, а уж про деньги и говорить нечего.
И совсем другая обстановка на Кавказском фронте Крымской войны – вместо 30 тысяч выставили бы 100 и война приобрела бы совсем другой оборот, Абхазский десант был бы невозможен, т.к. в тылу Абхазии было Кубанское казачье войско и т.д.
Скорей всего результаты 1878 года были бы достигнуты в 1856-м. Развал турецкого Кавказского фронта сделал бы бессмысленным сидение под Севастополем.
4. Пути сообщения
Чтобы понять ситуацию с путями сообщения необходимо понять тогдашнюю экономическую обстановку в России. Я об этом уже писал*, но хорошее надо повторять и повторять, для лучшего усвоения. Очерти коротко в виде тезисов.
Территория Европейской России представляла собой гигантскую площадь равную ОСТАЛЬНОЙ Европе.
Эта территория была связана в основном водными путями сообщениями, проще говоря основана на гидрографии.
Промышленные районы создавались и строились в расчёте на гидрографию и географически в основном совпадают с ней. Отсутствие прочных и удобных сухопутных сообщений заставляло привязывать промышленное районирование к речным бассейнам.
Северо-Западный промышленный район базировался на Волховско-Онежско-Невской речной системе, центр Петербург. Польский на Висле, центр – Варшава. Центральный на междуречье Оки и Волги, центр Москва. Уральский на междуречье Камы и Иртыша, центр Екатеринбург. Южный располагался между Днепром и Доном, центр Харьков.
По такой же логике были основаны промышленные районы в Сибири – на Алтае (Колыванские заводы) и в Забайкалье (Нерчинские заводы).
Южный промышленный район предполагался для снабжения армии воюющей против Турции на Дунае и на Кавказе. Но Кавказ имел резервную линию снабжения из Центрального и Уральского районом благодаря Волге и Каспийскому морю.
Следовательно, Южный промышленный район оказывался в самом изолированном положении в отличии от других – Днепр и Дон малосудоходны и не связаны каналами с другими реками, сам район располагается в бездорожном междуречье.
Да, Николай 1-й построил половину шоссейных дорог в Российской империи, но большинство шоссейных дорог было построено в северо-западном направлении для подготовки к вторжению нового Наполеона (см. косяк №1).
При этом (что удивительно!) к войне с Турцией тоже готовились, велись разговоры с Сеймуром о «больном человеке Европы», но шоссейная дорога в Харьков была построена в … 1856 году! После смерти самого Николая. (см. карту*).
Это реальная ошибка, причём крупнейшая – готовиться к войне с Турцией и не построить даже шоссейную дорогу на Юг.
Причём насчёт шоссейных дорог у нас нагорожено столько бреда, что реально не понимают даже дорожные строители.