Криминальный Томск — 2


Завтра в Томске начинается суд над МЭРом Иваном Кляйном. Мы не ждем ничего хорошего — судя по тому, как развивались события, Иван Григорьевич мешает кому-то очень влиятельному.
Сам мэр Томска обвиняется в превышении должностных полномочий и незаконном участии в предпринимательской деятельности. В ноябре 2020 года Иван Кляйн был временно отстранен от должности. В начале марта Советский районный суд изменил Кляйну меру пресечения на домашний арест с пребыванием в стационаре из-за состояния здоровья мэра, без доступа родственников. В конце февраля мэр перенес операцию в НИИ онкологии. Также в конце февраля дело мэра ушло в суд, первое заседание было назначено на 17 марта, однако в связи с отсутствием Кляйна на процессе из-за перенесенной операции судья отложил заседание до 8 апреля. Неделю назад адвокаты Кляйна сообщали, что состояние здоровья его улучшилось и он готовится к выступлению в суде. Цитата взята на сайте Vtomske.ru
Причины называют разные — то, что инкриминируют МЭРу как основание для возбуждения уголовного дела, выглядит совсем беспомощно. Наиболее вероятной (на мой взгляд) причиной является отказ Кляйна продать АО «Томское Пиво» компании «Балтика», как говорят в троллейбусе, сформулированный в грубой форме. О том, что предшествовало указанным событиям, мы можем прочитать в блоге «Криптокритика»
https://zen.yandex.ru/id/592d3ad87ddde88dbd5af2da
Далее цитата: Рынок российского масс-маркет пива был успешно похоронен самими пивоварами.
"Пик отечественного производства пришелся на 2007 год (объем выпуск пива за тот год составил 1 млн 147,2 тыс. декалитров). "Дальше было падение до 2015 года включительно, и после этого мы видим незначительные колебания - где-то больше, где-то меньше". (с)
"Несмотря на то, что от потребителей в 2020 году ожидали экономности, заметно улучшились позиции импортного пива. Росли продажи крупных европейских брендов в портфелях лидеров рынка, как и продажи независимых дистрибуторов импорта." (с)
"Но лучше всего в 2020 году росла разношерстная масса крафтовых и небольших региональных пивоварен. Увеличились розничные продажи не только ярких и дорогих брендов, но также доступных мелких локальных марок, малоизвестных за пределами домашнего региона." (с)
Что же такого увлекательного произошло после 2008 года, кроме мирового финансового кризиса? А произошло то, что потребитель категорически устал от начавшейся где-то с 2000-2001 года практики российских и "обрусевших" мировых брендов производить нечто, по внешнему виду похожее на пиво. Хотя до этого позорного этапа истории те же "Балтика" или "Ярпиво" были прекрасным пивом, а "Петергоф" - вообще амброзией.
Формально на этикетках многочисленных пивных "брендов" были хмель-солод-вода, но реально при потреблении их продукции начали ощущаться чрезмерная разбавленность, вкус и запах спирта, синтетические привкусы и что только не. Не говоря уже о последствиях для пищеварения - не каждый желудок и кишечник могли вынести то, во что превратилось, например, "Клинское". При этом срок хранения продукции стал возрастать сначала до 12 месяцев, потом стали встречаться и полтора года и два. Причина "метаморфозы" проста: рост объемов производства с одновременной тягой к снижению издержек (KPI по прибыльности надо выполнять!), закупке паршивого сырья и "оптимизации производства". Которые в итоге порождали в народе слухи, что на самом деле при производстве нашего пива используются красители, пенообразователи, консерванты и прочая "синтетическая дрянь".
И так эти "изменения" стремительно стали нормой в отрасли, то через некоторое время субстанция с названием "произведенное в России масс-маркет пиво" стала синонимом абсолютно непригодного для питья продукта. Который можно купить только от бедности или от полного незнания. Фактически российские, а также сваренные в РФ иностранные пивные "бренды" сами себя отпозиционировали как "пойло для быдла и нищебродов". После чего не о какой силе бренда и прибавочной стоимости уже речи быть не могло. В итоге продажи подобного пива, как и у большинства FMCG, стали поддерживать многочисленные лотереи, розыгрыши и прочие промо-акции.
Как результат подобной политики, сначала появилась категория "живого пива" с коротким сроком хранения, которое действительно можно было пить без опасения, что следующее утро или даже остаток текущего вечера проведешь, сидя на унитазе. Потом начали наращивать поставки "полноценного" импортного пива - но оно было для населения объективно дорогим (160+ рублей за банку или бутылку 0,5 в 2010 году - такое себе) и не выдерживало тест на обоснование цены, хотя с обоснованием ценности не было никаких проблем. Дальше начался бурный рост "крафтового" пивоварения с новым подходом как к этикеткам (оказалось, что пиво может выглядеть стильно и модно), так и ко вкусам (мейджоры такого себе позволить не могли). Финальный удар в спину нанесли дистрибьюторы и ритейл, сумевшие решить вопрос с появлением НАСТОЯЩЕГО чешского, немецкого, литовского и бельгийского пива по цене, находящейся вокруг (и даже ниже) психологически важного порога в 100 рублей. После этого российское массовое пивоварение окончательно перестало интересовать существенное число платежеспособных покупателей - что тут же выразилось в стремительном росте занимаемого места на полках сетевого ритейла сначала импортом, а потом крафтом. Более того, у части крупного ритейла импорт стал занимать приоритетные места при выкладке.
То есть топ-менеджеры сначала успешно выполнили краткосрочные цели по ростам объемов производства, продаж и прибыли и получили жирные бонусы. А потом внезапно выяснилось, что на среднесроке они своими действиями фактически убили всю категорию.
И теперь задача "успешно вывести новую российскую пивную масс-маркет ТМ на рынок в сегменте 60-80+ рублей, которую будут потреблять с удовольствием, а не от безысходности" становится поистине героической. У "Томск Пиво" ("Крюгер") это почти получилось, но дальше в игру вступил Следственный Комитет. Конец цитаты.
Хочу заметить, что Томское Пиво действительно остается одним из последних независимых производителей годного пива. И то, что сейчас происходит вокруг компании, вызывает у сограждан уныние и злость. Я очень надеюсь, что то внимание, которое привлечено к процессу, не позволит суду стать инструментом передела собственности. Тем более мы все очень хорошо понимаем, что произойдет после того, как Балтика захватит Томское Пиво.