Крестовый поход на Исаакий
novayagazeta — 26.07.2015Крестный ход до Исаакиевского собора, 2010 год. Фото: РИА Новости
Петербургская епархия идет ва-банк, требуя не только строительства новых церквей в городских парках, но и передачи в собственность РПЦ двух символов города — Исаакиевского собора и Спаса-на-Крови. Церковники планируют в любом случае оказаться в победителях.
Действия петербургской епархии снова попали в объектив
федеральных СМИ. На этот раз в РПЦ хотят получить в собственность
ключевые символы «культурной столицы» — Исаакиевский собор и
Спас-на-Крови. Может показаться, что это начало новой и долгой
истории борьбы общества и клира, но, учитывая контекст, событие,
скорее напоминает сиквел старого, успевшего набить оскомину
фильма.
С конца весны Петербург сотрясало от противостояния градозащитников и церковников по вопросу строительства нового храма в одном из крупных парков Северной столицы — Малиновке. По закону прежде чем возводить храм, необходимо документально перевести пространство из зеленой зоны в зону общественно-деловой застройки. Для этого в городской Генеральный план вносятся поправки, которые рассматривают депутаты питерской легислатуры. В итоге, в этом ежегодном представлении замешаны все: исполнительная и законодательная власти, общественники, бизнес, РПЦ. Как и бывает в подобных ситуациях, учесть интересы сразу всех сторон невозможно, а значит, приходится жертвовать самыми незащищенными — простыми жителями.
Фото: Ольга Пономарева / Creative Commons
Однако петербуржцы в большинстве своем крайне ревностно относятся к облику своего города. Власти с 2010 года пытаются забрать 2 га земли в парке Малиновка под нужды епархии, но делают это как-то неуклюже. То в прямую гордо сообщают: «здесь будет храм», то допускают подобные утечки в СМИ, то собственный горсуд отменяет уже принятое решение о переводе зоны парка из зеленой в деловую. В такой ситуации градозащитникам и оппозиционным депутатам достаточно легко удается вывести на защиту многострадального парка большое количество петербуржцев. А тут, как ни кстати, то одни выборы, то другие — решение приходится откладывать.
Но, видимо не в этот раз. Поправку, которая переводит Малиновку в нужную зону вроде бы раскритиковали все: от городского юридического управления и профильной комиссии заксобрания, до самого губернатора Полтавченко, известного своим трепетным отношением к церкви. Несмотря на это городской парламент проголосовал за поправку, тем самым сконцентрировав на себе весь негатив жителей. Похоже, в преддверии выборов 2016 года и реформы региональных легислатур, депутатам важнее сохранить побольше оплачиваемых бюджетом мест в парламенте, чем голоса своих избирателей. В результате подобных договоренностей с правительством и губернатором народные избранники рассчитывают получить дополнительную поддержку условного Полтавченко в диалоге с московскими «кураторами» по вопросу будущего регионального закона о выборах.
Петербургская Епархия, поддерживаемая усилиями федеральных церковников из РПЦ и эксплуатируя известную набожность Г.С. Полтавченко, планомерно реализует реституцию по всему Петербургу. Малиновка — затяжной, но не первый, и не последний эпизод в этом «крестовом походе». Но в этот раз власти могут воспользоваться создавшейся ситуацией. Перспектива потерять светское управление над подлинными городскими символами — такими как Исаакиевский собор — намного больше страшит и градозащитников, и жителей. Пока судьба храмов будет предметом широкого обсуждения — все внимание будет приковано именно к ним, а о Малиновке и еще нескольких подобных эпизодах хотя бы на время позабудут. Тем временем губернатор, якобы критиковавший перевод зеленой зоны парка в общественно-деловую застройку, уже подписал соответствующую поправку в Генплан — формальных ограничений на строительство храма теперь нет.
К тому же, если городские власти в итоге встанут на сторону жителей и не согласятся на новые требования РПЦ, гражданское общество будет удовлетворено этой большой «победой», а значит воспримет Малиновку, как малую жертву. Поэтому-то такая скандальная просьба Епархии высказана крайне вовремя.
Кстати, убедительных аргументов против передачи храмов более чем достаточно. Во-первых, в Исаакиевском Соборе и так уже проводятся полноценные богослужения, на которых, в том числе, присутствуют и первые лица города. Во-вторых, значительная часть известнейших исторических комплексов уже находится во владениях епархии: Казанский Собор, расположенный ровно между Исаакиевским и Спасом-на-Крови, в самом центре Петербурга — уже давно принадлежит церкви. Наконец, главное: Исаакиевский Собор строился Монферраном исключительно за счет средств госказны, — т.е. даже формально логика реституции здесь неприменима.
Однако, в любом случае, даже если городская власть прислушается к этим аргументам, в проигрыше от «крестового похода» епархия не останется. Петербургские власти готовы компенсировать клиру нанесенную обиду, дав отмашку не только по Малиновке, но и ряду других, пока что замороженных проектов.
Сергей
Макаров,
специально для «Новой Газеты»
|
</> |