
Крестоносцы против!..

На исходе XII века, в 1198 году от рождества Христова, в
маленьком городке близ Парижа некий пастор мягко съехал с глузда и
принялся так активно проповедовать, что Господь сотворил для него
много больших и малых чудес, лишь бы он отстал. Почтенный служитель
церкви так рьяно напирал на грехи ростовщичества и разврата, что,
будь в то время известно слово «латентность», это навело бы его
паству на определенные размышления. Слава о пасторе дошла даже до
Рима, и папа Иннокентий III отправил к нему своих эмиссаров.
Папские послы удостоверились в нужном градусе религиозного рвения и
от имени папы поручили священнику распространять призывы к новому
крестовому походу против неверных.
К слову сказать, это был уже не первый крестовый поход. Первый
был предпринят еще добрую сотню лет назад; тогда удалось отвоевать
огромные территории на восточном побережье Средиземного моря, в том
числе и захватить Иерусалим. Однако ситуация на Востоке никогда не
была спокойной, так что за это столетие были предприняты еще два
крестовых похода. Они мало помогли укрепить влияние европейцев в
этих краях, так что в итоге стены Святого города все равно
оказались под властью мусульман.


Крестоносцы садятся на корабль, готовясь отплыть в Святую землю. Франция, XIV век.
Получив приятное отпущение грехов от папы, крестоносцы
приободрились и засобирались в дорогу. Весной корабли венецианцев
подняли якоря и поплыли в сторону византийской столицы. Успешно
прибыв в Босфорский пролив, рыцари захватили Халкедон (современный
Кадыкёй) на его восточном берегу, прямо напротив Константинополя.
Добрый маршал Жоффруа сообщает, что «те, кто нуждался в
продовольствии, обеспечивали себя сами» — то есть, крали все, что
не было прибито гвоздями, а что было прибито, отрывали и все равно
крали.
Император Алексей, завидев, что дело пахнет керосином, на всякий
случай вывел свою армию под стены Константинополя, на западный
берег Босфора. В лагерь крестоносцев он выслал своего
посла.
— А чего это вы тут делаете? — спросил посол у Бонифация
Монферратского. — Вы добрые христиане, и мы добрые христиане — чего
нам делить? Может, разойдемся миром?
— А иначе что? — поинтересовался рыцарь.
— А иначе император Алексей может неправильно вас понять, —
ответил посол. — Он и так в легком недоумении: ворвались в его
владения, натоптали… Может, вам денег дать, и ступайте с
Богом?
Послу объяснили, что никто не врывался во владения императора,
потому что законный император — вот же он, Алешенька. Видите,
сидит, морковку грызет?.. А этот ваш Алексей III — гнусный
захватчик и узурпатор. Можете сдаться, и мы его, возможно, пощадим.
Но только если мирно вернете Алешеньку на трон.
— А-а-а, — огорчился посол. — Этот… У нас тут его никто не
любит. Нехороший он. Но я передам императору.
Здесь Жоффруа де Виллардуэн с огорчением отмечает, что, даже
узнав о прибытии законного наследника престола, ни один горожанин
не перешел на его сторону. Несомненно, от страха перед зверствами
Алексея III.
Более того, старинная легенда гласит, что ночью на палатке
молодого принца таинственным образом появилось слово
«Мудак», написанное византийским почерком, но увы — славный
маршал об этом ничего не говорит, а он честный рыцарь и не стал бы
утаивать такие важные знамения.
Впрочем, условно-законного императора Алексея III тоже никто
особенно не любил. Вероятнее всего, это было связано с тем, что он
был ненамного лучше своего братца Исаака — которого, как вы
помните, он ослепил и посадил в темницу 8 лет назад. Император
Алексей оказался человеком изнеженным, ленивым и безынициативным.
Византийский летописец Никита Хониат, который оказался свидетелем
этих событий, упоминает, что о походе крестоносцев на
Константинополь стало известно задолго до прибытия их кораблей. Тем
не менее, император не сделал ровным счетом ничего, чтобы усилить
оборону и подготовиться к военным действиям, а лишь посмеивался над
теми, кто его предупреждал об опасности. Главными занятиями
Византии были в то время, как говорит Хониат, «пьянство и
похмелье». Так что прибытие рыцарей в столицу оказалось для
византийских сибаритов столь же неожиданным и обескураживающим
событием, как приход зимы для работников ЖКХ.
Древняя традиция полагаться на «авось», очевидно, уже в те дни
была на пике популярности. Византийцы рассчитывали, что, милостью
Божией, как-нибудь пронесет.
(Продолжение следует)
У меня для вас снова немного истории. К сожалению, текст
получился такой большой, что не помещается в один пост, так что
будет целых три.
Не забудьте вернуться завтра! Будет увлекательно.
Этот
блог нуждается в вашей поддержке!
|
</> |
