Креп-жоржет и другие крепы: ткани советских времен
soviet_time — 20.11.2025
Если постараться вспомнить все виды тканей, которые встречались в советские времена, то, пожалуй, можно будет составить увесистый справочник: по мере развития химической и текстильной промышленности одни материалы приходили на смену другим, и в целом ассортимент тканей выглядел довольно внушительно.
Шить в те времена умела практически каждая женщина, а если и не умела, то пользовалась услугами ателье или частной мастерицы, поэтому вопросы приобретения красивого, качественного материала всегда оставались актуальными. Интересно то, что при дефиците красивой одежды недостатка в тканях практически не было.

Да, встречались магазины в отдаленных от цивилизации регионах, где ассортимент был скромным и приходилось ездить куда-нибудь в райцентр, но в большинстве своем особых проблем с приобретением нужного материала не возникало - были бы деньги, а ткань подходящей расцветки, состава и метража обязательно найдется.
Поиск и покупка нужного материала могли быть занятием простым и обыденным, если речь шла, например, о приобретении простенького и недорого материала для дочкиных школьных занятий домоводством, где ей предстояло сшить косынку, фартук и свою первую ночную рубашку.
Поиск материала с нежным рисунком для первых рубашечек новорожденного - это уже совсем другое настроение и иной подход к покупке; а тщательное "прочесывание" самых больших магазинов в поисках ткани для выпускного платья - это уже почти сакральное действие.

Но вернемся к теме воспоминаний. Похоже, одной-единственной публикацией нам с вами не обойтись, потому что ассортимент советских тканей был настолько обширен, что каждая его категория заслуживает отдельной статьи.
Потому что вся текстильная продукция советских времен подразделялась на большие группы: это - бельевые ткани, брючные, вигоневые, ворсовые, галстучные, гобеленовые, суконные, мебельные, жаккардовые, камвольные, капроновые, кепочные, ковровые, корсетные, костюмные, костюмно-плательные, плательные, креповые, меланжевые, кролевецкие, льняные, марлевые, мешочные, парусиновые, пальтовые, плащевые, полотенечные, парчовые, парусиновые, джутовые, портьерные, блузочные, хлопчатобумажные и т.д.

Интересно то, что в товарной номенклатуре перечисленные группы подразделялись на внутренние категории. Так, например, в группе хлопчатобумажных тканей числилась ситцевая, бязевая, сатиновая, плательная, подкладочная, платочная, полотенечная, одеяльная и несколько других категорий.
Такая "мешанина" из постоянно пересекающихся групп и категорий обычно портила нервы неопытным, молоденьким продавщицам, но зато сами покупательницы, которым не было необходимости заморачиваться правильностью каталогизации товара, в этом ассортименте отлично ориентировались и чувствовали себя как рыба в воде, выбирая "веселенький ситчик" бабушке на платок или халат, а мадаполам - на пеленки...

Помимо взаимных пересечений групп и категорий могло встречаться и огромное количество разновидностей одного вида ткани внутри какой-нибудь группы. Так, например, на перечисление креповой группы одной статьи точно не хватит, хотя попробовать, конечно, стоит ))
Итак, начнем воспоминания с креповых тканей:
— креп-жоржет,
— креп-кашемир,
— креп-сатин,
— креп-саржа,
— креп-шифон,
— креп-фай,
— креп-клоке,
— креп-марокен,
— креп-коверкот,
— креп-паризьен,
— креп-эпонж,
— креп-рельеф,
— креп-рябинка,
— креп-шотландка,
— креп-твил,
— креп-гранит,
— креп-гофре,
— креп-броше,
— креп-армюр,
— креп-альбен.

Креп-шифон советских времен
Помимо этого, существовали крепы под номерами: №1, №2, №4, №8, №10, и почему-то № 64 и под различными названиями: креп Адмиральский, например, или креп Виктория, Балтика, Весна, Мальва, Прима, Сапфир, Сезонный, Уральский, Флора, Элегант и др.
Те крепы, что шли под номерами, представляли собой гладкокрашеную полушерстяную или шерстяную ткань плательного или костюмного типа, в которую могли добавлять вискозное волокно. Остальные крепы могли быть как плотными, так и легкими, хорошо драпирующимися, с различной текстурой: матовые, блестящие, с выпуклыми или плоскими узорами.
Некоторые из этих тканей имели в своей основе ацетатные волокна, которые плохо переносили высокие температуры во время глажки, поэтому вещи из такого материала хоть и радовали тем, что почти не менялись и были довольно эластичными, в уходе были несколько капризны и рекомендовалось их отдавать в химчистку, а не стирать и пытаться выгладить в домашних условиях...

Одно время в группе легких тканей долго лидировал креп-жоржет, из которого модницы шили себе блузки и летние платья. Креп-жоржет - это легкая и несколько прозрачная ткань, которая вырабатывалась из натурального шелка, из вискозного шелка и из смеси натурального с вискозным.
Ткань пользовалась популярностью за то, что была хоть и легкой, но красиво драпировалась и мало мялась. При этом креп-жоржет выпускали как гладкокрашеным, так и с набивным рисунком, причем, в 50-е годы на некоторые виды тканей рисунок наносили либо вручную, либо аэрографическим методом.
Но и это еще не все: для большего эффекта при производстве креп-жоржета использовались различные ткацкие приемы. Так, например. существовал вафлевый креп-жоржет (и это его официальное название, причем, не вафельный, а именно вафлевый) - нити вискозного шелка переплетались таким образом, что поверхность ткани напоминала вафлю за счет чередования выпуклых и углубленных участков.
Также был креп-жоржет в полоску - когда на лицевой стороне ткани проявлялось переплетение в виде продольных выпуклых полос; фасонный (с рубчиками на поверхности); клетка (на матовой поверхности проступают рельефные блестящие клетки); клоке ( гофрированные полоски, чередующиеся с продольными полосами); мелкоузорчатый (чередование матовых и блестящих полос); плательный (впадинки и выпуклые валики); а так же креп-жоржет кружевной, нарядный, пестротканный, с каймой и др.

И все это - далеко не самое подробное описание тканей креповой группы. В комментариях, при желании, можно дополнить этот материал и оставить свои воспоминания. Тема обширная, неторопливая, потихоньку вспомним и все остальные ткани советских времен, было бы только желание :)
_______________________________
Советские ткани — как выглядел «веселенький» ситец
Советский текстиль — наглядная агитация на тканях
|
|
</> |
Обзор российских производителей коньяка: КВК, Кизляр, Дербент, Фанагория и Прасковея
Десять лучших фильмов снятых на киностудии им. Довженко...
Александр Левковский: Хорошо, что наш Гагарин — не еврей и не татарин
Пастернак и его система
"Религия смерти"
Завтра...
,,Нива,, на Эвересте...
Basilique Saint-Julien de Brioude
30 лет назад умер этот народный артист, которого вы запомнили, но не можете

