Край озёр, грейдеров и храмов. Часть II. Кенозерские бирюльки

топ 100 блогов russkij_sever19.11.2022 Вторая часть повествования о нашем с дочерью летнем путешествии в Кенозерский национальный парк, посвящённая посещению музея под открытым небом "Кенозерские бирюльки".

Поскольку экскурсия в Кенозерские бирюльки была назначена на одиннадцать часов утра, проснулись мы не слишком рано. Умылись горячей водой из крана и направились на кухню, где вскипятили воду в электрочайнике и сварили кашу на газовой плите - цивилизация! После завтрака дочь нашла на кухне казённый пазл и принялась его собирать.

Край озёр, грейдеров и храмов. Часть II. Кенозерские бирюльки

При свете дня мы уже из окна кухни оценили живописность здешних пейзажей. Визит-центр Каргопольского сектора Кенозерского национального парка находится на берегу Лёкшмозера - довольно большого озера.

Край озёр, грейдеров и храмов. Часть II. Кенозерские бирюльки

В коридоре визит-центра на стене висит расписание экскурсий. Но ещё вечером администратор предупредила нас, что расписание неактуальное. Например, экскурсия в Кенозерские бирюльки и вовсе не была указана в расписании. Зато в нескольких местах указано катание на Хивусе - а девушка сказала, что Хивус сломался и что в этом сезоне его уже не починят (как я понял, речь идёт о судне на воздушной подушке).

Край озёр, грейдеров и храмов. Часть II. Кенозерские бирюльки

Рядом висит карта Морщихинской, Масельги и Орлова, огни которого мы видели вечером на другом берегу Лёкшмозера.

Край озёр, грейдеров и храмов. Часть II. Кенозерские бирюльки

Время ещё позволяло, так что мы с дочкой пошли погулять вокруг визит-центра. Сфотографировались на высоком берегу Лёкшмозера (на угоре - так, кажется, говорят в этих краях).

Край озёр, грейдеров и храмов. Часть II. Кенозерские бирюльки

Вечером в сумерках сложно было оценить, насколько велико озеро.

Край озёр, грейдеров и храмов. Часть II. Кенозерские бирюльки

Где-то там, на другой стороне - Орлово, которое мы проезжали вечером.

https://www.youtube.com/shorts/3gZBfcEdOUg

На самом берегу стоит "Рыбацкая изба" - тоже гостиничное здание. Вроде бы там тоже есть и ватерклозет, и душ с горячей водой, и газ.

Край озёр, грейдеров и храмов. Часть II. Кенозерские бирюльки

На парковке, кроме Ховера, стояла только Лада Гранта с архангельскими номерами. И неудивительно: времени было - половина одиннадцатого, все нормальные люди уже давно разъехались по интересным местам Кенозерского парка.

Край озёр, грейдеров и храмов. Часть II. Кенозерские бирюльки

Сам визит-центр - стоящее на пригорке высокое двухэтажное деревянное здание, будто устремлённое к небу. Странно звучит, но он мне чем-то напомнил Успенскую церковь в Кондопоге, сгоревшую в 2018 году.

Край озёр, грейдеров и храмов. Часть II. Кенозерские бирюльки

Настало время ехать в Масельгу на экскурсию по Кенозерским бирюлькам, назначенную на 11 часов. Мы зашли в офис визит-центра и поинтересовались, не нужно ли кого туда подбросить: три свободных места в Ховере было. Девушки-администраторы нас поблагодарили за предложение, но ответили, что трое участников экскурсии заранее заказали трансфер и уже уехали на микроавтобусе парка. Мы с дочерью сели в Ховер и поехали по их следам.

От Морщихинской до Масельги около семи километров. Сначала мы проехали насквозь всю Морщихинскую, оценив местную экзотику: стоявшее у одного из домов какое-то кустарно собранное транспортное средство на шинах низкого давления (напоминавшее мини-трактор) и колодец-журавль (я такой впервые увидел в детстве в родной деревне моей бабушки на левом берегу Волги). Потом до Масельги шёл узкий и извилистый грейдер через лес, небольшой участок которого проходил по узкому перешейку между двумя озёрами: с запада - Масельгское, с востока - Вильно. А на въезде в Масельгу стоит КПП со шлагбаумом - автомобили нужно оставлять на парковке. Рядом с КПП стоит деревянный домик - пост охраны с сотрудниками парка внутри. На крыше у него - солнечные батареи: видимо, электричества в Масельге нет.

Край озёр, грейдеров и храмов. Часть II. Кенозерские бирюльки

Кенозерские бирюльки располагаются за изгородью слева (с запада) от дороги прямо на въезде в Масельгу. Возле входа уже столпились участники экскурсии, приехавшие раньше нас. Вскоре к нам присоединилась ещё группа участников, а потом из ворот к нам вышла женщина-экскурсовод, представившаяся тёткой Марфой. Она была одета в традиционный сарафан до пят, на голове был повязан платок. Сразу посетовала, глядя на женскую часть экскурсантов:
- В городах-то у вас женщины в штанах ходят, срам-то какой! А у нас в деревне всё строго: в брюках - мужики, в сарафанах - бабы. Да, у вас-то как называют: женщины, мол. А у нас всё просто: бабы мы - и есть бабы!
Мне это сразу слегка резануло по слуху. Ранее я в нескольких источниках читал, что употребление слова "баба" по отношению к женщине на Севере как раз традиционно было неприемлемым. Для именования женщины уместны были термины "жёнка", "семеюшка" и "большуха" (каждый - в своём контексте), а слово "баба" в северных краях означало исключительно деревянный кряж с приколоченными к нему двумя кольями, предназначенный для забивания в землю свай, подбивания домой и т.п. Поэтому если приезжий из средней полосы, не знавший северных обычаев, называл женщин по привычке бабами, те спокойно отвечали: "Мы не бабы, мы жёнки, а бабой-то сваи бьют". Впрочем, возможно, это относится к более северным территориям Беломорья, где основным источником пропитания был промысел - вследствие чего роль женщины в семье и вообще в деревне естественным образом становилась не такой, как в местности, где крестьяне традиционно занимались земледелием и скотоводством.

Край озёр, грейдеров и храмов. Часть II. Кенозерские бирюльки

Кенозерские бирюльки - это музей макетов деревянных строений под открытым небом. Экспонаты представляют собой копии деревенских домов либо часовен, реально существовавших либо продолжающих существовать в кенозерских краях. На фото показан дом Баженова из деревни Вершинино - "столицы" Плесецкого сектора Кенозерского национального парка. Рядом стоят козлы с лежащим на них стволом берёзы. Правда, тётка Марфа сказала, что в их краях козлы для пилки дров называются не козлами, а как-то по-другому. Она предложила маленьким участникам и участницам экскурсии отпилить двуручной пилой от берёзы по одному полену. Этакая деревенская экзотика, на которую моя дочь смотрела странно: она-то в деревне всё лето дрова пилит с моим папой.

Край озёр, грейдеров и храмов. Часть II. Кенозерские бирюльки

Далее к тётке Марфе присоединилась девочка-подросток, тоже в сарафане и платке. Они начали нам показывать, как работает колодец-журавль на примере макета, также выполненного в масштабе один к двум.

Край озёр, грейдеров и храмов. Часть II. Кенозерские бирюльки

Между собой они разговаривали, имитируя старинную деревенскую речь, что звучало слегка фальшиво: и тётка Марфа была нестарой женщиной, а уж от совсем юной девушки слышать "пецка" вместо "печка" было совсем странно. Ещё они говорили "плывё" вместо "плывёт", что звучало несколько по-украински. Я в этот момент вспомнил фрагменты интервью с одной весьма пожилой женщиной-поморкой, напечатанного в конце восьмидесятых годов: "Это вы, русские - лапотники, а у нас на Севере хоть какой бедолага, а всегда в сапогах был... Это у вас в России баре были, а мы, поморы, даже слова "барин" не слышали - потому и жили всегда дружно".

Тем временем нас подвели к дому Вахрамеева из деревни Карпова, также относящейся к Кенозерскому сельскому поселению, что в Плесецком секторе парка. Дом в тот момент ремонтировался.

Край озёр, грейдеров и храмов. Часть II. Кенозерские бирюльки

Рядом с домом стоит баня, также построенная в масштабе один к двум. Очень интересна схема деревянной крыши на этих строениях: крыша изготавливается без единой металлической детали. Даже желобки внизу - и те из брёвен выточены. В наших краях крышу традиционно делали из дранки, которую приколачивали к обрешётке драночными гвоздями. Дранка быстро сгнивала, поэтому раз в пять-семь лет её приходилось менять. Здесь же крышу делали из довольно толстых досок, подгоняя их вплотную друг к другу. Наверно, такая конструкция жила дольше.

Край озёр, грейдеров и храмов. Часть II. Кенозерские бирюльки

Тётка Марфа спросила нас, неграмотных городских жителей, что нужно сделать после завершения топки бани, чтобы не угореть в процессе мытья. Я ответил, что надо на каменку поддать: угар выгнать. Она стала говорить, что в первую очередь нужно выждать, прежде чем идти мыться - час или даже два. Мне это показалось странным: за два часа любая баня выстынет.

Мы обошли дом Вахрамеева вокруг. Эти дома - не совсем бездушные макеты: можно заглянуть в окна и увидеть внутри элементы деревенского убранства: печку, полати, детскую люльку и даже посуду. Окна располагаются довольно высоко, поэтому детей приходилось приподнимать, чтобы они тоже могли посмотреть. На фото, помимо домов, справа выглядывает ещё и Ховер, стоящий на парковке.

Край озёр, грейдеров и храмов. Часть II. Кенозерские бирюльки

Следующим строением стал дом Сидорова из Майлахты (тоже Плесецкий сектор). Экскурсовод упомянула, что на Севере нередко встречались жилые дома, отапливаемые "по-чёрному": подобное отопление якобы было более эффективным, плюс стояли такие избы по 300 лет, поскольку дым сохранял брёвна от гниения. Рядом с домом (на фото - справа) стоит амбар для хранения зерна. Тётка Марфа рассказала, что дома в их краях традиционно никогда не запирали - а вот на амбары всегда вешали замки. Ключ хранился у старшей и самой уважаемой женщины в семье - так называемой большухи (этот термин мне уже был знаком).

Край озёр, грейдеров и храмов. Часть II. Кенозерские бирюльки

Вообще различия в деревенской терминологии Севера и средней полосы - примечательны. Когда мы с супругой были в Костроме в музее деревянного зодчества, экскурсовод обращала внимание посетителей на термин "мост": это означает сени в доме. Моя жена к тому моменту уже познакомилась с этим термином от моей мамы. Однажды в деревне мама сказала ей: "Возьми такую-то кастрюлю на мосту", - имея в виду коридор. А жена, не знавшая на тот момент значения этого слова, пошла вниз к реке на мостик, рассчитывая найти кастрюлю там. Тётка Марфа тоже произнесла слово "мост", но в совершенно другом значении: в Каргопольском районе так называли дощатый пол.

Следующим экспонатом стал дом Федотовой из деревни Макарьевской на Хергозере, где располагается ныне недействующий Макарьевский монастырь. Этот макет построен по фотографиям, а сам дом был построен в первой половине XIX века для размещения паломников. По преданию, место для монастыря выбрал сам преподобный Макарий Желтоводский и Унженский во время своего пути на Соловки. Этот тот самый Макарий, в честь которого назван город Макарьев и Макарьево-Унженский монастырь, стоящий на той самой Унже, на которую мы с дочкой и с друзьями ездили месяцем ранее. Такая нашлась связь между двумя совершенно разными путешествиями.

Край озёр, грейдеров и храмов. Часть II. Кенозерские бирюльки

Далее мы осмотрели овин и гумно. Гумном в Каргополье называлось строение, в котором молотили снопы, а потом веяли обмолоченное зерно, открывая с двух сторон ворота в ветреную погоду. Любопытно, что в наших краях гумном (или гуменником) назывался участок земли, на котором росла самая лучшая трава и с которого получалось лучшее сено. Тоже - слово одно, а значения разные. При этом у нас, как мне рассказывал мой папа (пересказывал воспоминания дедушки), не возводили специальное строение, чтобы молотить и веять. Эти действия производили на твёрдом и гладком участке земли - "ладони". Что интересно: "ладонь", как правило, располагалась как раз на гумне, которое летом начисто выкашивали, а осенью обмолачивали снопы и веяли зерно (тоже в сильный ветер).

Слово "овин" и в Каргополье, и у нас означало одно и то же - специальный сарай для сушки снопов. Для просушки в овине разводился огонь. Но у нас под овином рыли довольно глубокую яму, и огонь разводили на дне ямы. Сейчас в деревне овины уже не сохранились, а ямы много где остались. Вероятно, у нас в Ивановской области овины выглядели примерно так же, как соответствующий экспонат в костромском музее. В Каргополье же овины разделялись на две части, и огонь разводился не внизу, а сбоку. Я поинтересовался у тётки Марфы, были ли в этих краях ямы под овинами - но она затруднилась ответить.

Эскурсовод сказала, что в вопросе взаимного расположения овина и гумна важно было соблюсти баланс: если расположить их слишком близко, то в случае возникновения пожара в овине есть риск потерять и гумно вместе с невысушенными и необмолоченными снопами; если слишком далеко - увеличатся трудозатраты на переноску снопов туда-сюда. На фото овин на переднем плане, а гумно - за ним на заднем.

Край озёр, грейдеров и храмов. Часть II. Кенозерские бирюльки

Вторая половина парка "Кенозерские бирюльки" - макеты различных часовен, тоже в масштабе один к двум. Вот часовня из Вершинина (административного центра Плесецкого сектора Кенозерского парка), названная именем Николая Чудотворца. Тётка Марфа по этому поводу сказала: "Никола у нас - считается первый после Бога". И правда, многие северные церкви и часовни названы в честь Николы Угодника. Не зря говорят: "От Холмогор до Колы - тридцать три Николы". Николай Чудотворец считается небесным покровителем моряков и путешественников, что на Севере всегда было очень актуально.

Край озёр, грейдеров и храмов. Часть II. Кенозерские бирюльки

Эта маленькая часовня-крест - из деревни Тырышкино (также Плесецкого района). Только один человек мог туда поместиться.

Край озёр, грейдеров и храмов. Часть II. Кенозерские бирюльки

Собственно, по часовням тётка Марфа нас уже не водила - она просто вкратце рассказала, где какая, и отправила нас смотреть их самостоятельно. Вроде бы там есть отдельный экскурсовод, специализирующийся на часовнях - но в тот день он на рабочем месте отсутствовал. Между часовнями находится деревянный помост - сцена. Вероятно, на сцене иногда проходят какие-то мероприятия. Мы с дочкой зашли на этот помост, вошли в домик и обнаружили табличку с названием "Морщихинская", с которой дочь сфотографировалась.

Край озёр, грейдеров и храмов. Часть II. Кенозерские бирюльки

Следующая часовня названа в честь Александра Невского. На стенде на входе в Кенозерские бирюльки написано, что она из некоей деревни Бор. На самом деле, деревянная Александро-Невская часовня есть в деревне Мыза на Свином озере, что в Плесецком секторе Кенозерского национального парка. Судя по фото, это и есть её макет.

Край озёр, грейдеров и храмов. Часть II. Кенозерские бирюльки

Последней мы осмотрели часовню Илии Пророка из деревни Мамонов Остров. Тётка Марфа об этой часовне говорила: "Илья Пророк у нас - второй после Бога". Деревня Мамонов Остров тоже располагалась в Плесецком районе (сейчас она нежилая). Плесецкий сектор парка - в целом более богат на старинную деревянную архитектуру. Возможно, и туда мы когда-нибудь съездим.

Край озёр, грейдеров и храмов. Часть II. Кенозерские бирюльки

Макет Ильинской часовни находится всех дальше от входа в Кенозерские бирюльки. На территории музея довольно просторно, экспонаты построены вдалеке друг от друга: подозреваю, что такое их расположение не в последнюю очередь вызвано пожарной безопасностью.

Край озёр, грейдеров и храмов. Часть II. Кенозерские бирюльки

Осмотрев весь музей под открытым небом, мы направились к выходу. Остальные участники экскурсии к тому моменту уже ушли все до одного.

Край озёр, грейдеров и храмов. Часть II. Кенозерские бирюльки

На обратном пути дочка немного поднялась по помосту, ведущему на второй этаж двора дома из Макарьевской.

Край озёр, грейдеров и храмов. Часть II. Кенозерские бирюльки

И зашла в гумно, где обнаружила игрушечную скотину и макеты деревенских транспортных средств.

Край озёр, грейдеров и храмов. Часть II. Кенозерские бирюльки

Настало время покидать Кенозерские бирюльки. Этот музей под открытым небом, безусловно, заслуживает внимания. И экскурсия была интересной. Правда, дочери наверняка хотелось бы зайти в сами домики, осмотреть их изнутри - этого нам не предложили. А я положительно оценил развлекательную часть экскурсии, но хотелось бы чуточку больше познавательной составляющей - например, было бы интересно подробнее узнать о внутреннем устройстве каргопольских овинов.

Вот такая интересная деревянная ограда возведена вокруг музея. На небе - перистые облака, а слева на фото снова выглядывает Ховер.

Край озёр, грейдеров и храмов. Часть II. Кенозерские бирюльки

На входе расположен стенд, где обозначены названия всех экспонатов парка.

Край озёр, грейдеров и храмов. Часть II. Кенозерские бирюльки

Изначальный мой план был - после посещения Кенозерских бирюлек пойти сквозь Масельгу в сторону леса, подняться на Хижгору и посмотреть там деревянную церковь Александра Свирского. Но мы с дочкой оделись не очень подходящим образом: она была в шортах, а я в майке-безрукавке. При этом мошка начала докучать уже во время экскурсии (а я-то думал, что в конце августа насекомых уже практически нет). Поэтому мы сели в Ховер и поехали обратно в Морщихинскую - за одеждой, более подходящей для похода по лесу, кишащему насекомыми.

P.S. Написание подробных рассказов о путешествиях всегда занимает некоторое время. Раньше всех фотографии из поездок и короткие заметки я выкладываю в свой Телеграм-канал: https://t.me/beacon1143/

Оглавление
Часть I. Дорога в Кенозерье
Часть II. Кенозерские бирюльки

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
А вот и именинница! 96 Сегодня мы далеко. Вот как проходил  день варенья в прошлом году: "Бабуля в полном здравии и без очков читает целыми днями Коран, газеты, журналы. С самого утра поздравления по телефону, из других городов. Сейчас у нас небольшая пауза, а так ...
Сегодня нам выдали отличный день. Теплый, без ветра, с высоким синим небом и ярким солнцем. Будто бы не середина декабря на дворе, а конец марта.  Успела и по делам ...
Ульяновский автомобильный завод (УАЗ) начинает серийное производство внедорожников «Патриот» для Минобороны России. Об этом сообщил на выставке «Интерполитех-2015» руководитель по работе с государственными структурами компании Артем Желтиков. «Автомобиль общетранспортного назначения УАЗ ...
Слыш, вы чё такие тухлые, а? Чёт сегодня тиховато, а вроде пятничка. Или все уже по дачам разбежались? Давно чёт не тёрли за то, как кого вымораживает качающая из соседних окон музыка. Где стопицот жалоб? Выхлоподышательный сезон вроде уже открыт... Или все резко кондеями обзавелись? ...
Вчера внезапно поймал себя на мысли, что в 2023 году вообще ни разу не ел куриные яйца ни в каком виде. Просто не покупал, не хотелось, и вот уже практически забыл их вкус. Решил исправить этот досадный пробел. То ли "инфляции в стране нет", то ли Пасха на носу, но мне казалось, что ...