краткий трактат о детском чтиве

Я, кстати, не против чтения вслух, и для меня это нормальное домашнее времяпрепровождение. Вот и первая книжка, которая приходит в голову: Корнелия Функе, "Чернильное сердце". Папа никогда не читал дочке вслух, потому что... Если для того, чтобы объяснить, почему папа не читал дочке вслух, нужен целый хитрозавёрнутый сюжет - значит, вообще-то нет ничего предосудительного в чтении вслух :) Кстати, и другие книги Корнелии Функе - отличная современная детская литература. Добрая она и страшная в меру, хорошо ее читать, если мама дышит где-то рядом.
Книга, зачитанная вдоль и поперек, знакомая наизусть, до последнего слова - трилогия о настоящей принцессе Егорушкиной. Я ее уже кое-как ремонтировала - кое-как потому, что трудно было оторвать от нее ребенка для качественного ремонта.
Из старого, конечно, до сих пор в топе "Хоббит" и "Нарния". Аська еще не дошла до самостоятельного чтения "Властелина колец" - размеры пугают, но уже слушала чтение вслух.
Очень долго длился сериал Эрин Хантер о котах. Лично я не очень люблю истории про антропоморфных зверюшек, видимо, в этом и проявляется моя взрослость, должна же она хоть в чем-то наконец проявляться. А вот дети в восторге. В ту же кассу - Фред Адра, "Лис Улисс". Это совсем уж антропоморфные звери, в костюмах и с инструментами, но опять-таки - детям их приключения нравятся. А вот замечательный "Варджак Лап" - совсем не про человекообразных котиков, а вполне про настоящего кота, не хуже Сетон-Томпсона, хоть и безнадежное это дело сравнивать хорошие книги, но это так, вектор задать.
В самом начале аськиной читательской карьеры была мною отвержена "Нина-девочка шестой луны" Муни Витч. Псевдоним автора сразу показался мне подозрительным, так и вышло. Книжка так себе и учит не тому. Героиня, скажем, в первой же книжке сварила для ребят, которых ее дедушка представлял ей как союзников, симпатический яд. Мол, если замышляете недоброе - умрете в страшных мучениях. Да и литературные качества у текста не очень. Но это за всю нашу практику единственный случай совсем уж неудобоваримого. Кстати, найти что-то походящее для семилетней девочки, у которой уже большой багаж кинопросмотров, действительно трудно. Но в этом смысле за последние тысячи лет ничего не изменилось. Вообще всегда и во все времена трудно было написать что-то подходящее для семилетнего ребенка. Я, к примеру, в семь лет читала Стругацких, Ефремова и Дюма. Вряд ли все трое рассчитывали на меня.
Зато для одиннадцатилетнего ребенка полным-полно сокровищ. Скажем, две серии Рика Риордана о потомках богов. С одной стороны, это классические подростковые приключения; с другой, мифы, например, древней Греции, пересказываются там довольно точно; то есть, Аська теперь ориентируется в них, как показала практика, не хуже, чем если бы читала Голосовкера. Лажи я там не нашла. До второго сериала у нас еще руки, а, вернее, деньги, не дошли еще. С моей кочки - книжек издается больше, чем у нас есть возможностей.
Между прочим, библиотекой тут не спасёшься. В библиотеку новые книжки попадают совсем не сразу, а как удержать ребенка, скажем, от Улисса Мура, который роскошно издан, весь пропитан тайной и продается из фибровых чемоданчиков? Приходится покупать. Две книжки уже прочитали, а их уже пять - большая проблема, истекаем слюнками.
Я в 2004 году иллюстрировала одну книжку из серии "Тропа пилигрима" издательства Нарния. Не совсем та работа, которой можно гордиться, но что уж поделаешь. Книжка-то хорошая: Майя Войцеховская, "Тень быка". В этой серии много было хороших текстов для детей, в том числе и "Мост в Терабитию", по которой сняли фильм.
А вот "Кольцом белого волка" Геласимова я все-таки горжусь. Хорошая получилась книжка, 37 графических и 15 цветных иллюстраций. Да еще и втравила меня в нелепую историю. В общем, есть о чем вспомнить. И книжка хорошая, очень современная: скажем, способ, которым умнющая девчонка в сказочной коллизии вычислила настоящего мальчика из сотни поддельных - очень современный.
У Пратчетта есть две серии для детей: про Тиффани и про Джонни. Что-то уже издавалось на бумаге по-русски, что-то мы скачали. Но для чтения вслух годится весь Пратчетт, разве что "Народ" я еще не готова вслух читать, потому что слишком глубоко торкает. Невозможно читать вслух, когда рыдаешь в три ручья :) Я его еще пару раз перечитаю, а потом уже можно и вслух.
А вот сейчас Аська подсела на емецовскую "Таню Гроттер". Я тут ни при чем, ей классная руководительница дала почитать. Похоже, она была права: отличный оказался отдых, когда подступает зима, и очень много работы, и хору предстоит бурная Ханука, и занятия по пластике начались, в школу идешь в темноте, возвращаешься в темноте - а тут такая захватывающая развлекушечка. Между прочим, дети тоже люди и нуждаются в развлекушках.
Насчет Крапивина. Я впервые прочитала "Журавленка и молнии", когда мне было двенадцать, как Аське сейчас. Я была потрясена и с тех пор собирала все, до чего могла дотянуться. Так вышло, что фантастическая серия попала мне в руки в уже взрослом возрасте, во всяком случае, больше двадцати мне было уж точно. Кажется, у нас есть всё, кроме "Мушкетера и феи", которого кто-то зачитал. Обидно, кстати, Аська как раз хочет прочитать, надо будет восполнить. Но когда я дошла до "Великого кристалла" и потом до "Безлюдных пространств", тут-то меня сатори и настигло. Кажется, Крапивин один знает такие вещи, без которых мы и жить-то толком не умеем. Маргиналам, знаете ли, тоже нужно чем-то питаться. Пусть эта многоразность - юродство, как считают некоторые критики, но это юродство, привет Эверетту, просчитано математически. И, кстати, он пишет до сих пор. "Топот шахматных лошадок" написан уже в двадцать первом веке, и это наша любимая книга. "Бриг Артемиду" и "Гваделорку" я еще Аське не давала, но дам обязательно. Нет там бытового унижения, а крапивинские чудеса - есть. В лицо, конечно, не плюну тем, кто считает, что он исписался, но косо посмотрю, это уж точно.
"За синей рекой" Хаецкой нам друзья дали почитать. Вот тут-то тираж мог бы быть и побольше, мы бы не отказались от своего экземпляра.
Я еще умалчиваю о Лукьяненко, потому что не люблю я его, потому и Аське не даю. Да у меня только "Рыцари сорока островов" и остались, остальное раздала. Но если захочет - почитает потом.
"Добывайки" Мэри Нортон, конечно, еще в двадцатом веке написаны, но это хорошая книжка, хоть ее теперь и фиг достанешь. Я, например, на Алибе покупала за бешеные деньги.
***
И, кстати, не обязательно детские книжки.
Я из своего детства безусловно детских могу припомнить только Волкова и Носова. Но тот же Волков, например, не ржавеет; в моем детстве интерес, конечно, подогревался тем, что каждую книжку приходилось с трудом доставать, теперь это, конечно, не квест. От "Золотого ключика", конечно, никуда не деться, вот уж что переиздавалось, или долго хранилось, и было во всех библиотеках, но он ведь и сейчас переиздается, и хранится, и есть везде. И не ржавеет, кстати: Аська читала с удовольствием. В отличие от Пиноккио.
Все остальное оказалось детским сто лет спустя, а писалось для взрослых. Как Жюль Верн, Фенимор Купер и прочий Майн Рид. Детским был Карл Май - ага, сейчас, поди его достань в начале восьмидесятых. Никто тогда не слышал и о Чарской - ее как объявили буржуазной сентиментальщиной, так и не издавали. Ради Джека Лондона мы массу макулатуры перетаскали и достали наконец криво изданный четырехтомник; мне было тогда лет одиннадцать, но ведь это тоже не для детей писалось. Многие вещи Стругацких я в том же возрасте читала в самиздате, как и "Мастера и Маргариту", и Ричарда Баха - опять не детская литература это всё.
Теоретическое наличие в нашем детстве специальной детской литературы полностью компенсировалось ее фактическим отсутствием. Да, что-то есть - но нет, не достанешь. Вот, Каверина себе я не могу найти до сих пор, что уж говорить о тех еще временах. И это при том, что других радостей в жизни моих ровесников, в общем-то, и не было. Зато сейчас можно прочитать в сети "Школу в Кармартене" Анны Коростелёвой, можно скачать себе или маме в телефон всего Пратчетта, можно, в конце концов, пойти в ближайший Буквоед и остаться там читать на весь вечер в детском отделе. Конечно, по познавательности нынешние детские энциклопедии в подметки не годятся моей желтенькой - но моя желтенькая никуда не пропала, и, кроме того, дети отлично умеют пользоваться гуглом.
Так вот, о не-детских книжках: мне посчастливилось участвовать в проекте ФРАМ, и я испытала то, что у нас получалось, на ребенке. Это формат, который годится для детей, хоть издатели и относятся к нему с подозрением; а вот дети любят рассказы. То, что мы там писали, можно определить как "городская сказка" - разве это не то, что годится для городского ребенка? Правда, Аська читает в сборниках тех, кого уже и так знает и любит: Фрая, меня, Лею Любомирскую, Юлю Сиромолот. Что-то читаю я ей вслух, если знаю, что надо, а сама не заметит. Я надеюсь, когда-нибудь она прочитает "Вавилонского голландца" подряд, как роман, а не в разбивку, как сейчас. А книжки Бормора она вообще перечитывает постоянно. Жалко, у нас только две.
А сейчас я читаю ей перед сном "Лабиринты Ехо". К ним, надо сказать, мы долго подбирались. Сначала Аська прочитала самостоятельно "Большую телегу", а потом заслушала ее до дыр в исполнении прекрасного Дениса Верового. Потом я прочитала ей "Ключ из желтого металла". Потом предложила Ехо - но она отказалась странно: "Я намерена оставаться в пределах нашего мира!" Меня это несколько озадачило - то, что она читает и смотрит, не назовешь пределами нашего мира. Ну ладно, я решила подождать. Но дождалась - совсем нечего стало читать вслух для вечернего отдыха, Аська, скрипя зубами, согласилась, но в начале первой же истории вскричала "Да это же детектив!", и теперь особенным удовольствием стало угадывать, в чем же дело в каждой из историй. А мне безумно нравится проживать эти истории заново вместе с ней. Жду не дождусь, когда же мы доберемся до зелёненьких - вот уж где поучительные вещи, необходимые прямо! Но это дело так медленно тянется. Мы еще только "Волонтеров вечности" читаем.
Кстати, уже почти час, а я до сих пор ей не читаю. Она сама там читает третью "Тринадцатую редакцию" Лукас. Пора уже ее от этого дела оторвать.
Извините, увлеклась.
Но обязательно продолжу, как только доберемся до магазина.
|
</> |