Красный танатос: этика и эстетика смерти в советской культуре

топ 100 блогов zina_korzina02.12.2014
  • …Именно в 1920-е годы русское общество столкнулось с шокирующей десакрализацией смерти. (Мавзолей тут – исключение). Прежде всего, это выразилось в масштабном насаждении кремации усопших, что для православного христианина выглядело кощунственно. Известные художественно-архитектурные журналы постоянно публиковали эскизы проектов крематориев и колумбариев. На соседних страницах располагались эскизы домов-коммун, рабочих клубов и общественных бань. Писалось, что сожжение трупов - цивилизованно, гигиенично и – разумеется – антирелигиозно. Параллельно с этим в «Безбожнике у станка» высмеивались старые традиции погребения со скрюченными старушками-плакальщицами и всенепременно-пьяным батюшкой в плохо подогнанной рясе. Больше того – к теме смерти стали относиться с какой-то нездоровой иронией. Точнее, с чрезмерно-здоровой. Вспомните хотя бы начало культового романа «Двенадцать стульев». Все эти многочисленные погребальные конторы, Безенчуки и «Нимфы», уморительные фразочки, вроде: «У меня гроб как огурчик, отборный, любительский…».

    В. Красильников. Крематории. Kypcoвой проект. МИГИ. 1923. Фасад, перспектива, план, разрезы, фрагменты
    • В. Красильников. Крематории. Kypcoвой проект. МИГИ. 1923 год..

      В «Золотом телёнке» Ильф и Петров идут уже дальше и в своём привычно саркастическом тоне повествуют о строительстве крематория. Этот отрывок настолько поразителен в своём цинизме, что его хочется привести полностью, ибо это, как ни что другое выражает дух времени: «В Черноморске собрались строить крематорий с соответствующим помещением для гробовых урн, то есть колумбарием, и это новшество со стороны кладбищенского подотдела почему-то очень веселило граждан. Может быть, смешили их новые слова – крематорий и колумбарий». Отмечу, что это не было исключительным кощунством «злобных большевиков» – кремация активно внедрялась по всему миру, ибо 1920-е годы вошли в историю человечества, как время безбожия и поклонения новому идолу – машине. Прогрессу. Человека стали рассматривать с точки зрения его физиологического функционирования, а Бога отменили за ненадобностью. Зачем, когда всемогущий Прогресс нам позволит до бесконечности продлевать жизнь? И даже - лабораторным путём - создавать себе подобных? Вся научная и ненаучная фантастика того времени, так или иначе, вертится вокруг этой опасной темы.

      Олдос Хаксли в своей пугающей антиутопии «О, дивный новый мир», написанной уже в 1930-е годы, не обходит стороной и вопросы смерти. «Смертовоспитание начинается с полутора лет. Каждый малыш дважды в неделю проводит утро в Умиральнице. Там его ожидают самые интересные игрушки и шоколадные пирожные. Ребенок приучается воспринимать умирание, смерть как нечто само собою разумеющееся. – Как любой другой физиологический процесс, – вставила авторитетно директриса». Тут не принято скорбеть и печалиться – просто биологический цикл завершился, посему горите огнём и дайте дорогу молодым да борзым. Как вы помните, в этом стерильно-цивилизованном Эдеме принята гигиеничная кремация: «Крематорий высился, как веха». Больше того – сверхразумное (точнее тупейшее и мерзейшее!) общество даже из этого пытается извлекать пользу. «Раньше при кремации пятиокись фосфора выходила из кругооборота жизни. Теперь же более девяноста восьми процентов пятиокиси улавливается. Что позволяет ежегодно получать без малого четыреста тонн фосфора от одной только Англии. Как приятно знать, что и после смерти мы продолжаем быть общественно полезными». Ничего не напоминает? А ведь это было написано не после, а до Освенцима...

      Далее - тут: http://zavtra.ru/content/view/krasnyij-tanatos-/
  • Оставить комментарий

    Архив записей в блогах:
    С добрым утром меня! Литр шотландского виски в две персоны оказался как нельзя кстати, ибо собственые именины ненавижу тихой ненавистью, вплоть до явной нервной дрожи загодя и неявной бессонницы за неделю до :) Так что засели с лучшим другом ...
    "Город первой любви", 1970 Лирический фильм, состоящий из трех отдельных новелл. Двадцатитрехлетний Леонид Филатов сыграл небольшую роль шофера. В фильме также заняты Станислав Садальский, Наталья Гвоздикова, Ольга Остроумова, Борис Галкин, Лев Дуров, Наталья Егорова, Владимир Носик и ...
    Пословица «Трудом праведным не наживешь палат каменных» признана судом г. Геленджик экстремистским материалом, возбуждающим социальную рознь. *** А когда царь хотел быть ближе к народу, он надевал сапоги и заходил в комнату для грязи. *** Тут недавно посмотрел кино про то, где ...
    На выходные, как обещал, выкладываю свою рецензию на один из интересных фильмов, выпущенных Голливудом за последнее десятилетие. Тот, кто хочет услышать мое мнение о фильмах, где становится супер-героем некий дрищ, которого укусил паук, и который потом прыгает по всему городу, тот ...
    По меньшей мере два человека погибли, 24 человека получили ранения. Стрелок открыл огонь на 32-м этаже гостиницы, расположенной в одном здании с игорным заведением. Он целился в посетителей фестиваля кантри-музыки, проходившего неподалеку. May god protect the innocent. ...