Крапивин. Пророческое.

– И... в кого же ты стрелял?
– Естественно, в тех... Они возглавляли "отряды умиротворения". Война им была уже не нужна, и они решили срочно навести порядок на Полуострове. Они сначала стравливали между собой боевые группы с разных берегов, а потом ослабевших после стычки стремительно разоружали. Оружие сжигали, а людей... ну, с людьми было по-всякому. Кого-то отпускали, а тех, кто начинал что-то понимать... в общем, по-всякому. Я насмотрелся. И стал стрелять метко.
– А потом?
– Потом... если есть время, а человек не совсем дурак, он приходит к какой-нибудь здравой мысли. Вот и я понял: воевать с ними бесполезно.
– Почему? – спросил Тик и со стуком поставил чашку. Алька тоже поставил, но бесшумно.
– Сейчас объясню, ребята – ласково сказал Глеб. – ... Вот представьте, что у вас на кухне завелись тараканы. Их можно давить, морить разными порошками. Можно их на какое-то время вывести. А потом они опять... Надо не тараканов морить, а чтобы на кухне была чистота. А если там грязь и плесень, они разведутся снова... Разве не простая мысль?
– Простая...– сказал Яр.– Но...
– Разве они – тараканы? – перебил Алька.
Глеб жестко сказал:
– Я не знаю, откуда они взялись и какие они в своей природной сущности, хотя бился над этим много лет. Может, пришельцы из других пространств, а может, наша собственная плесень. Только точно знаю: это цивилизация паразитов... если их можно назвать цивилизацией... Они – тараканы и клопы. Посудите сами. Сколько сил надо положить, чтобы развести пчел или, скажем, шелкопряда. А клопы лезут из щелей сами – стоит хозяевам только зазеваться или стать ленивыми... Вот и в человеческой жизни: когда люди становятся равнодушными, ленивыми или слишком сытыми, когда им наплевать на свою планету, появляются те, которые велят. И кое-кто из людей – не против: так спокойнее и проще...
– И ты перестал стрелять и стал бороться за чистоту "кухни"?
– Как мог...
Яр осторожно спросил:
– А как? Для меня это очень важно...
– По-всякому, Яр... Честно говоря, я делал это неумело и без большого успеха. Одни люди были запуганы, другие закормлены. Те, кто умел бороться, или погибли, или устали... Яр, не было союзников на этой замороченной Планете. То есть очень мало их было. Это страшнее всего.
– И всё же?..
– Я мотался по Планете, кричал, убеждал, получил кличку Дикий. Писал книги... Кстати, выражение "люди, которые велят",– это моё. Так называлась одна моя книга, её очень быстро сожгли...
– Кто? Они сожгли?
– Нет. Те, кто считали, что их нет. Вернее, делали вид, что их нет. Многим так спокойнее и безопаснее жить... Иногда я опять начинал стрелять. Потому что когда чистишь кухню, тараканов тоже надо выметать.
(с) "Голубятня на жёлтой поляне"
|
</> |