Краматорск (часть 1)

топ 100 блогов smirnov8027.12.2022 Об истории названия города ходят различные легенды. Одни утверждают, что в старину вдоль села Петровки проходил чумацкий шлях, по которому обозы доставляли к Азовскому морю пушки и ядра, а обратно везли рыбу. Во время остановок у селений товар распродавали. Чумацкий табор у Петровки и называли крамовым (товарным) торгом. Отсюда якобы и пошло название Краматорг, а затем Краматорск. Другие считают, что это наименование возникло от сочетания слов "крам" и "Торец" — Петровка основана на берегу реки Казённый Торец (приток Северского Донца).
Кто знает, какая из этих легенд ближе к истине. Достоверно лишь, что в 1868 году , когда была проложена Курско-Харьковско-Азовская железная дорога, станцию близ Петровки назвали Краматорская.
А спустя более двух десятилетий на огромном земельном участке, что протянулся между железнодорожным полотном и рекой Казённый Торец, развернулось строительство завода, на базе которого выросло первое в этих местах машиностроительное предприятие.

Краматорск (часть 1)

Город начинался с пристанционного посёлка, единственная улица которого называлась Большая. Недалеко от станции был базар. На сделанной в первом десятилетии XX века фотокарточке запечатлено это место: невзрачные домишки и торговые ряды утопали в болоте, их окружали огромные лужи, которые не высыхали даже в летнюю пору.

Сейчас просторная площадь покрыта асфальтом, её украшают здания вокзала, многоэтажные жилые дома. На это площади всегда многолюдно. Один за другим приходят автобусы, таксомоторы. Станция Краматорск стала крупным железнодорожным узлом, откуда ежедневно отправляются составы с продукцией местных предприятий.

Во многие адреса идут машины и станки, прокат и металлургическое оборудование, цемент и шифер. кондиционеры и швейные изделия, крупные поковки и литьё. Город связан железнодорожным сообщением с Москвой, Киевом и другими крупными городами.

Каждый день скорые поезда отправляются отсюда в Ленинград и Минеральные воды, во Львов и Сочи, Баку и Ростов, Харьков и Жданов. Из ближайших населённых пунктов электрички привозят на работу тысячи машиностроителей, металлургов, цементников, строителей.

По привычке и сейчас эта часть города называется старой, хотя от прошлого не осталось и следа. Яркое представление о происшедших переменах даёт улица Луначарского, бывшая Большая. Четырёхэтажные жилые дома оснащены всеми коммунальными удобствами. Проезжая часть и тротуары покрыты асфальтом. Вдоль домов многолетние деревья. Два гастрономических, галантерейный, специализированный обувной и другие магазины, аптека, парикмахерская разместилась на первых этажах. В центре этой улицы воздвигнут кинотеатр, а напротив него первая в городе автоматическая телефонная станция, каких сейчас в Краматорске четыре.

На углу улиц Луначарского и Розы Люксембург расположена школа, построенная в первой половине тридцатых годов двадцатого века за рекордно короткий срок — за 30 дней!

За старым сквером тянется Большая Садовая улица. Часть её застроена одноэтажными домами. А с того места. где её пересекает Школьная улица, начинаются многоэтажные здания. Первое из них было построено в начале 30-х годов, и до сих пор его по старинке называют стоквартирным домом. Рядом средняя школа, уже отметившая сорокалетний юбилей. На этой же улице стоматологическая и детская поликлиники, столовая, пять продовольственных и промтоварных магазинов, три детских дошкольных учреждения, первое в городе среднетехническое учебное заведение — машиностроительных техникум и крупнейшая библиотека с большим читальным залом. Всего же в Краматорске 97 массовых, профсоюзных, детских и технических библиотек, книжный фонд которых составляет около четырёх миллионов томов.

Параллельно улице Луначарского проходит Школьная. Так она была названа в тридцатые годы, когда здесь построили по тому времени самое современное школьное здание. Теперь его нет. Фашистские захватчики разрушили школу, как и большинство других зданий. В после военные годы все на этой улице построено заново. И четырех-пяти этажные жилые дома, и почтамт, и универмаг. Первые этажи отведены под торговые предприятия: продовольственные, мебельный, книжный, кулинарный и другие магазины. За дворцом культуры имени В.И. Ленина Старокраматорского машиностроительного завода Школьная улица застроена одноэтажными домами. Они словно взбираются в гору по направлению к селу Сергеевке Славянского района. На самое окраине, где начинаются поля совхоза имени Орджоникидзе, совсем недавно подняли корпуса завода (кондиционер), а вокруг выросли многоэтажные жилые дома.

В 1929 одновременно со строительством крупнейшего на Юге страны Новокраматорского завода тяжелого машиностроения был заложен Социалистический город. Его кварталы поднялись более чем в десяти километров от старой застройки, и лишь спустя много лет обе части слились.
Сейчас Краматорск крупный город с население 230 тысяч человек. Он раскинулся на площади 114 квадратных километров. В нем одна тысяча двести двадцать улиц, переулков, пять бульваров, шесть площадей.

Облик Краматорска определяет Соцгород. В числе первых здесь была застроена улица Марата. Дома сооружались из крупных блоков, что в ту пору считалось новинкой в строительном деле. В после военный период появились новые современные жилые дома, детский сад, одна из четырех в городе школа рабочей молодежи, профилакторий машиностроителей. Его с полным основание называют домашний курортом. По профсоюзным путевкам тут укрепляют свое здоровье, не прерывая работы, до тысячи человек ежегодно.
Одна из самых красивых магистралей Соцгорода — это бульвар машиностроителей. Проезжие части его обсажены тополями, а между ними цветники, розарии, много садовых скамеек. По обе стороны бульвара тротуары, вдоль которых два ряда деревьев. Дома здесь пятиэтажные, главным образом жилые. Но есть и административные здания, учебный заведения, предприятия торговли и бытового обслуживания.
В городе три техникума, в которых обучаются 4100 человек. Два из них располагаются на бульваре Машиностроителей. Все они имеют удобные учебные корпуса и общежития.

Техникум советской торговли готовит технологов для предприятий общественного питания и торговли. На его дневном отделении занимаются 800 человек и около 600 — на заочном.
Технологический техникум выпускает механиков холодильных установок и специалистов для предприятий Министерства бытового обслуживания. На предприятиях города работают тысячи специалистов, подготовленных этими учебными заведениями.
(Город Краматорск. Николаевская область. Украина. 1979 год.)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Значит, про «китайцев». В те далекие-далекие времена постельное белье поставлялось в вагоны мешками по пятьдесят штук. Сейчас, наверное, так же. Но тогда белье шло без политэтилленовых пакетов, а каждый комплект был просто переложен полотенцем. Простыни летом были, как правило, чуть ...
Несколько в шоке от поездки в магазин и внимание на ценники ! Вы чО там охренели совсем ? Это вопрос сразу во все инстанции !!!  Охрененно мы движемся к светлому будущему ...поубивать хочется некоторых на этом пути .... Сука — цемент 335 руб мешок !  Свинина 800 и гори ...
У каждого может возникнуть ситуация, при которой появляется необходимость в перевозке группы людей. В таких случаях машина нужна одна и большая, способная вместить всех желающих. Однако не у всех имеется в наличии соответствующий автотранспорт и именно тогда услуга по аренде ...
Что же, давайте поговорим о «великой любви» в Советской Армии к товарищу Сталину. И в нашей беседе будет незримо присутствовать доктор мифологических наук, путинист Мединский. Вот опубликованный архивный документ – докладная записка министра госбезопасности Игнатьева, ...
Вчера, как вы, наверное, уже догадались по предыдущему посту , Ксения в первый раз прыгнула с парашютом. Ксения в центре внимания Наземная подготовка Ксения настроена решительно Отработка приземления В подвесной системе ...