Ковчеги Ганнибала


Или операция "Эвакуация".
Ровно 80 лет назад, 23 января 1945 года, радиостанция немецкого города Готенхафен (ныне — польский город Гдыня) по приказу гроссадмирала Деница несколько раз транслировала в эфир кодовое слово "Ганнибал". Это был заранее согласованный сигнал к началу самой крупной в мировой истории морской эвакуации войск и гражданского населения из Восточной Пруссии и с еще остававшихся под немецким контролем территорий Латвии и Литвы.
Непосредственным поводом для поголовного бегства нацистов из Прибалтики и Восточной Пруссии стало развернутое за 10 дней до этого крупномасштабное наступление Красной армии, которое немцы уже не могли остановить. Впоследствии, по мере продвижения советских войск, в зону эвакуации вошла Западная Пруссия и Померания.
Операция продолжалась вплоть до окончания Второй мировой войны в Европе, причем последний крупный конвой из 92 больших и малых судов с солдатами и беженцами вышел из Либавы (Лиепаи) в 21.00 8 мая 1945 года, за три часа до капитуляции гитлеровской Германии. Всего же за последнюю неделю войны, когда уже пал Берлин, немцы сумели вывезти из Либавы, Курляндии и с Хельского полуострова более 150 тысяч человек.
В операции принимали участие в общем счете примерно 1080 боевых кораблей и гражданских судов, из них 22 крупных пассажирских лайнера водоизмещением более 10 тысяч тонн каждый. За три с половиной месяца они эвакуировали в западные районы Германии из городов и областей, освобожденных Красной Армией и Войском Польским, порядка 350 тысяч немецких военнослужащих и около миллиона гражданских лиц.
Платой за это стали 158 плавсредств, потопленных советской или английской авиацией и флотом, либо — подорвавшихся на минах. В том числе — наиболее крупные лайнеры "Вильгельм Густлофф", "Генерал фон Штойбен" и "Гойя", отправленные на дно советскими подводниками. На них погибло более 20 тысяч человек, а общее число жертв операции "Ганнибал" не поддается учету.
По самым скромным прикидкам, это порядка 100 тысяч, причем значительная часть из них — на счету британских летчиков, которые утопили, к примеру, суперлайнер "Кап Аркона", а также — грузовые суда "Дойчланд" и "Тильбек", набитые военнопленными и узниками немецких концлагерей.
На заставке — "Вильгельм Густлофф" — самая впечатляющая жертва "Ганнибала".

Карта Балтийского региона, в котором разворачивалась опрерация "Ганнибал". Красной линией отмечена линия фронта к концу 1944 года. На момент начала советского наступления 13.01.45 она проходила примерно там же. Синяя штриховка — минные поля. Крестиками помечены точки и даты уничтожения "Густлоффа", "Штойбена" и "Гойи".

Немецкие беженцы в Востчной Пруссии направляются к месту посадки на корабли.

Брошенные при эвакуации телеги, велосипеды и козел. На заднем плане — очередь беженцев перед погрузкой на корабль "Санга", приписанный к гамбургскому порту. Впоследствии это судно было захвачено союзниками, передано Греции в счет репараций и вошло в состав греческого флота под названием "Вориос Эллас".

Погрузка на суда германских солдат.

Эвакуация из покрытого льдом порта Пиллау. Видно, что использовались как крупные суда (слева), так и всякая мелочь, вроде портовых буксиров и рыболовных траулеров.

Применялось вообще всё, вплоть до скоростных торпедных катеров — "шнелльботов".

Солдаты и беженцы в горящем порту Пиллау на отдающей концы самоходной барже с зенитной установкой.

Баржа отчалила, в Пиллау она больше не вернется.

Эвакуированные сходят на берег в Копенгагене, уже освобожденном английскими войсками.
|
</> |