Котельнич

топ 100 блогов nord-ursus13.11.2016 Город Котельнич — это западные ворота Вятского края, или, иначе говоря, Кировской области, региона на стыке Русского Севера, Поволжья и Приуралья. Река Вятка несёт воды в Каму из глухих лесов северо-востока области, и Котельнич стоит в её среднем течении, на правом берегу. И именно с этого старинного города, известного с 12 века, началось моё знакомство с Кировской областью.

Котельнич

Людям путешествующим Котельнич знаком прежде всего как крупная железнодорожная станция по пути на Урал и в Сибирь. Это важный узел железных дорог, — именно здесь соединяются Северный ход Транссиба (открыт как Петербургско-Вятская железная дорога в 1906 году) с Нижегородским (1927 год). Узел тут, хоть и трёхсторонний, но устроен довольно сложно, — достаточно хотя бы того, что станция Котельнич-1 в плане представляет собой полукруг.

Котельнич

Я приехал сюда из города Шарья на востоке Костромской области на поезде Москва - Абакан. Необычное ощущение — ехать всего два часа в плацкартном вагоне поезда, на котором люди едут четыре дня в Сибирь. Проводники, вроде, называют таких "трамвайными пассажирами". За окном были сначала густые леса Костромской области, почти сразу по границе областей (станция Поназырево) сменившиеся лугами и перелесками, напоминающими Центральную Россию. Началась Кировская область, а вместе с ней Северная железная дорога сменилась Горьковской.

2. Покинув гостеприимный и уютный сибирский поезд, я высадился на котельничском вокзале. Навстречу прошёл поезд Чита - Москва, высадивший своих пассажиров. Долго в Котельниче поезда не стоят, поэтому перроны довольно быстро опустели.

Котельнич

3. Вокзал в Котельниче уже постсоветский, строился с середины 1990-х до 2005 года. Внутри довольно цивильный, а вдобавок ещё и двухэтажный. В отдельном крыле здания расположен и автовокзал.

Котельнич

4. Правда, расположение у вокзала не очень удачное. По другую сторону железной дороги относительно центра города, да и выходит он в какой-то довольно трущобный квартал с частным сектором.

Котельнич

5. Старый вокзал в Котельниче не так давно снесли, но вдоль путей ещё сохранилось немного характерных железнодорожных домов начала 20 века. Некоторые уже заброшены.

Котельнич

6. Здесь же стоит мемориал, посвящённый умершим в Котельниче в эвакуации во время войны.

Котельнич

Находясь возле вокзала, не сразу можно понять, что центр города совсем рядом. Но хорошо, что здесь, в отличие от, например, Апатитов, хотя бы сделали пешеходный мост над путями.

7. Вид с моста в сторону вокзала. Там дальше — развилка на Нижний Новгород и Вологду, и, в конечном итоге, на Москву и Питер.

Котельнич

8. А вот такой район прилегает к вокзалу со стороны центра:

Котельнич

Железная дорога делит Котельнич на две примерно равных части. Вернее, та половина, которая западнее ЖД, по площади больше, но центр города сложился именно с восточной стороны. На карте это выглядит вот так:

Котельнич

Карта с локализацией фотографий по их номерам в посте:

Котельнич

9. А по пешеходному мосту со стороны вокзала я вышел к городскому рынку. Как это часто бывает в малых городах, в середине дня он наводнён людьми. Здесь же становится видно, что в Котельниче немало интересной исторической застройки.

Котельнич

10. На здании с предыдущего кадра обнаружился артефакт на фронтоне:

Котельнич

11. Новодельное здание Сбербанка начала нулевых годов. Даже, пожалуй, по-своему интересное.

Котельнич

12. А рядом проходит железная дорога. Котельнич — тот город, где проблему пересечения транспортных путей решили методом двух уровней, что весьма радует. А вот если бы вместо моста здесь был бы переезд, то здесь регулярно происходил бы транспортный коллапс... Похожее я наблюдал, к примеру, в Томске и в карельском Беломорске.

Котельнич

13. На другую сторону стальной магистрали сходим позднее. А это — центральная улица города, именуемая Советской.

Котельнич

14. Впрочем, времена менялись. И когда-то эта улица носила другое название.

Котельнич

15. На Советской — цельный ансамбль старой архитектуры уездного города Котельнича Вятской губернии.

Котельнич

В Котельниче сейчас проживает 24 тысячи человек, но на глаз он всё время кажется больше. Возможно, отчасти потому что он и был заметно больше: на момент распада СССР город насчитывал 38 тысяч жителей, то есть потерял весьма немало населения (но в основном в девяностые годы).

16. Надо сказать, что хоть и город бедный, но вполне ухоженный (причём, видимо, взялись за это дело буквально в последние несколько лет) и выглядит значительно лучше, чем соседняя более благополучная Шарья.

Котельнич

17. Дом торговли с сохранившейся советской вывеской:

Котельнич

18.

Котельнич

19. Чуть в стороне от центральной улицы стоит Никольский собор, построенный в 1903 году. До революции у него ещё была колокольня, которую разобрали вместе с куполом в советские годы, когда здесь размещался трикотажный цех. Восстановили теперь только купол.

Котельнич

20. Это, видимо, дом церковного причта:

Котельнич

21. За собором находится историческое ядро Котельнича, где настолько тихо, что даже и не подумаешь, что рядом центральная улица. Лишь гудки электровозов и стук колёс слышны постоянно. Одна из проходящих здесь улочек называется Улица Старое Городище.

Котельнич

Котельнич ведёт историю от Ковровского городища, основанного в 1181 году новгородцами на покорённых ими вятских землях. Тогда он находился в 5 километрах выше по течению Вятки, а сюда был перенесён в 14 веке. Вплоть до покорения Казанского ханства Котельнич был одной из важных пограничных крепостей на восточных рубежах Руси.

22. Примерно вот тут, на небольшом холме, — историческое сердце города. Внизу течёт неторопливая Вятка.

Котельнич

23. А рядом — железнодорожный мост, по которому мне уже неоднократно доводилось проезжать в предыдущие несколько лет. На другом берегу город уже заканчивается. Там — просторные вятские заливные луга.

Котельнич

Городище стояло на возвышении, но сам по себе исторический центр города — в низменности, а точнее, в котловине. Есть версия, что название города происходит именно отсюда. Из-за названия даже на гербе города изображён котёл.

Котельнич

24. Вернёмся на центральные улицы:

Котельнич

25. Военный мемориал:

Котельнич

26. Заброшенный кинотеатр типового проекта:

Котельнич

27. Владимиру Ильичу жарко. Притаился среди тенистых деревьев.

Котельнич

28. Боковые улочки. Всё чисто и аккуратно.

Котельнич

29. Котельнич порадовал наличием туристической навигации. Стенды с картой города и достопримечательностями, таблички с указателями. В малых городах такое нечасто увидишь.

Котельнич

30. Котельничский двор. В кадре не хватает только котов.

Котельнич

31. В Котельниче есть и рельеф, — Советская улица поднимается на Гору. Чем-то мне это напоминает Тобольск, но там склон Горы обрывистый, и делит город на контрастные части.

Котельнич

32. Интересная деталь со здания на предыдущем кадре:

Котельнич

33. А потом я увидел вот такой заболоченный водоём. Это разлив маленькой речки Балакиревицы, на котором в 2012 году открыли так называемый "Динопарк" — парк с фигурами динозавров. Почему именно в Котельниче? Дело в том, что в нескольких километрах от города расположено крупное Котельничское местонахождение парейазавров — животных Пермского периода. Местонахождение было открыто в 1930-е годы, а уже в наше время на этой основе продвигают своего рода туристический бренд Кировской области и, в частности, Котельнича.

Котельнич

34. Одними только парейазаврами "экспозиция" Динопарка не ограничивается. Представлено здесь довольно много животных соответствующего периода, в том числе тех, которых нет на территории России. Некоторые, кстати, не просто так здесь стоят, а ещё и иногда рычат с помощью встроенных в них динамиков.

Котельнич

35. При мне посетителей было довольно немало, и в основном с детьми.

Котельнич

36. Каждое из существ снабжено табличкой с названием и кратким описанием. Это, например, стегозавр.

Котельнич

37. На ветке сидит птеродактиль:

Котельнич

В общем, сделано по-настоящему интересно. Минус в расположении на болоте. Мостки, конечно, есть, но комары, мошки...

38. Но надо сказать, ядовито-болотный цвет воды динозаврам даже подходит:

Котельнич

39. Идём дальше по городу:

Котельнич

40. Вот, кстати, и котельничская кошка:

Котельнич

41. Выход к Вятке с одной из боковых улиц. Кто-то едет на моторной лодке, — это здесь часто можно увидеть.

Котельнич

42. А это снова Советская улица. Есть интересные деревянные дома начала прошлого века.

Котельнич

43. Так я поднялся на Гору. Позади осталась Котловина.

Котельнич

44. Детская школа искусств:

Котельнич

45. И снова Вятка. Теперь уже с высокого берега. Раньше она была более полноводной, но за последние годы сильно обмелела. В то же самое время, этой весной на ней наблюдался рекордный за последние 38 лет паводок.

Котельнич

46. На низком берегу стоит посёлок Затон. По его расположению, думаю, не трудно догадаться, что с ним происходит каждую весну... Впрочем, сам по себе затон (речная заводь для отстоя судов), вероятно, уже не используется, так как при таком уровне обмеления вряд ли здесь осталось судоходство. Разве что как раз в паводок.

Котельнич

47. Вид вниз по течению — в сторону ЖД моста. Ну и репей, разумеется.

Котельнич

Между прочим, мост здесь именно что только железнодорожный. А ближайший к Котельничу автомобильный мост через Вятку находится в Советске, то есть... в ста километрах. Поэтому в период, когда Вятка свободна ото льда, попасть на машине в тот же Затон или в ещё какие-либо деревни района на другом берегу реки — задача крайне нетривиальная.

48. Городская больница в историческом здании:

Котельнич

49. Красивая водонапорная башня:

Котельнич

50. Дальше начинается уже окраина. Советская улица незримо переходит в Хлыновскую (что, по сути, означает, Кировская), а затем в шоссе, ведущее в Киров.

Котельнич

Котельнич — узел не только железных, но и автомобильных дорог. На северо-восток уходит дорога на Киров и Сыктывкар, на запад — в Шарью и Кострому, а на юг — в Йошкар-Олу и Чебоксары. Есть также объездная Котельнича.

51. Обратно в центр я шёл по второстепенным улочкам.

Котельнич

52. Здесь тоже есть интересные детали. Вот, например, булыжная мостовая.

Котельнич

53. Окраина города и природные пейзажи вдалеке:

Котельнич

54. Пятиэтажки:

Котельнич

55. Кстати, старых деревянных домов (как слева) в Котельниче очень мало. Всему виной — сильнейший пожар 1926 года, в котором сгорело больше половины города.

Котельнич

56. Очередное народное творчество. Здесь умудрились сделать медведей из шин и тазов (!). Я бы до такого точно не догадался.

Котельнич

57. Есть даже Дед Мазай и зайцы:

Котельнич

58. Ну и лебеди, конечно:

Котельнич

59. Снова каменный исторический центр:

Котельнич

60.

Котельнич

А теперь отправимся за железную дорогу — в западную половину города.

Вторая карта с локализацией фотографий:

Котельнич

61. Универмаг — типовой довоенный проект:

Котельнич

62. Деревянный домик с резьбой на какой-то закрытой территории:

Котельнич

63. В эту часть города продолжается Советская улица:

Котельнич

64. А в целом "залинейный" Котельнич выглядит примерно так:

Котельнич

65. Есть и довольно ветхие старые деревянные домики:

Котельнич

66. Советская улица раздваивается на улицу Победы и Даровскую (видна в кадре), то есть на автодороги в Йошкар-Олу и Кострому. Виден хлебокомбинат с советской вывеской.

Котельнич

67. Улица Победы:

Котельнич

68. Дом культуры:

Котельнич

69. Ещё один военный мемориал:

Котельнич

70. Потом уже возникло ощущение, что я зашёл действительно далеко. Я свернул с улицы Победы, и передо мной были тихие улочки и уже даже лес.

Котельнич

71. Правда, лес оказался лишь лесопарком.

Котельнич

72. А это микрорайон Мостопоезд — тихий уголок города.

Котельнич

73. Видна Вятка и кусочек моста:

Котельнич

Дальше я уже не ходил. Именно в ту сторону, ниже по течению Вятки, находится местонахождение парейазавров. Чуть ближе — деревни Караул и Шабалины. Кстати, в последней заметна характерная особенность вятской топонимики: деревни с названиями в виде множественного числа от фамилии мне не встречались больше нигде, кроме Кировской области. Только в ближних окрестностях Котельнича есть ещё Тимохины, Веснины, Зайцевы, Наймушины и т. п.

74. На этом я и закончу свой рассказ о Котельниче — одном из старинных городов Вятской земли (кстати, противоречия с кадром ниже в этих словах нет!).

Котельнич

Из Котельнича я направился в вятскую столицу — город Киров, до которого отсюда 90 километров по железной дороге, или два часа на электричке. Был тёплый летний вечер, и я стоял в электричке у открытого окна. Напоследок покажу ещё немного фотографий, сделанных в пути.

75. Вятка с котельничского моста:

Котельнич

76. И речной фасад города. Слева можно увидеть Никольский собор.

Котельнич

77. Пейзажи на пути были удивительно похожими на Минскую область. Из-за чего у меня постоянно возникало ощущение, будто я еду на электричке из Минска на свою дачу.

Котельнич

78. Остановки в пути, одна за другой. Мокрецы, Васёвка, Марадыковский, Быстряги...

Котельнич

79. В нескольких местах сохранились железнодорожные казармы начала прошлого века:

Котельнич

80. И закат:

Котельнич

А потом был Киров. Он же Хлынов, он же Вятка, где я провёл несколько дней. О нём расскажу чуть позже.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Когда мы с мужем выбирали породу ,перед тем как взять щенка, мы остановились на французском бульдоге.Это было в 1988 году,литературы было мало и нам посчастливилось с рук купить книгу  Джоан Палмер "Ваша собака".Много хорошего написано о ...
Фото Canva День Домового сегодня.   Представьте себе, представьте себе зелёненький он был  Домовые существуют! И у них сегодня вполне законный повод пошалить. Есть ...
Народная артистка СССР Галина Волчек умерла в московской клинике на 87-м году жизни, сообщают РИА Новости. О госпитализации Волчек с воспалением легких в Боткинскую больницу стало известно 24 декабря. Накануне СМИ написали о резком ухудшении ее состояния. Галина Борисовна Волчек — ...
          ...
Новогодняя шоу-программа на российских телеканалах вызывает ощущение явного культурного вакуума, пустоты, острого дефицита нового контента, который был бы адекватен происходящему в стране и в мире, соответствовал бы духу времени и смыслу событий. Ощущение дефицита нового современного ...