Коста-Гаврас. Криминальная драма
pasha_popolam — 24.12.2023На самом деле у Гавраса почти все картины сняты в жанре триллера и почти все политического. Но есть у него и «чистые» триллеры-детективы, их не много но они имеют значение в развитии направления творчества грека. Само собой это конечно же дебютный фильм, в котором уже таки прослеживается манера постановки, с попыткой в нуар. «Убийца в спальном вагоне» «Compartiment Tueurs» 1965 года выпуска, снятый по роману Себастьяна Жапризо.
Тут надо сразу прояснить, что нуар получился только в смысле освещения. Слишком уж мало гармонирует ярко выраженный реализм Гавраса с поэтикой экспрессионизма и романтизма классического нуара. Так что попытка засчитана, но фильм можно рассматривать исключительно как 100% детектив. Присутствуют всё элементы: закрученный сюжет, не вполне читаемая концовка, с юмором обрисованное полицейское расследование, много персонажей, темп, саспенс, финальные покатушки в конце концов.
Есть конечно и недочёты, для дебюта вполне простительные: моментами повествование слишком торопится, нет акцента на главных персонажах, ведь фильм это не книга, тут или растягивай на сериал или сокращай. Ну а так как экранное время 1,28ч, то получается каша. Хотя можно понять режиссёра, он хотел впихнуть туда всё. И так как в фильме снялось рекордное количество актёров первой величины, а каждый из них тянул «одеяло», то «каша» получилась слишком густая, её трудно переварить.
Итак, в поезде прибывшем в Париж убита женщина. Расследование ведёт инспектор Ив Монтан, у него грипп, но он невозмутим и тумаки задержанным раздаёт вяло. Чего не скажешь о комиссаре Таркене, который реально злой. Есть ещё младший инспектор Жан-Лу, который на подхвате. Расследование осложняется путаницей с пассажирами купе, кстати интересно познакомится с особенностями французских поездов 60-х. Купе микро, теснота. При этом полок аж шесть и все для пассажиров, куда складывать багаж вообще не понятно. Ещё менее понятно как там снимать, но как-то умудрились.
Полиция берёт ложный след, так как одна из пассажирок продала свой билет перед отправкой, а ещё один пассажир - бедный студент Жак Перрен ехал зайцем. Пока полиция собирает сведения, в Париже начинают отстреливать пассажиров купе. Сначала в сортире замочили похотливого Мишеля Пикколи. Потом ещё одного мелкого чиновника. Потом замочили стареющую актрису Симону Синьоре, у которой были сложные отношения с её молодым любовником-ветеринаром Трентиньяном. Наконец тучи начинают сгущаться над молодой блондинкой Бемби и её новым знакомым, тем самым зайцем Перреном.
Что же касается подоплёки всего этого безобразия, то она сама по
себе любопытна. Дело в том что убийца - дворецкий не просто
оборотень в погонах, но ещё и по всей видимости представитель
сообщества нетрадиционной сексуальной ориентации. Хоть об этом
открыто и не говорится. Плюс к этому, довольно едко обыгрывается
тема гнилой буржуазной богемы и вообще мерзопакостный климат в
парижских подворотнях и коридорах. Возможно ещё и поэтому картину
постарались как следует забыть, но сам Гаврас никогда не прекращал
свои эксперименты в жанре. Например в 1986 году Гаврас поставил
одну необычную криминальную драму с элементами комедии – «Семейный
совет» «Conseil de famille».
В главных ролях в фильме снялись Фанни Ардан и Джонни Холлидей – известный во Франции музыкант и актёр. На самом деле комедия имеет довольно лирический и грустный оттенок и похожа скорее на криминальную сагу без кровопролития. Картина была поставлена по роману некоего Френсиса Рика, адаптированного самим Коста-Гаврасом.
Луи и Фалькон – профессиональные домушники, они отсидели пятилетний срок и возвращаются домой. Дома Луи ждут жена и двое детей. Жена Луи Марианна некогда убежавшая из аристократической семьи, вполне поддерживает мужа в его криминальном бизнесе. Луи и Фалькон незамедлительно принимаются за работу, старательно и виртуозно потроша сейфы французских буржуев. Не торопясь но верно дела семьи идут в гору.
Бунгало у моря, новая квартира, магазин. Дети Луи с самых малых лет начинают проявлять интерес к «бизнесу», не смотря на попытки заботливых родителей уберечь отпрысков, сын Франсуа уже в 13 лет отправляется на дело. К 16 годам он уже становится виртуозным медвежатником и им даже интересуется влиятельная Нью-Йоркская мафия. Но в дело вмешивается юношеская любовь.
Это хороший фильм, сбалансированный, ироничный, с яркими эпизодами и превосходной актёрской игрой. Кроме того картина наполнена смыслами, там реально есть о чем задуматься. Не знаю как там Джонни Холлидей в музыкальном смысле, но как актёр он выглядел превосходно и это ещё не самая его известная роль. Фильм отметили выдвижением на «Сезар» и благополучно забыли, а между тем картина достойна лучшей участи, особенно на фоне современной бездарной шняги.
«Гильотина» «Le couperet» фильм снятый в 2005 году по роману Дональда Уэстлейка. Главную роль исполняет испанский француз Хосе Гарсия, довольно известный в Европах актёр. Картина в тренде многих снятых в нулевые картин Коста-Гавраса, жёстких, ярких, ироничных, ломающих жанровые рамки. «Гильотина» это триллер, но это ещё мощная социальная критика, а так же глубокое психологическое исследование.
Брюно Давер – средних лет узкий специалист-химик на бумажном производстве. Брюно увольняют в связи с сокращением, он в шоке ибо прощай высокая зарплата и вольготная жизнь. Кроме того, жена Брюно кажется навострила лыжи, а время уходит и вместе с ним шансы. Брюно лихорадочно ищет вакансию, но таковых практически одна и несколько конкурентов. Трезво расценив свои шансы, Брюно решается их повысить кардинальным способом. Он начинает физически устранять конкурентов, используя дедовский «люгер».
Да, этот фильм чистая метафора для звериного капиталистического оскала. Это о том что человек человеку волк, а вовсе не друг, товарищ и брат. В данном случае Девер вовсе не маньяк и не прирождённый убийца, он обычный человек который вовремя понял эти главные принципы жёсткой западной модели. И Коста-Гаврас постарался как можно более ярко воплотить этот посыл. Он в деталях, в диалогах многочисленных персонажей, их животном страхе, отчуждении, густой атмосфере безнадеги, реалистично поставленных сценах насилия. Картина по сути держится на одном актёре и Гарсия сыграл прекрасно, действие не отпускает до самого финала.
Вообще, по этим трем лентам снятым через двадцать лет между собой, хорошо прослеживается творческое направление Гавраса. Это неизменно жёсткий реализм и гуманистический принцип на твёрдых левых позициях. И надо сказать что за более чем сорок лет в кинематографе пройденных от дебютного детектива середины 60-х, до социального триллера середины 00-х его взгляды на общество и человека в нём, ничуть не изменились. Так что смотрим хорошее правильное кино.