Космоплан Virgin Galactic достиг космоса по версии Virgin Galactic
kiri2ll — 14.12.2018
13 декабря компания Virgin Galactic
осуществила
четвертое успешное испытание космоплана VSS Unity (SpaceShipTwo) на
ракетной тяге. Аппарат с двумя пилотами отделился от
самолета-носителя WhiteKnightTwo на высоте 13.1 км, после чего
приступил к самостоятельному полету.
В ходе 60-секундного включения ракетного двигателя SpaceShipTwo
развил максимальную скорость 2.9 М (3500 км/ч) и достиг отметки
82.7 км, установив новый рекорд высоты полета. После этого
летательный аппарат совершил посадку в режиме планирования на
взлетно-посадочную полосу аэродрома в пустыне Мохаве.
Это испытание отличалось от предыдущих не только достигнутыми
показателями скорости и высоты, но и тем, что во время него
проводилось четыре спонсируемых NASA эксперимента. Во время полета
изучалось поведение пылевых частиц, разделение жидкости и газа в
невесомости, влияние невесомости на рост растений, а также
экспериментальная конструкция для защиты полезной нагрузки от
вибраций при космических запусках.
Вскоре после приземления космоплана, Virgin Galactic опубликовала
пресс-релиз, в котором назвала полет «историческим». В заявлении
говорится, что это первая пилотируемая космическая миссия,
запущенная с территории США после завершения программы Space
Shuttle, а также первый раз, когда корабль, построенный с целью
коммерческой перевозки пассажиров, достиг космоса.
Все дело в том, что в Virgin Galactic считают границей космического
пространства принятую американскими ВВС отметку в 50 миль (около 80
км). Что интересно, во время полетов корабля SpaceShipOne в 2004
году, границей космоса служила принятая FAI высота в 100 км (т.н.
линия Кармана). Именно благодаря пересечению этой отметки команда
инженеров одержала победу в конкурсе Ansari X Prize.
По мнению некоторых наблюдателей, немаловажную роль в последующем
снижении космической планки сыграли технические ограничения.
Существуют сомнения в том, что SpaceShipTwo в текущей конфигурации
может достичь отметки в 100 км при полете с пассажирами. При этом
не стоит забывать, что Virgin Galactic ведет борьбу с Blue Origin
за право первой организовать регулярные суборбитальные
туристические полеты. Компания Ричарда Брэнсона уже продала ряд
билетов на будущие рейсы и вряд ли ей нужны дополнительные
задержки. К тому же, существует вероятность, что в следующем году
FAI
примет решение
снизить высоту линии Кармана до 80 км. В этом случае вопрос о том,
что определение «космоса» Virgin Galactic не совпадает с «космосом»
Blue Origin решится сам собой.
Материал на сайте журнала «Вселенная, пространство, время»