Космические человеческие ресурсы. Часть III, СССР гражданские.

топ 100 блогов cyrill_k29.10.2023

В прошлой части мы рассмотрели военные наборы в советские космонавты, но на них все далеко не заканчивалось. 

Советский космос был в рассматриваемый период очень специфичной вещью, которым руководили сразу несколько министерств и ведомств, у каждого из которых были свои дела поважнее, у министерства общего машиностроения голова болела за ракетно-ядерные программы, у министерства обороны за миллионы людей в форме от тайги до британских морей, даже у ВВС впереди по думам была аварийность в строевых частях и дежурства дальней авиации, а ведь были еще космические куски (и немалые) у министерства авиапромышленности, министерства радиопромышленности, министерства электронной промышленности, министерства среднего машиностроения, советского минздрава и АН СССР (и это далеко не полный список). И это еще надо вспомнить, что космосом руководил и сразу ЦК КПСС, а партийные органы союзных республик могли еще как вставлять палки в колеса при наличии желания. Это естественным образом вело к распылению и без того не самых огромных ресурсов (а СССР вкладывал в космос несопоставимо меньше, чем США), бюрократическим склокам и общим невязкам. Что уж говорить если даже Каманин с Чертоком написали, что отсутствие единого органа на подобии НАСА в СССР принесло огромный вред всему делу.   

Огромную роль играли и личные качества, если кто-то был заинтересован и был готов служить «толкачем» для космоса, пробивая прямые дороги в запутанном советском властном лабиринте, то дело быстро продвигалось вперед, в противном случае все вязло в огромном болоте. 

Немалую роль и играли и концептуальные споры между сторонниками различных подходов к роли человека в космическом полете. В одном углу (среди них было больше гражданских) были те, кто говорил, что для космонавта важнее технические знания и навыки, а не готовность терпеть на центрифуге, хождение строем и рефлексы пилота. Советские корабли, с их высокой степенью автоматизации, требует в первую очередь инженера-эксплуатанта, а не лихого молодца, которого годами гоняют по кругу как цирковую лошадь на бесконечных тренировках. В другом углу (в нем было больше военных) на это смотрели как на детские заблуждения, ваша автоматика работает дай бог через раз, а вы даже не можете прикрутить внутри корабля элементарный пульт с которого космонавт в критической ситуации одним-двумя движениями может отключить автоматику и взять управление на себя. В аварийной или просто сложной ситуации считать в уме логарифмы и графы некогда, тут все решает тренированность и рефлексы. В чем-то в конечном итоге были правы и неправы обе стороны, но эти споры продолжались все 60-ые и ушли аж во вторую половину 70-ых.

К чему такая вводная? А к тому, что оба эти явления будут иметь прямое отношение к появлению первых советских космонавтов без погон.

Надо сказать, что Королев был с самого начала не слишком доволен закрепленной в документах монополии военных на космонавтов. В феврале 1962 г. С.П.Королев направил в правительство документы с обоснованием необходимости участия в полетах специалистов ОКБ-1 и научных институтов Академии наук (АН) СССР. Пока эти документы ходили по ведомствам в самом ОКБ-1 начали фактически формировать первый отряд собственных космонавтов. В центральном проектном отделе №9 по космическим кораблям и аппаратам Опытно-конструкторского бюро №1  собирались заявления от сотрудников этого отдела, других подразделений КБ и завода, смежников, научных работников, военных с космодрома Байконур, желающих стать космонавтами. Набралось около 60-ти человек, которым пообещали, что в скором времени они будут направлены на медобследование на базе Центрального военного научно-исследовательского авиационного госпиталя (ЦВНИАГ) ВВС, за которым и было закреплено монопольное право на выдачу медицинских заключений для будущих космонавтов. Однако военные на чисто отказывались принимать людей со стороны, представители ВВС вежливо поясняли, что каких-то гражданских они обследовать не будут, они это делают только для кандидатов в космонавты в рамках военных отборов. До свидания, счастья, здоровья.

В начале 1963 г. в отделе №9 собралась инициативная группа из 15 инженеров, которые по предложению В.Е.Бугрова решили начать самостоятельную подготовку. Предложение было поддержано М.К.Тихонравовым и одобрено С.П.Королевым. По его указанию список был расширен до 60 человек. Был принят план подготовки, согласно которому силами аэроклуба ОКБ-1 была организована парашютная подготовка и прыжки инженеров на аэродроме в Мячково.

Первую победу удалось одержать в феврале 1964-го, когда была принята программа «Восход», в которую прямо удалось вписать представителя ОКБ-1 в трехместный корабль. В апреле в структуре предприятия был образован Летно-испытательный отдел №90 – прообраз отряда космонавтов, и 5 мая его возглавил бывший летчик-испытатель ЛИИ Сергей Анохин. (про биографию которого надо писать отдельно). Из многочисленных кандидатов от ОКБ-1, которым удалось пройти через строй военных врачей и их мандатной комиссии, cвой выбор С.П.Королев сделал в пользу К.П.Феоктистова, который, будучи основным проектантом по кораблям «Восток» и «Восход», практически не имел конкурентов в силу своей высокой технической квалификации. Он и был направлен в ЦПК для непосредственной подготовки к полету на первом «Восходе». Совершив полет 12–13 октября 1964 г., Константин Феоктистов стал первым гражданским космонавтом.

Феоктистов перед полетом в космос
Феоктистов перед полетом в космос

Но Королев на этом останавливаться не собирался. Весной 1965-го ему удалось протолкнуть решение о том, что гражданских кандидатов в космонавты будет освидетельствовать в Институте медико-биологических проблем (ИМБП; создан в октябре 1963 г.). А в марте 1966 (уже после смерти Королева) вышел приказ министра общего машиностроения №121, согласно которому ОКБ-1 поручался отбор и подготовка гражданских космонавтов-испытателей и космонавтов-исследователей для полета на кораблях «Союз». Это вызвало настоящую бурю эмоций у военных, которые посчитали это нарушением предыдущих решений Сов Мина от 1960 года и беспардонным влезанием в их епархию. Но на это у сменившего Королева Мишина был уже готов ответ, а что такого? У вас свое министерство, а у нас свое. Более того, инициатива была подкреплена решением Военно-промышленной комиссии (ВПК) №144 (п.7) от 17 июня 1966 г., которое поручало Министерству общего машиностроения (МОМ) совместно с Министерством обороны (МО) и Минздравом рассмотреть состояние подготовки экипажей 7К-ОК, имея в виду включение в состав экипажей инженеров и научных работников. Фактически оно узаконило место гражданских космонавтов в будущих полетах и создание первого в стране подразделения для подготовки гражданских космонавтов. 

Подобное решение вызвало еще большую бурю среди военных, которые стали аргументированно доказывать, что Мишин и компания упорно пытаются продавить создание второго ЦПК в то время как у нас один то в неважном (на фоне тех же потенциальных партнеров) состоянии, а потом будут отправлять в космос неготовых людей (на кораблях которые нормально и не работают). В ход шли самые разные приемы включая и грязные подковерные игры с обещаниями сделать все чтобы кандидаты противоположного лагеря вообще никуда не улетели. В итоге военными была одержана частичная победа, итоговую подготовку к полету гражданские будут проходить в военном ЦПК, второй ЦПК создаваться не будет, но при этом от гражданских космонавтов им никуда не деться и их кандидатуры в каждый полет будут отстаивать из всех сил представители полудюжины министерств. Итоговое постановление ЦК КПСС и Совета Министров об этом выйдет лишь весной 1967-го, так что на споры и поливания грязью друг-друга будет потрачено достаточно времени. 

Мишин, тем временем, занялся практической стороной дела. По результатам повторной медицинской комиссии в ИМБП весной 1966 г. и мандатной комиссии ЦКБЭМ В.П.Мишин издал 23 мая 1966 г. приказ по предприятию №43 «О включении в состав группы космонавтов-испытателей Летно-методического отдела №731 инженеров ЦКБЭМ для участия в испытаниях нового корабля «Союз» и лунных кораблей Л-1 и Л-3». В составе группы было восемь человек  – эти восемь инженеров ЦКБЭМ и составили первый набор в отряд гражданских кандидатов в космонавты. Группу разместили в профилактории ЦКБЭМ, в лесу недалеко от предприятия. Началась подготовка по утвержденной программе, которая включала общефизическую и специальную подготовку, парашютные прыжки в аэроклубе г. Серпухова, полеты на самолете МиГ-15 и на летающей лаборатории Ту-104 (на невесомость) в ЛИИ МАП, воднолыжный спорт, испытания в барокамере, а также участие в решении задач, стоявших перед отделом.

В августе 1966 г. инженеры-испытатели прошли водные тренировки на морском макете спускаемого аппарата «Союза» на базе ВВС в Феодосии совместно с космонавтами ЦПК. Это были первые тренировки с военными космонавтами, при этом не обошлось без скандала. Военные отказывались пускать гражданских на свой режимный объект, на что представители ОКБ сообщили что в таком случае макет они тоже забирают с собой и тренируйтесь как хотите.

31 августа восьмерка гражданских кандидатов в космонавты была направлена в ЦПК для подготовки к полетам на «Союзах». Инженеров принял помощник Главкома ВВС по космосу Н.П.Каманин, который в тот же день отправил их на медобследование в ЦВНИАГ. Каманин был ярым противником гражданских космонавтов и до конца отстаивал «своих парней» из военных. После военной медкомиссии к подготовке в ЦПК были допущены пять человек из восьми, которые начали подготовку к полетам на первых союзах. Вскоре к ним присоединились еще двое, программа облета Луны УР-500К – Л-1, так же требовала гражданских специалистов. А вот Феоктистову вернуться в действующие космонавты в тот период так и не удалось несмотря на мощнейшую поддержку со стороны гражданских министерств, военные пошли на принцип и искали любые поводы не допустить его. Тем более,  Мишин и ко очень хотели сделать так чтобы тот полетел на одном из первых союзов командиром корабля, что для военных было как красная тряпка для быка.

Из первой десятки в космос полетят семь человек, причем все семеров совершат больше одного полета. Анохина (которого Каманин с своих дневниках величает исключительно «одноглазым»), Долгополова и Бугрова так и не пустят военные врачи. Елисеев станет первым гражданским совершившим три полеты, вскоре к нему в этом достижении присоединяться Кубасов, Макаров, Гречко и Рукавишников. Севастьянов успешно совершит два полеты, а вот Волков трагически погибнет при возращении из второго полета на «Союзе-11». Николаю Рукавишникову дважды пришлось справляться на орбите с серьезными техническими неполадками. В 1971 г. его экипажу не удалось перейти на борт орбитальной станции «Салют», он с трудом отстыковался от станции и вернулся на Землю «ни с чем». Во втором полете он вместе с А.В.Филипченко блестяще испытал новый вариант корабля «Союз», предназначенный для стыковки с «Аполлоном». Три года спустя Рукавишников возглавил первый советско-болгарский экипаж, но и в этот раз на станцию не попал – отказал двигатель корабля. И опять – возвращение, которое могло и не состояться. Не просто складывались полеты и у Олега Макарова. Он был в одном из первых экипажей для полета к Луне, но программу закрыли. Он должен был работать на станции «Салют», но два запуска подряд (ДОС-2 и ДОС-3) закончились неудачей. Лишь короткий, но важный испытательный полет модифицированного корабля «Союз-12» и спасательных скафандров (разработанных после гибели Добровольского, Волкова и Пацаева) был наградой за долготерпение. Через полтора года, 5 апреля 1975 г., – старт на «Салют-4» и новая неудача. Вскоре после включения 3-й ступени ракеты-носителя произошла авария, сработала система аварийного спасения. О.Г.Макаров и В.Г.Лазарев, спускаясь по баллистической траектории, впервые в мире испытали 21-кратные перегрузки. Олег Макаров не только сохранил здоровье, но еще дважды слетал в космос: он был в составе первого в мире экипажа посещения ОС – «Салют-6» и в составе ремонтного экипажа, продлившего жизнь все той же станции.

Нельзя не отметить что Елисеев был еще одним человеком против полета которого резко протестовали компетентные органы. Дело в том, что до 1950 года Алексей Елисеев был Алексеем Курайтисом, а его отец Станисловас (Станислав Адамович) Курайтис (Stanislovas Kuraitis) еще в 35 получил срок за антисоветскую агитацию. 

Тайный литовец Елисеев в скафандре.
Тайный литовец Елисеев в скафандре.

8 августа 1967 г. вышел приказ В.П.Мишина о составе группы инженеров-испытателей для подготовки к полетам на Луну по программе Н-1 –Л-3. В соответствии с программой подготовки инженеры-испытатели ЦКБЭМ участвовали в полетах на летающей лаборатории Ту-104 в ЛИИ МАП для отработки в невесомости динамических операций, выполняемых космонавтами при полете на Луну и при подсадке на орбите в корабль 7К-Л1 для облета Луны. Они проводили примерки и испытания скафандра «Кречет-94» на стенде ММЗ «Звезда» в условиях лунной тяжести и на макетах в цехах Завода экспериментального машиностроения (ЗЭМ). В полетах на вертолете Ми-4 космонавты ЦКБЭМ определяли возможность визуального контроля при посадке корабля на Луну. В группу вошла тройка не прошедшая на союзы плюс трое новичков. Но в связи с тем, что советская лунная программа тихо хирела пока не умерла в итоге из троих новых (оставшихся военные не пустили и сюда) полетел только Пацаев, полет которого закончился трагически. 

В.А.Яздовский должен был лететь в астрофизический полет на Союзе-13, но причина по которой он не полетел стала уникальной в истории мировой космонавтики. Сначала полет предполагался полностью гражданским экипажем, но военные опять зарубили идею. В мае 1973 г. началась непосредственная подготовка к полету в ЦПК и в качестве командиров кораблей назначены военные космонавты отряда ЦПК ВВС. В экипажи включены: Л.В.Воробьев и В.А.Яздовский;  П.И.Климук и Ю.А.Пономарев. Однако через несколько месяцев появилось замечание к Юрию Пономареву. Оказалось, что по росту в положении сидя он не умещается в кресло-ложемент. Вследствие этого Ю.Пономарев был отстранен от дальнейшей подготовки и вместо него во второй экипаж был включен В.Лебедев. В начале декабря 1973 г. подготовка к полету была полностью завершена, и 7 декабря экипажи вылетели на космодром. В тот же день вечером состоялось заседание Госкомиссии, на котором было принято неожиданное для космонавтов решение: основным экипажем были назначены П.Климук и В.Лебедев, а Л.Воробьев и В.Яздовский стали дублерами. По заключению Госкомиссии, замена экипажей была произведена «из-за излишней прямолинейности командира и принципиальности бортинженера». 

Вот как вспоминает об этом решении В.Лебедев: «Я с большим уважением отношусь к Валерию Яздовскому и Льву Воробьеву. Они были старше нас, оба опытные специалисты и профессионалы, умеющие работать самостоятельно. Каждый из них добросовестно относился к тренировкам, но когда этих людей свели в один экипаж, их сильные стороны перешли в амбиции, которые стали мешать их совместной работе. Они пошли по пути «перетягивания каната», выясняя, кто важнее в экипаже, и не считаясь с мнением друг друга. К сожалению, у них не хватило понимания того, что их будут оценивать не по отдельности, а как экипаж.« В общем, экипаж настолько переругался между собой, что их решили сменить на дублеров. Больше Яздовскому шансов не давали.

Лебедев был уже из третьего набора 1972-го, в который снова вошли три человека (вторым был Пономарев, а третьим Андреев). Из них полетел (причем дважды) только он. Сам Лебедев был человеком очень неординарной судьбы. Валентин Лебедев после школы поступил в Оренбургское высшее авиационное училище штурманов, но через год его уволили из ВВС в связи с сокращением Вооруженных сил. Лебедев окончил МАИ, одновременно занимаясь парашютными прыжками и пилотированием самолета Як-18. Затем он добился распределения в ЦКБЭМ, причем сразу в Летно-испытательный отдел (отряд космонавтов), был инструктором космонавтов, разрабатывал методики стыковки и даже эвакуировал «Зонд-5» после облета Луны. Работая в ЦКБЭМ, В.В.Лебедев не только освоил пилотирование реактивного самолета Л-29 и вертолета Ми-1, но и добился зачисления в школу гражданских летчиков-испытателей ЛИИ МАП. Там, до того как его зачислили в отряд космонавтов, он успел освоить пилотирование самолетов МиГ-15 и МиГ-21.

Лебедев (справа) на тренировках в ЦПК
Лебедев (справа) на тренировках в ЦПК

Для полетов на ДОСы, а также для испытательных полетов новых кораблей 7К-С в Подлипках был произведен очередной набор, последний при В.П.Мишине. 27 марта 1973 г. в отряд были зачислены четыре инженера ЦКБЭМ, причем каждый из четверых уже обладал огромным инженерным опытом. 

Владимир Аксенов к этому времени был уже опытным руководителем испытаний и сам занимался оценкой, проектированием и экспериментальной отработкой отсеков космических кораблей, отрабатывал действия космонавтов в открытом космосе в условиях невесомости (более 250 полетов на самолете-лаборатории общей длительностью около 10 часов) и лунной гравитации (около 40 мин). Ему приходилось разрабатывать инструкции для космонавтов, инструменты для работы в космосе. Александр Иванченков проектировал агрегаты для лунной ракеты Н-1 и лунного корабля 11Ф94, а в группе испытателей отдела космонавтов занимался испытаниями систем пилотируемых кораблей. Валерий Рюмин занимался подготовкой к полетам лунных облетных кораблей 11Ф91, а последние три года до набора был заместителем ведущего конструктора по комплексу «Салют»–«Союз». Геннадий Стрекалов являлся испытателем отдела космонавтов. Кроме того, он занимался выпуском технической документации по лунной ракете, лунному облетному и посадочному кораблям и даже по «Союзу-ВИ».

Неудивительно, что с таким багажом все четверо попадут в космическую обойму и совершат полеты. Аксенов и Иванченов по два, Рюмин четыре, а Стрекалов вообще пять. Причем Рюмин и Стрекалов совершат свои последние полеты уже вообще на американских шаттлах.

Найдите на фото отечественного космонавта.
Найдите на фото отечественного космонавта.
Рюмин заслоняет своей харизмой шаттл
Рюмин заслоняет своей харизмой шаттл

Свой отряд попыталась создать и АН СССР, но череда неудач советской космонавтики продлившаяся примерно до середины 70-ых фактически поставила крест на этих планах, мест еще и для ученых не было. В ИМБП РАН тоже пытались создать свой отряд, но у них вышло не сильно лучше, хотя как сказать, Валерий Поляков стал кандидатом в космонавты еще в 1972-ом, первый раз полетел в 1988-ом, а в 1994-1995 поставил непобитый и по сей день рекорд продолжительности полета (437 суток 17 часов 58 минут). Еще один отряд попробовали создать и в ЦКБМ (НПО машиностроения), но и там не сложилось, военные не собирались пускать гражданских в свою вотчину «Алмаз»-ТКС, а пилотируемые полеты ТКС так и не состоялись.

Валерий Поляков жизнерадостно смотрит в окошко станции Мир
Валерий Поляков жизнерадостно смотрит в окошко станции Мир

Что мы можем сказать глядя на все это? Ну, во-первых, путь в космос через «королевскую фирму» был надежнее чем через наборы ВВС, хотя бы потому, что кандидатов было во много раз меньше. Во-вторых, за исключением полетов на «Алмазы», места борт-инженеров были фактически гарантированны гражданским, что в купе с предыдущим пунктов еще больше увеличивало шансы. Ну и, наконец, в-третьих, по мере сдвига советских космических планов от лунных амбиций к долговременным орбитальным станциям на первый план действительно стали выходить квалифицированные инженеры, что открыло дополнительные возможности для гражданских специалистов.

На этом цикл пожалуй завершим, и анонсируемый следующий.

Космические аварии.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
До меня дошли пикантные подробности последних переговоров в Минске. Точнее один информированный знакомый рассказал, как они закончились. Всё произошло предельно лаконично. После того, как Кучма озвучил требования Киева к ДНР и ЛНР, представители этих республик дружно встали и сказали: « ...
О катастрофе в России из-за падения цен на нефть и, как следствие, на газ, написано так много, что в фатальности нашего ближайшего будущего уверены почти все. Априори. Если же посмотреть на происходящее внимательнее, выводы не столь очевидны. По расчетам, проведенным экспертами исследова ...
На станции Советы у города Кинель полицейские нашли игравшего на действующих железнодорожных путях двухлетнего малыша. Он находился на рельсах, по которым ходят электрички, в то время как его мама и бабушка развлекались. Десятилетняя сестра ...
Ведущий Fox News Такер Карлсон обрушился с резкой критикой на генерала Марка Милли, назвав председателя Объединенного комитета начальников штабов "тупой свиньёй" после того, как тот решительно выступил в защиту преподавания критической расовой теории офицерам. В своем ...
«Портфель лежебоки» за май 2023 г. прибавил +2,4%, с начала 2023 г. - +20,4% и вышел на новые максимумы. Просадка прошлого, 2022 года была полностью закрыта еще месяц назад. За май 2023 г.: - Фонд российских акций - +7,3; - Фонд российских облигаций - +1,5%; - Золото - -1,7%. Полет ...