Косметика и православие. Как добродетельной женщине оставаться красивой.
ideal-happines — 16.03.2017 Как я уже рассказывала раньше http://ideal-happines.livejournal.com/4947.htmlмоя старшая дочка - очень успешный консультант по красоте Mary Kay.
И как девушка православная, она старается соблюдать баланс между красотой естественной природной и тем чрезмерным украшательством, которое делает женщину вульгарной.
Эта тема всегда интересовала и меня, потому что я сама стараюсь по возможности часто бывать в храме. Хочется выглядеть естественно и уместно, но при этом хочется быть ухоженной, красивой.
Искренне считаю, что любая православная женщина, приходя в храм, несет ответственность за то, как она выглядит и как себя ведет, потому что для случайно зашедших или не особо сильно верующих она должна быть желанным образцом для подражания.
Нельзя, чтобы глядя на нас окружающие думали: "Ну эти православнутые - известные фрики, ходят не пойми в чем, чтобы все видели, как они Бога любят". Нет, окружающие должны увидеть скромность, чистоту, красоту, но отнюдь не замотанную с ног до головы в тряпки и платки тетку, которая сто лет не мыла волосы, лицо ее стало похожим на печеное яблоко, а ботинки фасона "прощай молодость" она доносила до состояния домашних тапочек, чтобы удобнее стоять на долгой службе. На такую не хочется быть похожей.
Возвращаясь в вопросу о косметике, дочь прислала мне ссылку на совершенно замечательную статью в православном журнале "Фома", которой я хотела бы поделиться с читателями. Она совершенно и полностью отражает все то, что я до сегодняшнего дня думала об уходе за собой с точки зрения верующей женщины, но не могла так замечательно сформулировать.
Привожу ссылку на статью, и процитирую самую интересную для меня часть:
http://foma.ru/konsultant-po-krasote.html
Интервью с Натальей Арсеньевной Головко, консультантом по красоте Mary Kay.
Мать — народная артистка РСФСР и театральный педагог Кира Николаевна Головко, широко известна по роли графини Ростовой в фильме «Война и мир». Отец — Арсений Григорьевич Головко, бессменный командующий Северным морским флотом во время Великой Отечественной войны, умер в 1962 году (предположительно от лучевой болезни после испытаний ядерного оружия на Новой Земле). В свое время семья жила в знаменитом Доме на набережной. В 1974 году Наталья Арсеньевна окончила Школу-студию МХАТ, 15 лет играла во МХАТе. Сегодня вместе с мужем руководит студенческим театром при МГИМО. Консультант по красоте компании Mary Kay. Духовная дочь епископа Пантелеимона (Шатова). Раз в неделю дежурит в больничном храме в качестве катехизатора или «доброжелательной дежурной». Воспитала сына и дочь.
— Наталья Арсеньевна, Вы помогаете в храме — по мнению многих, это территория запретов в том, что касается внешности. И, вместе с тем, Вы — консультант по красоте, имеете дело с косметикой. Нет ли тут внутреннего раздвоения, противоречия?
— Конечно, если бы внимание к своему внешнему виду было последним, что стояло бы между нами и Богом, — я понимаю: да бросить, конечно, это дело! Но это совсем не так. Для меня — противоречия нет. Когда я выбирала профессию «консультант по красоте», я уже давно была в Церкви, и внутренних сомнений в том, что женщина должна за собой ухаживать, у меня не возникало. Огромное количество светских, нецерковных женщин в России не считают нужным следить за собой, и, мне кажется, от этого они не становятся ближе к Богу ни на один сантиметр.
Поэтому раздвоения никогда не было. Но вот перед тем как спросить благословение у духовника, я, конечно, порядочно волновалась.
— На Ваш взгляд, это вопрос, требующий участия духовника?
— Вообще я думаю, человек, который давно в Церкви, во многом должен быть сам себе критерием, и спрашивать у духовника: «Благословите открыть форточку», когда ты 10 лет исповедуешься и причащаешься, уже странно. Но если речь заходит о действительно важных в жизни решениях — другое дело! Поэтому, когда встал вопрос, становиться ли мне профессионалом в индустрии красоты, я спросила владыку Пантелеимона (Шатова), тогда еще отца Аркадия, он был моим духовником. Батюшка взял с собой на Афон статьи про компанию, в которой я собиралась работать, почитал, сказал, что выглядит все очень достойно. А потом задал грозный вопрос, которого я боялась: «А что с декоративной косметикой?..»
«Вы знаете, — ответила я дрожащим голосом (я его очень уважаю, но все-таки тогда постаралась настоять на своем), — если женщина не пользуется декоративной косметикой, я никогда не буду ее уговаривать. Но если уже пользуется, то я постараюсь научить ее делать это ненавязчиво и деликатно».
На том и остановились.
— К декоративной косметике многие относятся отрицательно, недаром часто называет ее «штукатуркой». Это ведь не просто так — как Вам кажется?…
— Но ведь и дом штукатурят, делают краше! Мне кажется, пока наше лицо не светится, как у Серафима Саровского, почему же его нельзя украсить, позаботиться о нем?
Да, если подходить строго формально, то придется сказать, что в этом есть некое лукавство, желание казаться лучше, чем мы есть. Если подходить формально, то и каблуки, получается, лукавство: ими мы зрительно делаем ноги длиннее; и хорошо сшитое платье определенной раскраски и цвета и фасона — тоже лукавство, потому что им мы скрываем недостатки фигуры.
Но я думаю, что формальный подход тут не годится. На мой взгляд, здесь дело в другом…
— В чем именно?
— Я много думала и читала на тему красоты, женственности, и пришла к выводу, что внешность — это женский способ общения с миром, наш разговор с окружающим миром. Если мужчина прямой, прагматичный, жесткий, даже, может быть, грубоватый, то женщина — тоньше, интуитивней, да она просто другая. И было бы, мягко говоря, странно, если бы она походила на мужчину прямотой, рассудочностью.
На мой взгляд, для женщины внешность всегда имеет значение. Она может сказать, что рада и довольна жизнью, счастлива, что у нее все хорошо — элементами своего костюма, прически, в конце концов, своей декоративной косметики. «Пусть не думают, что многодетные живут плохо», — говорила одна матушка, у которой к тому моменту было уже четверо детей, и подкрашивала реснички, когда выходила с малышами на улицу.
Мне кажется, это желание нести в окружающий мир какую-то гармонию, и оно естественно для прекрасной половины человечества. Когда мы хорошо, продуманно, аккуратно одеты, причесаны, когда у нас свежее лицо — по-моему, это правильно. Тем более, в окружающем нас безумном мире. Напротив, в отказе от ухода за собой может крыться гордыня: «А вы примите меня такой, какая я есть!»
Говорят, женщина должна, прежде всего, обладать внутренней красотой, любить, быть жертвенной. Но посмотрите, сколько хмурых лиц на улицах, в московском метро: какая война случилась? Кого похоронили?! Жертвуют-то от полноты, надо чтобы было, что отдавать, а когда нет никаких сил (и это бросается в глаза по одному внешнему виду!), какая может быть жертвенность?..
Надюесь, что православные женщины, читающие эти строки, задумаются над тем, что вера в Бога и женская красота - это не противоречащие друг другу понятия. В конце концов, пока мы еще не достигли святости и наше лицо не украшает нимб, мы должны каким-то образом нести в мир простую, земную красоту и свет, и косметические средства нам в этом помогут.
Еще я нашла замечательные материалы про одежду для верующих женщин и скоро с удовольствием про это напишу.
|
</> |