Коррида в Испании уходит в прошлое: современные испанцы считают это жестоким,
smapse — 15.11.2025
Для Испании коррида — не просто шоу, а часть национального характера. Сотни лет она объединяла людей на площадях, превращая бой человека и быка в символ отваги и гордости, но сегодня этот символ трещит по швам: одни требуют сохранить традицию как часть культурного кода, другие называют ее сумасшедшим варварством. Кто прав — история или мораль XXI века?

Дорогие друзья! Если мой контент приносит вам радость и вы хотите поддержать мое творчество, я буду благодарен за вашу помощь. По ссылке вы можете сделать донат. Огромное спасибо за вашу поддержку и внимание!
От древнего ритуала до национальной легенды
Истоки корриды уходят вглубь тысячелетий. Еще жители Пиренейского полуострова бронзового века поклонялись быку как священному существу, видя в нем силу и плодородие. Тогда сражение с животным воспринималось не как развлечение, а как мистический обряд — победа человека над смертью.
Со временем этот древний ритуал превратился в торжественное зрелище. Уже в XVI веке бой быков стал неотъемлемой частью испанских праздников, а на рубеже XIX–XX веков — главным культурным символом страны. Коррида обрела строгие правила, ритуалы, эстетику, ее герои — матадоры — стали национальными звездами. Это был настоящий «золотой век» корриды: арены собирали тысячи зрителей, а имена тореро звучали громче, чем фамилии министров. Художники, от Гойи до Пикассо, запечатлевали плащи, кровь и пыль в своих картинах. Коррида стала искусством — и одновременно ареной споров.
Матадор и бык: правила кровавого спектакля
Коррида — это не просто бой. Это спектакль, строго поделенный на три акта, или терции.
- Первая — tercio de varas, «терция пик». Быка выпускают на арену, и он встречается с тореро, который проверяет его силу и характер. Пикадоры, сидящие на лошадях, ранят животное копьями, чтобы ослабить.
- Вторая — tercio de banderillas, где быку вонзают в спину короткие копья с лентами. Это зрелище для публики: яркое, драматичное, но мучительное.
- Третья часть — el tercio de la muerte, «терция смерти». Матадор остается один на один с быком, держа в одной руке красный плащ, в другой — шпагу. Несколько минут игры — и решающий удар в сердце. Если все сделано «чисто», зрители взрываются аплодисментами, если нет — позор и освистывание.
Выживший бык — редкость, но если животное проявило исключительную доблесть, президент корриды может «подарить ему жизнь». Тогда его выпускают на волю, и он больше никогда не выходит на арену. Правда, таких историй — единицы.

Искусство или пытка?
Тысячи людей по-прежнему приходят на корриды, особенно во время праздников, вроде знаменитого Сан-Фермина в Памплоне. Для них бой с быком — не убийство, а танец, искусство, воплощение испанского духа.
Но все больше жителей страны думают иначе: молодежь, выросшая в мире сохранения прав животных и социальных сетей, воспринимает корриду как пережиток прошлого. «Какую пользу приносит убийство животных нашей экономике или культуре?» — задаются вопросом молодые испанцы. Они не видят в корриде «искусства» — только жестокость. И действительно, цифры поражают: ежегодно на аренах Испании и Латинской Америки погибают более 30 тысяч (!) быков. Погибают и люди — десятки матадоров и сотни лошадей за историю традиции.
Запреты и протесты
Постепенно Испания начала меняться. Первой корриду запретили Канарские острова, Барселона в 2004 году объявила себя «свободной от корриды», а Каталония в 2009-м официально закрепила этот запрет на законодательном уровне. Правда, спустя несколько лет Конституционный суд признал закон недействительным, объяснив это тем, что коррида — часть национального культурного наследия.
Тем не менее, многие города отказались от боев добровольно. Арены пустеют, зрители стареют, коррида все чаще существует скорее как туристический аттракцион, чем как национальный ритуал.
А вот Колумбия пошла дальше: там полный запрет корриды вступит в силу в 2027 году.
Испанская дилемма XXI века
Что делать с традицией, которая веками была символом страны, но сегодня воспринимается как акт насилия? Отменить — значит отказаться от части истории, сохранить — значит мириться с кровью и жестокостью на арене.
Для Испании коррида остается болезненным вопросом идентичности. Одни говорят: «Без нее мы потеряем кусочек души», другие отвечают: «Настоящая душа — в милосердии». Может быть, именно этот спор и показывает, что Испания взрослеет? Как и все человечество, она ищет баланс между гордостью за прошлое и ответственностью перед будущим.

Вместо точки
Коррида уже не та, что раньше: ее плащи по-прежнему алые, но смысл выцветает. В XXI веке, где ценится гуманность, убийство ради искусства все чаще вызывает не восхищение, а протест. Сможет ли Испания переродить свою традицию без крови — вопрос времени, но ясно одно: эпоха безусловного восхищения тореро уходит. И, возможно, это не утрата, а шаг к новой, более человечной культуре.
Сколько стоит билет на автобус в Иркутске? Цены, маршруты и лайфхаки для пассажиров
Про внезапное и необъяснимое отключение горячей воды в Москве в октябре
SHAMAN и Мизулина сыграли свадьбу в Донецке
Россия — мононациональная страна
7 оригинальных блендов Nespresso, которые я купила в 2025 году
"Мост Красного Курсанта" через реку Ждановку
Первый снег
Минобороны впервые показало эмблему новых войск беспилотных систем.
Спасение курицы пожарными

