Коротко о "Киммерийском лете" Слепухина: любовь, максимализм и конфликт в семье

Вот так советская книжка. Прибавьте к этому напитки покрепче, которые 16-летняя дева употребляет со всеми - начиная от одноклассников, заканчивая родителями)) И при этом, книга не про маргиналов, а про золотую молодежь))

Сюжет
Один год из жизни 16-летней Ники Ратмановой, за который произошло столько, что с иными и за жизнь не случается.
Декорации. Центр Москвы. Очень обеспеченная семья. Папа метит в замминистры. Старшая сестра Света живет отдельно, они с мужем физики-ядерщики. Домработница, престижная школа. В общем, золотая молодежь. Скучают. Интересничают. Философствуют. Увлекаются друг другом, но пока несерьезно. Жаргон конца 60-х. Шмотки, вечеринки. Читают Булгакова и Стругацких, слушают Высоцкого.
Летом сестра Светлана собирается на папиной Волге на юг. Берут и Нику, хотя она не в восторге. Ее напрягает бесконечная дорога и толпы отдыхающих. Машина ломается у лагеря археологов. Ника упрашивает руководителя Дмитрия остаться у них на месяц. Тот соглашается.
За это время черствый мизогин Дмитрий, которому, к слову, уже 29 лет, влюбляется в Нику и даже успевает страшно коряво объясниться. Та польщена и принимает ухаживания.

Но лето пролетело как сон. Началась учеба. Все меняется. Ника понимает, что влюблена в Дмитрия, а одноклассник Андрей - что он жить не может без Ники. Здесь сюжет совершает, как теперь говорят, твист и вдруг становится семейной драмой. Ника узнает, что ее родители в 1945 году совершили страшный и аморальный поступок. Она решает, что жить с ними больше не сможет. Вся жизнь просто разбивается в одночасье и Ника переживает сложные времена, мечется, принимает спорные решения, руководствуясь еще более спорными мотивами.
Про поступок родителей
В этой книге нестандартный конфликт отцов и детей, доведенный до предела, до максимума, до абсурда. Слепухин называет такой поступок, который очень сложно оправдать, тем более смириться с тем, что это сделали твои родители. Да еще к тому же этих родителей не мучила все эти годы совесть. Мало того, они считают оба, что поступили правильно!

И отец, и мать Ники рассуждают о морали, вспоминая свой поступок, так: эта старая, поповская, мораль устарела, Достоевский с его слезой ребенка тоже. Новый гуманизм мать понимает так:
Приходится жертвовать благом одного во имя блага многих; неужели была хоть одна капля целесообразности в том, чтобы вместо одного страдали трое, даже четверо?
Математика! Ну, и не психопаты ли они после этого?
Психопатия — психопатологический синдром, проявляющийся в виде таких черт, как бессердечие по отношению к окружающим, сниженная способность к сопереживанию, неспособность раскаянию, эгоцентричность и поверхностность эмоциональных реакций.
И сестра там такая же - ее то и дело называют равнодушной, бесчувственной. Один только вопрос - как в этом семействе могла получиться такая чуткая Ника? На замкнутость и склонность к самоанализу наложился подростковый максимализм, и получился взрыв. Это очень даже понятно. Но после того, как мать все же сломалась (не из-за чувства вины, просто благополучная жизнь рухнула), Нику понесло еще дальше.
Теперь она стала чувствовать вину, что "довела мать". В итоге доходит до полного раздрая. Девочка получила психологическую травму, но психологов, понятное дело нет, как нет и людей, способных как-то сгладить и стабилизировать ее состояние (учительница не в счет). Думаю, именно поэтому и конец такой. Вот эта история для меня была самой интересной в книге.
Про любовь
Любовная линия не произвела впечатления. Единственное, не поняла я, зачем было нужно делать эту линию дяденьки и девочки. Вроде того, он мог как-то поспособствовать в ее беде, взять ответственность, что-то решить. Но этот великовозрастный Дима не сделал ровным счетом ничего, кроме пустых перемещений между городами и разговоров ни о чем.
С другой стороны, думаю Нике он не больно и нужен, несмотря на вздохи и красивые слова. Ей льстит, что он ученый-археолог. Вот был бы он чертежником или бухгалтером, посмотрела бы я. Опять же в начале уж слишком корявое объяснение в любви, при этом к концу повести писатель будто вспомнил, как надо писать об этом и выдал несколько очень лиричных строк.

Не зря Слепухин пишет, что Дмитрий женщин не понимает и побаивается, поэтому не ждет от них ничего хорошего. Возможно, девочка кажется ему безопаснее взрослой женщины. Но даже с ней он не понимает, когда надо действовать, а когда ждать. Все делает неправильно. В конце он заливается соловьем, что будет ее всю жизнь ждать. Жди, что-то мне подсказывает, что поезд ушел.
Но вообще поражает, что любовь эту одобряют просто все, ни у кого она не вызывает ни удивления, ни протеста. Родители так вообще не прочь ее сплавить к этому Дмитрию с глаз подальше, хоть замуж, хоть даже так. 16 лет девочке, напоминаю!
Про все остальное
Еще удивляет меня в советских книгах повальная дегустация "напитков". Ну невозможно, 15-16 летние без конца пьют, и это просто норма какая-то у них.
Ну и, пара слов про Андрея - начинающего художника и тоже женоненавистника. Как вам такая фразочка:
Почему женщины так мало сделали в искусстве, в творчестве. Практически- ничего. Писательниц было сколько угодно, но ведь это самая примитивная форма творчества, а высшие - музыка и живопись - доступны только мужчинам.
Он меня вообще нереально раздражал своими сентенциями и многомудрыми мыслями. То, что он думает об искусстве - просто элементарные вещи, о которых думают все, но для него это открытие. Терпеть таких не могу. И зачем этот персонаж вообще был нужен, не понимаю.

В общем, книга мне скорее не понравилась. В ней для меня есть только интересный конфликт, все остальное раздражало. Кроме того, бесконечные любовные описания улиц и всяких заведений Москвы и Ленинграда - это интересно только тем, кто там живет. Мне вот вообще параллельно и скучно по сто раз читать про их маршруты с подробным указанием улиц, а также псевдофилософские рассуждения заевшихся уставших в 16 лет мажоров, погрязших в вещизме и скуке.
Знаю, что многие, прочитавшие в юности, остались в восторге. Увы, в моем возрасте я вижу совсем другое, и, преимущественно, недостатки.
Кстати, у меня есть ответ, почему женщины "так мало сделали". Если коротко - как раз мужчины им этого сделать не дали. Если длинно, то здесь.