Короли и куртизанки
ru_royalty — 01.01.2017Их внимания добивались императоры, короли и миллиардеры. Они вытягивали миллионы из кошельков своих покровителей. Они были законодательницами мод и самыми финансово независимыми женщинами своего времени.
Парадокс, но в лицемерном и чопорном 19-м веке именно женщины, продававшие свою благосклонность за деньги, стали первыми супер-звездами СМИ. Они играли ту роль, которую сейчас играют супермодели. Газеты пестрели репортажами об их новых поклонниках, туалетах, гламурных выступлениях...
Речь пойдет о четырех самых известных и дорогих куртизанках Прекрасной эпохи, которые придали древнейшей профессии новый имидж и лоск. Из-за специфики сообщества я выбрала четырех самых известных, которые имели в любовниках монархов.
(Прекрасная эпоха – это условное обозначение периода европейской (в первую очередь французской) истории между последними десятилетиями XIX века и 1914 годом.
Это был золотой век автомобилестроения и воздухоплавания, бульваров и кафе, кабаре и варьете, время расцвета фотографии, рождения кино, открытий в науке и медицине, новейших технологий, экономического прогресса, модерна и модернизма в искусствах и литературе, спора вокруг «женского вопроса» и начала суфражистского движения)
У знаменитых куртизанок Прекрасной эпохи были существенные отличия от куртизанок прошлых веков....
Известные куртизанки прошлых веков (Диана де Пуатье, маркиза де Помпадур, маркиза де Монтеспан...) происходили в большинстве своем из сословия дворян или состоятельных буржуа, их клиентами были почти исключительно короли и прочие аристократы. Они требовали титулов и официального признания себя, как фавориток монарха, часто вмешивались в политику.
Известные «дамы полусвета» Прекрасной эпохи напротив почти все происходили из незнатных семей, а то и вообще из самых низов, не требовали титулов, не вмешивались в политику, и список их
Феномен взлета "ночных красавиц", "дам полусвета" напрямую был связан с реалиями того времени. В связи с индустриальной революцией и демократизацией общественной жизни впервые в истории войти в лигу миллионеров получили возможность мещане, буржуа и selfmade-мужчины. Они вели расточительный образ жизни и делали все возможное, чтобы выставить напоказ свое богатство и социальный успех. И помимо их дворцов, которые не уступали в роскоши дворцам аристократии, элегантных экипажей атрибутами их высокого статуса являлись также и дорогие
Самые легендарные куртизанки того времени были француженками или иностранками, сделавшими карьеру во Франции.
Номер 1.
Каролина Отеро, или «Прекрасная Отеро» (Caroline Otero, La Belle Otero), 1868 - 1965. Она была «королевой» среди куртизанок Прекрасной эпохи. Самая прославленная, самая высокооплачиваемая, самая состоятельная из всех.
Родом из бедной испанской семьи, в 12-летнем возрасте бежала из дома. Танцевала в кабаках и трактирах, занималась проституцией. Выступала в Барселоне, один клиент-банкир привёз её в Марсель.
Выступала в парижском театре Фоли-Бержер, концертном зале Олимпия. Гастролировала в Австро-Венгрии, США, Аргентине, России (1898), познакомилась с Распутиным. В списке ее клиентов были Вильгельм II, Николай II и несколько великих князей Романовых, Леопольд II, Альфонс XIII, Эдуард VII, князь Монако Альберт I, герцог Вестминстерский, и многие другие (И это только коронованные и аристократические особы!). "Прекрасная Отеро" имела статус самой желанной женщины во всей Европе. Из-за неё стрелялись на дуэли, её портреты писали знаменитые художники, модные фотографы снимали её для почтовых открыток. У русского художника Врубеля тоже есть "Портрет Каролины Августы Отеро".
Однажды один миллионер предложил ее 10.000 франков за ночь, ему передали ответ возмущенной Каролины: «Сеньорита Отеро не принимает милостыни».
Описывают случай, как Отеро, едва прикрытую прозрачной газовой тканью, подавали на серебряном блюде «на десерт» в закрытом клубе на ужине в честь Николая II.
Каролина была очень богатой женщиной, имела роскошную виллу на Лазурном берегу. Но, отличаясь болезненной страстью к азартным играм, промотала все свое состояние, продала виллу и на склоне лет (а прожила она 97 лет) жила в меблированных комнатах в Ницце на пособие, которое ей выплачивало казино Монте-Карло в память о тех многих миллионах франков, которые "прекрасная Отеро" проигрывала здесь в прежние времена.
Отеро в последние годы жизни:
Номер 2. (дальше это не рейтинг, а просто список).
Лиана де Пужи (Liane de Pougy) 1869 - 1950. Французская танцовщица и куртизанка. Ее пикантным «опознавательным» знаком был шрам на ягодице – якобы след от выстрела мужа, который застал ее в постели с любовником.
Добилась некоторого успеха на сцене, брала уроки у Сары Бернар, которая высказалась о Лилиане: «Лучше показывай публике свою задницу, но оставь сцену. Задницей ты заработаешь больше, чем ртом».
Со временем Лилиана вступила в "высшую лигу" куртизанок. Среди ее щедрых клиентов были английских король Эдуард VII и многие европейские аристократы. И достойно ушла на «пенсию» - в возрасте за 40 вышла замуж за румынского князя Георгия Гика, бывшего ее моложе на 15 лет. После нескольких лет счастливого брака князь бросил жену ради более молодой красавицы.
В 1945 Лиана вступила послушницей в доминиканский орден. Ухаживала за умственно неполноценными детьми в сиротском приюте.
Номер 3.
Эмильена д’Алансон (Émilienne d'Alençon) 1869— 1946, прозвище «Мими». Французская актриса и танцовщица, звезда Прекрасной эпохи.
Ее актерским амплуа были субретки и кокотки. Также исполняла эротические "змеиные" танцы.
Эмильена обладала жизненной хитростью уличной женщины и не испытывала иллюзий по поводу своего статуса, где граница между актрисой, музой и содержанкой была весьма размыта. Крылатой стала ее фраза: «Если ты спишь за деньги с простым смертным, ты шлюха, а если с королем, ты фаворитка. Разница большая и звучит куда лучше.».
Красавица парижского полусвета, где появилась в 1885 году. Год проучилась в Консерватории драматического искусства. Выступала в Казино де Пари, Фоли-Бержер, парижском мюзик-холле «Ла Скала» на Страсбургском бульваре, в концертном зале Олимпия, театре Варьете и др. Гастролировала в Лондоне. Соперничала с Лианой де Пужи и Каролиной Отеро, их называли «тремя грациями Прекрасной эпохи».
Среди её интимных друзей были герцог Жак д’Юзес, бельгийский король Леопольд II, любовник Коко Шанель Этьен Бальзан, жокей Перси Вудленд... Её рисовали Тулуз-Лотрек, Жюль Шере. Ею восхищался Марсель Пруст. С ней был знаком князь Феликс Юсупов, о чём рассказано в его мемуарах.
Разорилась и в 1931 году была вынуждена продать с молотка все свои драгоценности.
Номер 4.
Клео де Мерод (Cléo de Mérode), 1875 - 1966 — французская танцовщица и балерина.
Одна из первых красавиц Франции своего времени и первая профессиональная фотомодель в истории. Ее лицо не сходило с обложек журналов и почтовых открыток. Ее портреты писали Дега, Климт и Тулуз-Лотрек...
Женщины всего мира копировали ее прическу, которая так и называлась «бандо в стиле Клео де Мерод».
Известна она была своими романами с махараджей Капурталы и бельгийским королем Леопольдом II. Король особо не любил оперу и балет, но частенько наведывался туда из-за красивых молодых танцовщиц. Его связь с Клео постоянно мусолилась во французской прессе, которая прозвала его «Клеопольд». Газеты писали, что король Бельгии якобы намеревается отречься от престола и вступить в морганатический брак с Клео де Мерод. Клео возмущалась: как люди могут даже предполагать, что такая красавица, как она, может что-то иметь с таким уродливым стариком? (кто не знает, как выглядел Леопольд, то здесь статья с портретом в википедии о нем).
Говорят, когда Леопольд решил сделать Франции какое-нибудь ценное подношение, именно Клео подсказала ему идею подарить Парижу метро.
Клео не нравились, что ее считают куртизанкой, она считала себя „L'ARTISTE“.
Когда писательница Симона де Бовуар в 50х годах опубликовала свою знаменитую книгу «Второй пол», в которой назвала Клео «дамой полусвета», 75-летняя Клео, считавшаяся прессой давно умершей, возникла из небытия, засудила писательницу и выиграла процесс!
Источники:
Википедия
Журнал «Das Krone-Magazin. Geschichte. Lust und Liebe»
|
</> |