Корни ревности

Что самое загадочное в ревности? Иррациональность. "Собственническое чувство" я сейчас не рассматриваю, хотя оно может иметь место и обычно имеет место, порой составляя главное в ревности. Но с моей точки зрения, собственничество паразитирует на других, зачастую неясных самому человеку стремлениях и побуждениях. Однако неясных - не значит не поддающихся объяснению и осознанию. Почему же мы ревнуем? Есть ли корень в любви или ревность не связана с любовью? Конечно связана. Не может быть не связана уже потому, что если любишь - тебе важно всё, что происходит с любимым человеком. Любовь не совместима с безразличием. Но ведь любовь - и ревность тоже - бывает не только связана с полом! К примеру, можно ревновать друга. Друг общается не с тобой, а с кем-то другим. Обидно? Да. А вот почему, чем это ущемляет? Почему мужчина или женщина ревнуют даже тогда, когда нет причин для измены? Я не назову это беспочвенной ревностью. Не стоит рассматривать ревность только как угрозу разрыва. Тем самым мы заранее приписываем, чем должна быть ревность. И выдаем частность за целое.
Рассмотренный случай с дружбой можно изменить. А что если друг сейчас общается не со мной, а с другим другом, которого я знаю? Ревности не будет или она значительно ослабнет. То же самое, ещё более выраженное - заметно в отношениях мужчины и женщины. Причём мужчина стремится узнать не только с какими мужчинами общается (и даже может вступить в общение!) его любимая, но и с какими женщинами она общается. Если она проводит много времени с подругой - возникает ревность к подруге. Симметрично женщина ревнут в первую очередь к другим женщинам, но и кристально верный муж, ни разу не взглянувший на другую женщину (я намеренно утрирую) - не избежит ревности. Ревность будет по отношению к друзьям мужа. Они как бы "похищают" его. При этом есть желание войти в компанию, принять участие. Это как бы нейтрализует непонятную опасность, хотя вроде и опасности никакой нет. Но предельного развития этот феномен достигает в "любовном треугольнике". Парадоксальным образом, женщина (мужчина - симметрично) очень сильно хочет знать, с кем общается её любимый, с кем изменяет - если есть подозрение или даже знание факта измены. Полным абсурдом кажется, что стремление к знакомству не пропадает даже после прекращения романа на стороне, либо после разрыва отношений. Как поется в песне "я хочу узнать - на кого ты меня променял".
Задумайтесь - разумно ли это? Нет, это полностью иррационально. Но эта иррациональность не носит характера искаженности, болезни, психического отклонения. Это как будто сильное естественное желание. Так и есть - корни явно следует искать в прошлом человека, в его этологии. Напомню, что этологией человека я называю не описание его поведенческих форм( как это делает этология животных), а описание естественной основы его поведения, естественных компонентов поведения. Зачастую они проглядывают в искаженных формах, в поведении, обусловленном культурной ситуацией и казалось бы не относящихся к природе человека и инстинктам. Именно такой случай мы и имеем с ревностью. Не обратившись к этологии, истории, этнографии - скрытую суть ревности не понять. Речь не о чувстве ревности, а о корне ревности. На эту основу ложится и собственничество, и рациональные расчеты, и боязнь одиночества, характерная для индивидуалистического современного общества. Всё это важно, но разговор пойдет об основе, на которую ложатся эти переживания и представления.
Из того, что я уже сказал о ревности, видно, что она связана с неравнодушием. А значит - с беспокойством. Проблема в том, что то, что современный человек воспринимает в ревности как беспокойство ЗА СЕБЯ - на самом деле есть беспокойство ЗА ДРУГОГО. Вдумайтесь, и вам станут понятны парадоксы ревности. Так вот зачем мужчине знать, с кем проводит время (пусть даже на работе) его жена или любимая, которой он полностью доверяет. Доверие самой женщине (симметрично - мужчине) не устраняет ревности, потому что источник чувства - беспокойство именно за неё, за то, что с ней случится. Её возможная ошибка/слабость/измена в этом контексте становится частью опасной для любимого ситуации. Так мать беспокоится за отсутствующего ребенка, даже зная, что он в безопасности. Видимо нам, как приматам, врожденно присуще беспокойство за человека, которого мы любим и о котором с думаем, но которого не видим. И ещё хуже - не знаем, где он - то есть не можем себе представить, что отчасти заменяет непосредственный контакт, сглаживает беспокойство. Вспомните типичные мамины "ну ты только скажи, где ты будешь, мне будет спокойнее". У ревности - те же корни! А потому ревность может показывать сильную любовь, а не недоверие к любимому.
Особенно это касается мужской ревности. Мужчина изначально опекал и защищал женщину. От всех других мужчин? Конечно нет. Угрозу представляли не другие члены племени/общины, а чужаки. Вспомните и о практиковавшемся с глубокой древности похищении женщин. Причем иногда это было похищение по сговору с женщиной, что нашло отголоски в свадебных обрядах многих народов. Но значит женщину нужно охранять, приглядывать за ней. Увидеть - просто увидеть женщину с чужим мужчиной - значит включить сигнал опасности. Если это закрепилось на инстинктивном уровне - разум этого не будет контролировать и вот вам, пожалуйста, иррациональная ревность. Женщина чувствовала отчасти то же, только страх был скорее потерять мужчину - потерять в прямом смысле - что он погибнет. Этот страх потери у женщины, мне кажется, заметен до сих пор. Это страх за мужчину и отчасти, га втором плане страх потерять персонального защитника (не кормильца, потому что в племени голодным не остается никто). Но всё же и у мужчины и у женщины первичен страх за другого - что его уведут.
Вам никогда не казалось странным это выражение? Женщина говорит о другой женщине, что она увела его мужчину. То же говорит мужчина о другом мужчине. Но ведь в наш век такие вещи происходят только с согласия человека. Вряд ли это так же наследие времен, когда женщин, да и мужчин, продавали в рабство и распоряжались как вещью. Тут чудится первобытный захват, увод силой, отделение от своей группы. Вот это отделение от группы тут пожалуй важнее даже чем утрата контакта двоих. Если человек один - он точно в опасности. В наше время это редко так - но инстинкт действует. Теперь давайте посмотрим, что обостряет ревность? Скрытность другого, нежелание объяснить своё местонахождение и то, с кем возможны или намечены встречи. Одновременно вызывается беспокойство в указанном смысле и подрывается доверие. Когда нам приятно, что о нас кто-то думает и беспокоится - на самом деле нам приятна и ревность. Эти внешне несхожие (на первый взгляд) проявления чувств - одного порядка. Так что не торопитесь считать ревность злом.
Всё сказанное не отменяет, что ревность, переходящая в собственничество - вредит всем и сама становится опасной. Инстинктивная ревность безопасна при понимании её природы. В завершении приведу пример, красноречивый для тех, у кого есть собаки. Некоторые собаки плохо воспринимают, когда даже члены семьи обнимаются и целуются, стараются помешать, возможно им чуется опасность для одного из обнимающихся. И ещё сильнее собака будет злиться, когда увидит, что к хозяину приближается незнакомец. Угроза хозяину.
Конечно, у людей не так, но мы можем просто держать в памяти примеры из животного поведения для обогащения представления о собственном поведении. Непонятное становится более понятным. Главное, что в корне ревности лежит желание защитить - не от флирта, разумеется, а от опасности.