Корабль-дрель

Впервые в истории науки ученые намерены пробурить
земную кору до самой мантии. Именно для этого в Японии
спроектировано и построено уникальное специализированное судно –
корабль-дрель «Chikyu» («Земля»), водоизмещением 57 500 тонн и
стоимостью 535 миллионов долларов. Каких открытий ожидают
исследователи от его применения?
Непревзойденным мировым достижением, занесенным в Книгу
рекордов Гиннесса, на нынешний день является скважина глубиной 12
262 метра. Ее бурение было начато в 1970 году на Кольском
полуострове, неподалеку от города Заполярного буровой установкой
«Уралмаш-15 000» и специальным технологическим инструментом. Однако
на 13-м километре исследователи были вынуждены остановиться, так и
не пробуравив земной коры, поскольку, по существу, потеряли
управление инструментом и скважина пошла уж не вглубь, а в
сторону.
Тогда очередное глубинное бурение международная бригада
исследователей решила провести на океанской дне, где толщина земной
коры намного тоньше, чем на материке. Руководят этой программой
Япония и США, участвуют Китай и 12 стран Европейского
союза.
Новое судно «Chikyu», созданное для этой цели, намного
превосходит возможности своего предшественника – корабля «Joides
Resolution», который бурил дно в районе острова Ванкувер (Тихий
океан) несколько лет тому назад. Однако тогда исследователям так и
не удалось пробиться сквозь земную кору.
Корабль «Chikyu» оснащен сверхмощным сверлом, способным
просверлить Землю на глубину почти 7 км – именно на такой глубине,
по расчетам ученых, земная кора граничит расплавленной мантией.
Исследователи надеются, что на осуществление сверхглубокого бурения
им хватит одного года.
В начале 2006 года корабль вышел в море и добрался до
точки, выбранной в качестве исходного пункта для первого
эксперимента. Это место находится в 600 км к юго-западу от Токио, в
зоне так называемой субдукции, где одна литосферная плита уходит
под другую.
Как сообщил представитель японского Центра глубинного
исследования Земли Дзюн Фукутоми, проходка 7-километровой скважины
займет около года. И все это время судно должно покоиться строго на
одном месте, отслеживая свое положение с помощью системы GPS и сети
акустических датчиков, установленных на дне.
Судно «Chikyu», помимо использования техники,
применяемой при подводном нефтегазовом бурении, оснащено целым
рядом новейших устройств, которые обеспечат полную устойчивость
научно-исследовательского корабля во время вибрации работающих
буров и морской качки. Кроме того, предусмотрена специальная защита
на случай, если во время бурения внезапно забьет нефтяной или
газовый фонтан.
Ученые надеются, что вместе с собранными образцами
мантии и земной коры они получат в свои руки микробиологические
организмы периода рождения Земли. Поднятые из глубин на поверхность
кусочки «тела» нашей планеты позволят многое узнать и о том, какой
была окружающая ее среда в прошлом, составить научно обоснованный
климатический прогноз на будущее, а также, возможно, прояснят тайну
возникновения жизни на нашей планете.
Важнейшей задачей станет изучение тектонической плиты у
побережья Японии, на которую ныне приходится четверть всех
происходящих в мире землетрясений, и составление сейсмологического
календаря на ближайшие десятилетия.
Инициаторы проекта, конечно, надеются на его успех.
Однако кое-то из экспертов, помня о предпринятых ранее попытках
глубоководного бурения, опасается, что и эта окажется безуспешной.
«Наша живая планета всегда сопротивлялась подобному вмешательству,
– говорят они. – Подобные эксперименты очень опасны. Мантия Земли
предельно энергонасыщенна, и результатом бурения может стать
рукотворный вулкан, последствия извержения которого могут оказаться
непредсказуемы…» И ту защиту, которая предусмотрена на случай
выброса нефти или горячей породы, они считают
недостаточной.
Станислав Николаевич Зигуненко, «100 великих загадок
истории флота», 2008г.
|
</> |