Контрольный урок
m_petra — 26.04.2011 Закончился один урок, начинается переменка, через 15 минут другой, беру айфон, чтобы скоротать время, не успеваю углубиться, как подходит важный чувак (в пиджаке(!) а это, напомню, университет и раннее будничное утро) и представляет полуодетую девицу:- Петра - это Алиса, Алиса - это Петра.
- Очень приятно.
Они начинают отходить, тут до меня доходит:
- Минуточку, а где Тэд?
- Так вот же - Алиса будет вести класс.
- Навсегда?! - охаю я, - или только сейчас?
У Алисы отваливается челюсть, чувак хихикает и мнётся:
- Э-э.. мнэ-ээ... ну, как получится, это Открытый урок на соискание позиции преподавателя.
Тут я вспоминаю, что действительно, было дело, но я думала, что Тэд в очередной раз на ней и остался. Ну ладно, - думаю, - хоть открытый урок поиграю, а то мозги и руки плесенью покрываются от однообразия. Подзываю Алису, говорю, мол, на меня не ориентируйтесь, делайте что хотите, со мной проблем не будет, только демонстрируйте упражнения вот здесь, чтобы я видела, за сим и разошлись.
А тем временем, в зал начинает прибывать народ - старшие преподаватели из других контор (у нас объединённая система танцевального факультета, каждый варится в своей кастрюле, но они соединены в общую паровую систему), пару модЕрновых преподавателей (это на классику-то?), по контактной импровизации, из администрации тётки и смотрю, тихонечко у дальнего станка пристраивается старшОй по универовским танцам - классный модЕрновый дядька, а он сам чёрный - возраст по лицу не очень и разобрать, тем более издали, фигура, понятное дело, как у мальчика; встал и стоит себе тихонько разминается, а рядом умереть-не-встать - жена главного преподавателя всея Объединённой Конторы по Классическому танцу. Ну уж если сама боссярша пришла на новенькую смотреть, не выпустив мужа, то дело серьёзное! Значит вправду думают брать-не брать, обычно-то, когда все эти соискатели дают открытые уроки, имя того, кого примут, уже давно впечатано в контракт, а в зрительном зале сидит подрёмывает себе какой-нить препод, у которого сейчас рабочий день или вовсе кто-нить из бухгалтерии, для видимости, а тут... В общем, расстроилась я, не хотелось бы, чтобы Тэд ушёл.
Ну что вам сказать про Алису... Ну нормальная, сильная, строгая, комбинации сложные давала, чётко по вагановской системе (хотя руки и голова "от Баланчина", но для американской школы это частое явление). Сначала я чертыхнулась - она явно привыкла под консервированную музыку работать - фразировка у неё не идеальная и говорит "Спасибо" (это значит - кончай играть, мы уже всё), когда до конца фразы остаётся совсем немножко - тут любой среднеопытный педагог уже дождётся конца и кивнёт. Подогнала я ей элегантно эти концовочки, но на душе стало тоскливо - это чё, я могу получить её навсегда?:(( Всё, - думаю, - нефиг, ещё раз такое сделает, просто оборву музыку и пусть торчит посреди класса, как дура. И что порадовало - не понадобилось! У неё оказалась очень хорошая реакция и быстро соображает-перестраивается на ходу, т.е. ей пару раз хватило, чтобы сориентироваться, как надо, так что дальше нормально пошло.
Что главное - у каждого преподавателя есть стиль, характер, внутреннее амплуа. Т.е. они могут, конечно, творить в любых жанрах и характерах, но есть для каждого один - самый естественный, самый желанный, в который он скатывается по умолчанию, если нет других задач. Этот "характер" пронизывает его урок, хореографию, выбор репертуара итдитп, и если вы, например, с ним не совпадаете, то беды большой нет, но и полёта не будет, потому что ну кому охота годами играть лебедёвое, когда хочется донкихотовое? Зная "характер" препода, можно исподволь "подталкивать" его наверх или наоборот - "гасить" (например, играть ему ту музыку, на которую он внутренне отзывается, которая затрагивает те струны души, которые напоминают о том, что он хотел танцевать, тогда к середине урока он уже находится в разогретом состоянии и рвётся в бой - творить. И наоборот - можно загасить любого "неуютной" для него музыкой, неточными темпами и сбивающими акцентами. От такого у кого хошь с души свернёт).
Например, эта боссярша, что к станку встала - она жизельково-хрустальная. Фсегда и везде. Ну ежли нечасто играть, то ничего, нормально - опять же и читать сколько хочешь во время урока можно - не мешает, но когда вот эта вечная "пугливая девственность" во всём? Эти нежные ручки крендельком наверх и кукольное реливэ? Всегда?! Так и находимся в этом состоянии из урока в урок - не мычим и не телимся. А эдакое на диагонали, на Гранд Жете? Вместо полёта это вечное трепетное с придыханием балансе, а потом - скок разок наверх и всё? А жЫть когда?! (Даже у Портман в "Лебеде" не только эта эмоция, а ещё и другие проскакивают, но Портман - это полтора часа для терпеливых, а мне - играй из года в год каждый день по паре уроков?! Кто такое вынесет?)
И ещё куда не шло, этот нежный хрусталь на полупрозрачных нимфах-профессионалках, но на наших местных коровах? Корова жизелью - тяжёлое зрелище, таким нужен мощный пинок донкихотовым, горящим, чтобы из штанов выпрыгивалось и хотелось лететь! Лететь, забыв, что корова, что "рождённый ползать летать не может" - может! Но для этого педагог другой нужен и музыка другая, тогда всё что угодно полетит, ещё и чувствовать себя будет Нуриевым, не меньше.
Или например - "Баядерка с корзинкой". "С корзинкой" в широком смысле - это когда сначала долго тягуче-романсово вас укоряет (за все былые и предстоящие обиды), потом недолго, но навязчиво истерит (собственно, с корзинкой), ну и самый любимый момент - долгожданно умирает (самый распространённый тип среди русских балерин).
Таким играть хоть и утомительно, но не так скучно, а к припадкам возбуждения можно привыкнуть. Хуже, если класс не отвечает на позывы педагога, а я как бы не могу игнорировать - я на работе, мне за это деньги платят, вот вдвоём и колбасимся
Много существует типов, не буду сейчас описывать, но с нынешним преподавателем - Тэдом, мы прекрасно совпадаем. Мне нравится и его отношение к предмету - не бывает проходных уроков, каждый раз выкладывается без остатка и поднимает класс в воздух; и манера преподавания; и, что редкость, но очень важно для меня - абсолютно музыкален, поэтому работать с ним в удовольствие, мы понимаем друг друга без слов. А его финалы - буйные, бравурные, "донкихотовые" - праздник, ощущение сцены, желание лететь.
А эта Алиса... её диагональ... может, конечно, она перемудрила, желая продемонстрировать комиссии всё, на что способна, и навбухивала всякой всячины, но полетать с этими гантелями на ногах не удалось (к тому же акценты не очень удачно смешала). И манера у неё - эдакая сдержанная заумно-задумчивая. Задумчивый полёт...
Немного взбодрилось, когда мужчины вышли на большие прыжки, да и то потому, что им хотелось выпендриться. Развернулись во всю мощь, но... профессионалы меня поймут - как взлететь, если комбинация не располагает? В общем, может, если бы ей не надо было показывать себя во всей красе, то она задала бы более стройную комбинацию. Но общее впечатление от неё - хорошее.
Урок закончился, студентам раздали листы, где они должны проставить свои оценки кандидатке, а я стала продираться к выходу. Танцоры любят читать-писать, сидя или лёжа на полу. Растянулись они, ноги в стороны пораскидали и стали заполнять. Рядом педагоги толпятся-тусуются, у них свои бумаги, а молодая секретарша суетится, раздаёт листы тем, кто ещё не получил. В пол-оборота сунула мне листок, я взяла и заулыбалась: мне не положено, это она по ошибке дала, концертмейстеры никогда не оценивают педагогов, да никому и в голову не придёт их спрашивать, потому как концертмейстер ничего ни в уроке, ни в танце понимать не могёт, его воспринимают как техническое приложение к преподавателю, в отсутствие которого он не подаёт ни признаков жизни, ни разума.
Наконец, подняла она на меня глаза, ойкнула и потянулась за своим листочком:
- Ой, извините, вам не надо, это оценки педагогу.
А я лист не отдаю, мне ужасно любопытно глянуть, что там за критерии.
- Если хотите, - заулыбалась она, - ну заполните тоже, как хотите!
Но это она так, из вежливости и политкорректности - неловко же прям сразу взять и забрать, как у мартышки, наверное, решила потом просто выкинуть мой лист и все дела, лишь бы меня не обидеть. Стоит неподалёку, зорко ждёт, когда я его верну.
Глянула я на листочек - ой-ёй! Там столько всего! Не меньше двух десятков вопросов и по пять ответов к каждому, да что да как, да манера преподавания, да стиль ведения, да владение аудиторией, да понятно ли объясняет, да возбуждает ли в вас творческий порыв, да уделяет ли каждому внимание, да проф. навыки, да интенсивность нагрузки итдитп, итдитп - замаешься отвечать! А самое неприятное - с другой стороны листа ещё несколько вопросов, и самостоятельно длинно расписать нужно - что понравилось/не понравилось, чем новым овладел и какие ваши (!) рекомендации преподавателю по ведению урока, вона как! (ага, сейчас студент по степу начнёт расписывать свои рекомендации педагогу-классику). Потом все эти ответы соберут, приплюсуют преподавательские вердикты, проанализируют и вынесут высочайшее решение. В общем, целая наука.
Вздохнула я, взяла ручку и написала вверху, где места побольше:
ТЭД - ЛУЧШЕ!
и отдала.
Что с концертмейстера взять-то?
|
</> |