Контрольный урок

топ 100 блогов m_petra26.04.2011 Закончился один урок, начинается переменка, через 15 минут другой, беру айфон, чтобы скоротать время, не успеваю углубиться, как подходит важный чувак (в пиджаке(!) а это, напомню, университет и раннее будничное утро) и представляет полуодетую девицу:
- Петра - это Алиса, Алиса - это Петра.
- Очень приятно.
Они начинают отходить, тут до меня доходит:
- Минуточку, а где Тэд?
- Так вот же - Алиса будет вести класс.
- Навсегда?! - охаю я, - или только сейчас?
У Алисы отваливается челюсть, чувак хихикает и мнётся:
- Э-э.. мнэ-ээ... ну, как получится, это Открытый урок на соискание позиции преподавателя.
Тут я вспоминаю, что действительно, было дело, но я думала, что Тэд в очередной раз на ней и остался. Ну ладно, - думаю, - хоть открытый урок поиграю, а то мозги и руки плесенью покрываются от однообразия. Подзываю Алису, говорю, мол, на меня не ориентируйтесь, делайте что хотите, со мной проблем не будет, только демонстрируйте упражнения вот здесь, чтобы я видела, за сим и разошлись.

А тем временем, в зал начинает прибывать народ - старшие преподаватели из других контор (у нас объединённая система танцевального факультета, каждый варится в своей кастрюле, но они соединены в общую паровую систему), пару модЕрновых преподавателей (это на классику-то?), по контактной импровизации, из администрации тётки и смотрю, тихонечко у дальнего станка пристраивается старшОй по универовским танцам - классный модЕрновый дядька, а он сам чёрный - возраст по лицу не очень и разобрать, тем более издали, фигура, понятное дело, как у мальчика; встал и стоит себе тихонько разминается, а рядом умереть-не-встать - жена главного преподавателя всея Объединённой Конторы по Классическому танцу. Ну уж если сама боссярша пришла на новенькую смотреть, не выпустив мужа, то дело серьёзное! Значит вправду думают брать-не брать, обычно-то, когда все эти соискатели дают открытые уроки, имя того, кого примут, уже давно впечатано в контракт, а в зрительном зале сидит подрёмывает себе какой-нить препод, у которого сейчас рабочий день или вовсе кто-нить из бухгалтерии, для видимости, а тут... В общем, расстроилась я, не хотелось бы, чтобы Тэд ушёл.

Ну что вам сказать про Алису... Ну нормальная, сильная, строгая, комбинации сложные давала, чётко по вагановской системе (хотя руки и голова "от Баланчина", но для американской школы это частое явление). Сначала я чертыхнулась - она явно привыкла под консервированную музыку работать - фразировка у неё не идеальная и говорит "Спасибо" (это значит - кончай играть, мы уже всё), когда до конца фразы остаётся совсем немножко - тут любой среднеопытный педагог уже дождётся конца и кивнёт. Подогнала я ей элегантно эти концовочки, но на душе стало тоскливо - это чё, я могу получить её навсегда?:(( Всё, - думаю, - нефиг, ещё раз такое сделает, просто оборву музыку и пусть торчит посреди класса, как дура. И что порадовало - не понадобилось! У неё оказалась очень хорошая реакция и быстро соображает-перестраивается на ходу, т.е. ей пару раз хватило, чтобы сориентироваться, как надо, так что дальше нормально пошло.

Что главное - у каждого преподавателя есть стиль, характер, внутреннее амплуа. Т.е. они могут, конечно, творить в любых жанрах и характерах, но есть для каждого один - самый естественный, самый желанный, в который он скатывается по умолчанию, если нет других задач. Этот "характер" пронизывает его урок, хореографию, выбор репертуара итдитп, и если вы, например, с ним не совпадаете, то беды большой нет, но и полёта не будет, потому что ну кому охота годами играть лебедёвое, когда хочется донкихотовое? Зная "характер" препода, можно исподволь "подталкивать" его наверх или наоборот - "гасить" (например, играть ему ту музыку, на которую он внутренне отзывается, которая затрагивает те струны души, которые напоминают о том, что он хотел танцевать, тогда к середине урока он уже находится в разогретом состоянии и рвётся в бой - творить. И наоборот - можно загасить любого "неуютной" для него музыкой, неточными темпами и сбивающими акцентами. От такого у кого хошь с души свернёт).

Например, эта боссярша, что к станку встала - она жизельково-хрустальная. Фсегда и везде. Ну ежли нечасто играть, то ничего, нормально - опять же и читать сколько хочешь во время урока можно - не мешает, но когда вот эта вечная "пугливая девственность" во всём? Эти нежные ручки крендельком наверх и кукольное реливэ? Всегда?! Так и находимся в этом состоянии из урока в урок - не мычим и не телимся. А эдакое на диагонали, на Гранд Жете? Вместо полёта это вечное трепетное с придыханием балансе, а потом - скок разок наверх и всё? А жЫть когда?! (Даже у Портман в "Лебеде" не только эта эмоция, а ещё и другие проскакивают, но Портман - это полтора часа для терпеливых, а мне - играй из года в год каждый день по паре уроков?! Кто такое вынесет?)
И ещё куда не шло, этот нежный хрусталь на полупрозрачных нимфах-профессионалках, но на наших местных коровах? Корова жизелью - тяжёлое зрелище, таким нужен мощный пинок донкихотовым, горящим, чтобы из штанов выпрыгивалось и хотелось лететь! Лететь, забыв, что корова, что "рождённый ползать летать не может" - может! Но для этого педагог другой нужен и музыка другая, тогда всё что угодно полетит, ещё и чувствовать себя будет Нуриевым, не меньше.

Или например - "Баядерка с корзинкой". "С корзинкой" в широком смысле - это когда сначала долго тягуче-романсово вас укоряет (за все былые и предстоящие обиды), потом недолго, но навязчиво истерит (собственно, с корзинкой), ну и самый любимый момент - долгожданно умирает (самый распространённый тип среди русских балерин).
Таким играть хоть и утомительно, но не так скучно, а к припадкам возбуждения можно привыкнуть. Хуже, если класс не отвечает на позывы педагога, а я как бы не могу игнорировать - я на работе, мне за это деньги платят, вот вдвоём и колбасимся перед лицом скорбящих товарищей.

Много существует типов, не буду сейчас описывать, но с нынешним преподавателем - Тэдом, мы прекрасно совпадаем. Мне нравится и его отношение к предмету - не бывает проходных уроков, каждый раз выкладывается без остатка и поднимает класс в воздух; и манера преподавания; и, что редкость, но очень важно для меня - абсолютно музыкален, поэтому работать с ним в удовольствие, мы понимаем друг друга без слов. А его финалы - буйные, бравурные, "донкихотовые" - праздник, ощущение сцены, желание лететь.
А эта Алиса... её диагональ... может, конечно, она перемудрила, желая продемонстрировать комиссии всё, на что способна, и навбухивала всякой всячины, но полетать с этими гантелями на ногах не удалось (к тому же акценты не очень удачно смешала). И манера у неё - эдакая сдержанная заумно-задумчивая. Задумчивый полёт...
Немного взбодрилось, когда мужчины вышли на большие прыжки, да и то потому, что им хотелось выпендриться. Развернулись во всю мощь, но... профессионалы меня поймут - как взлететь, если комбинация не располагает? В общем, может, если бы ей не надо было показывать себя во всей красе, то она задала бы более стройную комбинацию. Но общее впечатление от неё - хорошее.

Урок закончился, студентам раздали листы, где они должны проставить свои оценки кандидатке, а я стала продираться к выходу. Танцоры любят читать-писать, сидя или лёжа на полу. Растянулись они, ноги в стороны пораскидали и стали заполнять. Рядом педагоги толпятся-тусуются, у них свои бумаги, а молодая секретарша суетится, раздаёт листы тем, кто ещё не получил. В пол-оборота сунула мне листок, я взяла и заулыбалась: мне не положено, это она по ошибке дала, концертмейстеры никогда не оценивают педагогов, да никому и в голову не придёт их спрашивать, потому как концертмейстер ничего ни в уроке, ни в танце понимать не могёт, его воспринимают как техническое приложение к преподавателю, в отсутствие которого он не подаёт ни признаков жизни, ни разума.
Наконец, подняла она на меня глаза, ойкнула и потянулась за своим листочком:
- Ой, извините, вам не надо, это оценки педагогу.
А я лист не отдаю, мне ужасно любопытно глянуть, что там за критерии.
- Если хотите, - заулыбалась она, - ну заполните тоже, как хотите!
Но это она так, из вежливости и политкорректности - неловко же прям сразу взять и забрать, как у мартышки, наверное, решила потом просто выкинуть мой лист и все дела, лишь бы меня не обидеть. Стоит неподалёку, зорко ждёт, когда я его верну.
Глянула я на листочек - ой-ёй! Там столько всего! Не меньше двух десятков вопросов и по пять ответов к каждому, да что да как, да манера преподавания, да стиль ведения, да владение аудиторией, да понятно ли объясняет, да возбуждает ли в вас творческий порыв, да уделяет ли каждому внимание, да проф. навыки, да интенсивность нагрузки итдитп, итдитп - замаешься отвечать! А самое неприятное - с другой стороны листа ещё несколько вопросов, и самостоятельно длинно расписать нужно - что понравилось/не понравилось, чем новым овладел и какие ваши (!) рекомендации преподавателю по ведению урока, вона как! (ага, сейчас студент по степу начнёт расписывать свои рекомендации педагогу-классику). Потом все эти ответы соберут, приплюсуют преподавательские вердикты, проанализируют и вынесут высочайшее решение. В общем, целая наука.
Вздохнула я, взяла ручку и написала вверху, где места побольше:
ТЭД - ЛУЧШЕ!
и отдала.
Что с концертмейстера взять-то?
Контрольный урок

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Мой друг Саша Горбатовский подсказал хорошую идею , которую необходимо процитировать полностью: "Я очень часто вижу, что многие в своем журнале почти ничего не пишут про свою работу и тем более про свои достижения. Писать про это считается ...
Дорогой дневник. Чтоб развеять свое мрачное настроение, пишу сюда эти строки, простите, если для кого это удар. Гипохондрия, как жесточайшее любострастие, захватило меня всю целиком и я тону в безуспешных попытках сбросить груз плохого настроения и наслаждаться свободой. Мальчик Федор от ...
Ещё неделю назад съездил на полтора дня в Коктебель — пригласили отметить день рождения с шашлыками. Шашлыков в Коктебеле я ещё никогда не ел, так что чего было не согласиться? Слегка надеялся, что получится и немного прогуляться по окрестностям, но, как говорится, «праздник — так ...
У каждой медали две стороны. Про одну сторону победы над сборной Испанией все СМИ уши прожужжали. Народное ликование, счастье, доходящее до безумия, торжество сбывшегося величия и прочая и прочая. Про вторую сторону сегодня маленько журнал блогера gala_gala15 заикнулся. Живой отклик ...
Навеяно множеством тем по топику и недоумением новоприбывшего. В общем начинаем потихоньку посматривать на север в сторону Ричмонд Хила. Надо же с рента когда то съезжать. Смотрим на МЛС и тихо ужасаемся. Нам все говорили что цены в облаках но чтобы до такой степени... Спросили знакомых ...